Вы здесь

Горящее сердце

В клинической больнице № 83 Федерального медико-биологического агентства (недавно реорганизована в Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий ФМБА России) состоялся международный симпозиум, посвященный современным методам диагностики и лечения нарушений ритма сердца «Катетерная аблация мерцательной аритмии предсердий у пациентов с сердечной недостаточностью».

Приветствуя участников симпозиума, главный врач больницы профессор Олег Кузовлёв отметил, что это одно из крупнейших лечебных учреждений столицы, которое насчитывает 810 коек и более 1,5 тыс. сотрудников. За год в ней лечится более 20 тыс. больных. Там расположено 8 медицинских центров, в том числе 7 федеральных, 10 кафедр и клинических баз. Больница участвует в 12 международных клинических испытаниях, издает свой журнал «Клиническая практика». В настоящее время акцент делается на развитие стацио-нарозамещающих технологий и снижение сроков стационарного лечения. Идет строительство корпуса НИИ пульмонологии, а кардиологическая служба преобразована в НИИ кардиологии, возглавляемый профессором Андреем Ардашевым.

Научная и образовательная программа симпозиума открылась лекцией профессора Натальи Козиоловой (Пермь) «Хроническая сердечная недостаточность и мерцательная аритмия в России». В настоящее время говорят о двух новых эпидемиях сердечно-сосудистых заболеваний – хронической сердечной недостаточности (ХСН) и мерцательной аритмии (МА), называемой также фибрилляцией предсердий (ФП). Согласно исследованию ЭПОХА, частота ХСН и ФП увеличивается с возрастом. Были изложены европейские рекомендации по лечению ХСН.

Затем с лекцией о роли электрофизиологического ремоде-лирования предсердий и желудочков при сердечной недостаточности и развитии МА выступил профессор Игорь Ефимов (США) (интервью с ним будет опубликовано в одном из ближайших номеров «МГ».).

Первое заседание завершилось докладом профессора Андрея Ардашева о радиочастотной аблации (РЧА) МА у больных с ХСН. Эффективность медикаментозной антиаритмической терапии (ААТ) невысока, а ее проведение связано с серьезными побочными реакциями. «Истинной целью лечения является высокое качество жизни», - сказал А.Ардашев. Его собственный опыт РЧА при хронической МА составил 66 больных, из которых у 42 удалось проследить 5-летний катамнез. В трети случаев отмечалась полная отмена ААТ. В США с 1992 г. аритмология существует как субспециальность. Давно пора сделать то же самое и в России.

Затем, после краткого перерыва, состоялась видеотрансляция из операционной в Болонье (Италия). Оперировал профессор Карло Паппоне (C.Pappone), а комментировал ход операции д-р Габриеле Вичедомини (G.Vicedomini). Конечно, операцией в классическом понимании это действо назвать трудно. Паппоне и Вичедомини сидели за столом перед большим дисплеем, управляя находящимся в легочной вене катетером с помощью джойстика. Использовалась система магнитной навигации «Ниобея». Наконечник катетера (электрод) подводился к мишени с помощью магнитного поля, генерируемого постоянными магнитами. Это роботизированная технология, исключающая присутствие хирурга в операционном  поле, которая существенно сокращает время введения катетера в отделы сердца и время облучения больного.

Был продемонстрирован случай лечения тахикардии у больного, в течение 4 лет страдающего ФП. В такой ситуации шанс на восстановление синусового ритма после аблации составляет 20%, поскольку электрическая память сердца этому препятствует. Если продолжительность ФП менее года, то вероятность восстановления ритма увеличивается до 60-70%.

С докладом о перспективах применения роботов для лечения МА предсердий на симпозиуме выступил профессор Николас Петерс (N.Peters, Великобритания).

Высокая планка

Директор НИИ кардиологии ФНКЦ ФМБА России и заведующий кафедрой кардиологии Института повышения квалификации ФМБА России профессор Андрей Ардашев неоднократно популяризировал проблемы аритмологии на страницах «МГ» в рубрике «Конспект врача» (см. «МГ» № 26 от 11.04.2007, № 1 от 11.01.2008, № 16 от 05.03.2008, № 21 от 21.03.2008). По завершении первой части симпозиума он любезно ответил на вопросы корреспондента «МГ».

– Андрей Вячеславович, в чем вы видите смысл организации нынешней конференции?

– Смысл в том, что мы давно (более 13 лет) занимаемся проблемой лечения МА, первыми в России начав применять интервенционные методики. То, что вы видели, – реальность. Наша глобальная цель – обучить этому других. Вторая цель – подвести определенные итоги своей работы и увидеть, как высоко находится планка, которой нужно достичь, если хочешь заниматься данной проблематикой: нужно быть готовым к очень высокому уровню как фундаментальной научно-исследовательской работы, так и клинической технологии. Третья цель – определить, куда двигаться дальше в рамках коллектива нашего отделения, НИИ кардиологии, ФМБА и страны в целом. Среди зарегистрированных участников симпозиума есть специалисты из разных регионов России и стран ближнего зарубежья (Украины и Белоруссии).

ФП и ХСН являются основной причиной летальности. Они взаимно отягощают друг друга – одна приводит за руку другую, и наоборот. Основной исход – сердечная недостаточность или внезапная сердечная смерть. Вероятность того или другого события – 50 на 50. Технологии их лечения находятся в стадии разработки. Надежд на традиционные фармакологические подходы мало, а технологии, которые демонстрировались на симпозиуме, очень трудоемки и дороги.

– Много ли в стране центров, которые занимаются этой проблемой на современном уровне?

– С каждым днем их становится всё больше и больше. Например, более 40 отечественных центров декларируют лечение МА с помощью методики РЧА. А общее число центров, отвечающих за оказание аритмо-логического пособия (имплантация кардиостимуляторов и выполнение интервенционных вмешательств), достигает 120.
 
Так что данное направление в нашей стране активно развивается.

– Сколько аблационных процедур выполнено в вашей клинике за 13 лет?

– Никто их толком не считал. Это систематическая работа. Мы шли от длительных процедур «с помощью ножа и топора» с низкой эффективностью до современных малоинвазивных вмешательств с высокой гарантией эффективности и безопасности.

– В своем докладе вы привели 66 случаев РЧА при МА…

– Это эксклюзивный материал, где прослежен 5-летний катамнез 42 больных с хаотической МА на момент включения в протокол. Таких данных нигде в мире нет ни у кого. Они были озвучены недавно на конгрессе по аритмиям в Венеции, а в России впервые доложены на данном симпозиуме.

– И каковы отдаленные результаты?

– Очень хорошие. У каждого третьего больного антиаритмические препараты были отменены.

– Что представляет собой РЧА?

– Это новая технология, когда на кончик электрода, находящегося в полости левого предсердия, подается ток высокой частоты. Площадь электрода очень небольшая – 4 мм в длину и 2 мм в диаметре. Референтная пластина находится под спиной больного. Когда контур высокочастотного генератора замыкается, за счет разницы площадей происходит импедансный нагрев кончика электрода. Температура в интерфейсе электрод – ткань достигает 1000С. Те черные точечки, которые вы видели на дисплее во время операции, – это «выжженная напалмом» сердечная ткань.

– Как электрод попадает в полость сердца?

– С помощью катетера. Доступ трансвенозный – катетер вводится через бедренную вену, затем транссептально (из правого предсердия в левое). Более того, он работает на устьях легочных вен, которые представляют собой тончайшие трубочки.

Болеслав ЛИХТЕРМАН,
корр. «МГ»,
доктор медицинских наук.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru