Вы здесь

Промежуточные итоги

Идет второй год реализации Национального проекта «Здоровье». В Кемерове в 2006 г. на выполнение его задач из всех источников финансирования (федеральный, областной, муниципальный бюджеты и внебюджетные фонды) поступило 303,962 млн руб. - 123% от плана. Какие проблемы удалось решить благодаря этим средствам? Какие по-прежнему остаются на повестке дня?

Материально-техническая база здравоохранения

В рамках реализации Национального проекта «Здоровье» получены и приобретены медицинское оборудование и транспорт на сумму 55,1 млн руб. За счет средств федерального бюджета (49,2 млн руб.) в 12 амбулаторно-поликлинических учреждений города поставлено 52 единицы диагностического оборудования: 3 рентгеноаппарата, 13 аппаратов УЗИ, 2 фиброгастродуоденоскопа, 21 аппарат ЭКГ, 11 лабораторных комплексов, 2 кольпоскопа. Также для городской станции скорой медицинской помощи поставлено 14 автомобилей скорой медицинской помощи и 1 реанимобиль для новорожденных.

Из средств областного бюджета для реализации нацпроекта выделен 1 млн руб., из местного бюджета - 3,4 млн руб., из внебюджетных источников учреждений здравоохранения - 2,5 млн руб. Однако отмечается рост затрат поликлиник на проверку новой аппаратуры, расходные материалы и приобретение сопутствующего оборудования для лабораторий.

Диспансеризация населения

За год в муниципальных поликлиниках Кемерова прошли комплексное обследование 14,4 тыс. человек, работающих в бюджетной сфере, и 22,1 тыс. занятых во вредных условиях труда.

На ранних стадиях выявлен ряд социально значимых заболеваний, в том числе 2 случая туберкулеза, 64 злокачественных новообразования, зарегистрировано 329 случаев сахарного диабета.

В то же время диспансеризация резко увеличила интенсивность труда всех работников поликлиник (ведь штатное расписание не изменилось). Доступность медицинской помощи для остальных категорий граждан снизилась, несмотря на то, что поликлиники выделяли дополнительные часы для диспансерного приема и работали по субботам.

Родовые сертификаты

Реализация программы реально повысила доступность и качество медицинской помощи женщинам во время беременности и родов. Централизованная закупка медикаментов исключила для них покупку лекарств в родильных домах и снизила - в женских консультациях.

Будущие мамы стали более дисциплинированными: в ранние сроки беременности на учет в женскую консультацию встали 83% против 80% в 2005 г.

Сформировался механизм заинтересованности врачей в регулярном и качественном наблюдении беременных. Так, охват беременных ультразвуковым и биохимическим скринингом (с целью выявления пороков развития плода) вырос на 5%. Число женщин, пролеченных в дневных стационарах, увеличилось на 259 человек, что способствовало улучшению их здоровья и снижению частоты осложнений. Улучшилась материально-техническая база учреждений родовспоможения: на средства сертификатов было закуплено 7 кольпоскопов, 6 кардиомониторов для контроля сердечной деятельности плода, 10 «инкубаторов» для выхаживания новорожденных, 10 электронных весов, весь необходимый хирургический инструментарий, более 100 новых кроватей.

Оплата сертификатов стимулировала роддома к дальнейшему совершенствованию диагностических и лечебных технологий акушерско-неонатальной службы. Но финансового наполнения родовых сертификатов не хватает, чтобы покрыть все расходы на оказание помощи будущим мамам.

Профилактика и лечение инфекционных заболеваний

В 3 раза увеличилось общее число вакцинированных против гепатита В и краснухи, расширился их контингент. Ранее эти прививки получали все дети в 1 год и девочки в 13 лет. Сейчас против гепатита вакцинируются дети до 17 лет включительно, против краснухи - дети 2-7 лет и девочки 14-17 лет.

Детей с иммунодефицитными состояниями, онкологическими заболеваниями и заболеваниями крови стали прививать против полиомиелита «ослабленной» вакциной (прежде ее не закупали из-за высокой стоимости).

Сократились расходы местных бюджетов на закупку вакцины против гриппа для декретированных групп населения (теперь ее поставляет федеральный бюджет).

13 пациентов с вирусными гепатитами пролечены в течение года на средства областного бюджета на сумму 2,3 млн руб. (2005 г. - 0,9 млн). Проведено качественное противовирусное лечение 10 пациентам с ВИЧ-инфекцией.

Экспресс-диагностику на ВИЧ прошли 700 родильниц из группы риска. Выявлено 8 случаев ВИЧ-инфекции у родильниц, их младенцы получили профилактическое лечение по полной схеме.

Однако федеральные поставки вакцин задерживаются и очень неравномерны. Так, первая партия «гепатитной» поступила в апреле, против полиомиелита - в конце сентября.

Специфические препараты для лечения ВИЧ-инфекции также поступили поздно. До декабря необходимую помощь получали только 2 из 10 нуждавшихся в ней пациентов.

В результате растиражированной СМИ информации об осложнениях вакцинации против гриппа резко возросло число отказов от прививок у детей и взрослых.
 
Высокие медицинские технологии

В 2006 г. адресную материальную помощь на проведение дорогостоящего лечения за счет средств местного бюджета на общую сумму 8,1 млн руб. получили 138 кемеровчан.

281 пациент направлен в федеральные клиники для проведения высокотехнологичной медицинской помощи за счет федеральных средств (в 2005 г. - 74 человека).

В то же время ограничение числа федеральных квот, в частности на кардиохирургическое лечение в Кузбасском кардиоцентре, ведет к тому, что очередность формируется как в «листе ожидания» центра (за счет федеральных квот), так и в Управлении здравоохранения (за счет местного бюджета). Еще 117 человек стоят в очереди на эндопротезирование крупных суставов в федеральных клиниках. Отсутствие статуса федеральных учреждений у горбольниц № 2 и № 3 и детской многопрофильной больницы не позволяет выполнять здесь дорогостоящие операции за счет федерального бюджета. (Заявки на включение этих учреждений в списки федерального финансирования уже направлены.)

Зарплата и кадры в здравоохранении

Благодаря значительному увеличению заработной платы специалистов первичного звена (с 8,5 тыс. руб. до 22-23 тыс. врачам и с 4,5 тыс. до 12,5 тыс. руб. среднему медперсоналу) удалось почти на 100% укомплектовать участковую сеть города.
 
За счет проведения диспансеризации взрослого населения заработки врачей узких специальностей выросли в среднем на 3554 руб., среднего медперсонала - на 2129 руб.

Программа родовых сертификатов позволила увеличить зарплату врача в роддоме на 2500 руб., среднего медперсонала -на 1289 руб., младшего - на 728 руб. В женских консультациях рост составил 1975 руб., 954 руб. и 245 руб., соответственно. Тем не менее рост заработной платы не переломил тенденцию постарения кадров: за год в больницы города трудоустроились всего 6 молодых специалистов.

Фиксированная надбавка к зарплате медиков первичного звена не позволяет руководителям ЛПУ начислять ее дифференцированно, в зависимости от качества выполненной работы. Хотя жалоб со стороны населения меньше не стало.

Отсутствие нормативно-правовой базы по доплатам приводит к нарушению трудового законодательства: доплаты не учитываются при начислениях по больничным листкам и отпускных. Поэтому поводу уже имеется 2 прокурорских представления, обязывающих руководителей горбольницы № 15 и детской больницы № 2 устранить нарушения, но нет ясности, из каких источников это делать.

Чтобы поддержать руководителей первичного звена, выплаты которым нацпроект не предусмотрел вообще и которые в результате стали зарабатывать гораздо меньше своих подчиненных, неся при этом большую ответственность, в течение 2006 г. администрация города доплачивала по 5 тыс. руб. заведующим поликлиниками и по 3 тыс. руб. заведующим терапевтическими и педиатрическими отделениями. В общей сложности на эти цели было израсходовано 3,4 млн руб. Но коренным образом на разрыв в доходах «рядовых» и «командиров» это не повлияло.

Большой разрыв в оплате труда участковых врачей и узких специалистов привел к оттоку последних из поликлиник, особенно детских, где они не имеют никаких доплат за счет диспансеризации. Сегодня Кемерово испытывает острый дефицит офтальмологов, оториноларингологов, неврологов и детских хирургов.

Доплаты медицинским работникам стационаров и ведомственных учреждений нацпроектом по-прежнему не предусмотрены.

Валентина АКИМОВА,
соб. корр. «МГ». Кемерово.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru