Вы здесь

Медицина четырех П

В Москве состоялась двухдневная конференция «Биомедицинские технологии в Сколково. Вызовы и возможности», организованная кластером биомедицинских технологий Фонда «Сколково». В ее работе участвовал ряд ведущих отечественных и зарубежных ученых, в том числе два нобелевских лауреата.

Открывая конференцию, лауреат Нобелевской премии по физике академик РАН Жорес Алфёров назвал биомедицинские исследования одним из самых важных направлений. По словам Алфёрова, прогресс медицины связан с применением физических методов в клинической практике. В качестве примера он привел работы своего учителя Сергея Соколова по ультразвуковой микроскопии, проведенные в конце 1920-х годов. А сейчас на основе этих исследований разработаны методики УЗИ, с которыми можно столкнуться в любой поликлинике. Проведя параллель между Сколково и Силиконовой долиной в Калифорнии, академик Алфёров сказал: «В России нет более важного проекта, чем Сколково».

Почему Россия не Люксембург?

Конференция состояла из четырех сессий, первая из которых назвалась «Вызовы и возможности». Она открылась лекцией профессора Лероя Гуда (L.Hood, Сиэтл, США), посвященной медицине четырех П (P4 Medicine) – предсказательной, профилактической, персонализированной и партнерской. Гуд возглавляет Институт биологии систем – ИБС (Institute for Systems Biology – ISB), основанный в Сиэтле в 2000 г. и насчитывающий 12 руководителей (faculty) и 300 сотрудников. Сейчас в мире существует более 70 подобных организаций.

Болезнь интерпретируется Гудом, как следствие сетевых (network) нарушений. На модели прионных болезней у мышей было показано, что развитие нейродегенеративного процесса может быть спрогнозировано по динамике мозговой сети. Гуд выделяет 4 сети прионной болезни – накопление прионов, активацию глии, дегенерацию синапсов и смерть нейронов.

«Окном», позволяющим отличить здоровье от болезни, является кровь, где можно обнаружить органоспецифические протеины, (которые могут быть маркерами различных заболеваний на ранних стадиях). Такой подход позволяет персонифицировать терапевтическую тактику.

По мнению Гуда, снижение стоимости определения генома сделает эту процедуру рутинной для каждого поликлинического больного уже через 10 лет.

Как считает Гуд, трансформация аналитических инструментов позволит нам расшифровывать миллиарды персональных данных. «Через 10 лет виртуальное облако из миллиардов цифр будет окружать каждого индивида, – заявил он. – Медицина четырех П появится в ближайшие 10-20 лет».

Для развития такой медицины Великое герцогство Люксембург выделило 100 млн долл. на 5 лет. С помощью ИБС там создан Центр системной биомедицины. В штате Огайо работает некоммерческий П4 Медицинский институт (P4 Medical Institute – P4MI). В конце лекции Гуд остановился на вопросе коммерциализации научных разработок. Возглавляемая им лаборатория является учредителем или соучредителем 13 компаний. «Медицина четырех П трансформирует индустрию здравоохранения», – считает Гуд. 

Заграница нам поможет

Затем с докладом о биомедицинских технологиях в Сколково выступил руководитель биомедицинского кластера профессор Игорь Горянин. О роли Сколково в модернизации российской медицины рассказал профессор Михаил Ситковский (Бостон, США). Как выразился Ситковский, одна из желанных целей Сколково – развивать то, что «каждый хочет, но никто не имеет». В качестве примера он привел иммунотерапию рака, которая требует комбинированного применения и совершенствования многих медицинских технологий. Еще в 1974 г., работая в МГУ, Ситковский задумался, почему противоопухолевые Т-лимфоциты разрушают опухолевую ткань in vitro, но неэффективны in vivo (так называемый парадокс Гелльстрома)? Ответ был найден много лет спустя. Опухоль вырабатывает аденозин, который «усыпляет» Т-лимфоциты. Если нейтрализовать аденозин с помощью гипоксии, то атакованная Т-клетками опухоль погибает. Подчеркивая важность моделирования болезней на животных, Ситковский предлагает создать Сколковский институт трансляционной медицины. В частности, партнером могла бы стать возглавляемая им компания, производящая моноклональные антитела, такие как упомянутый Гудом герцептин.

Что может быть лучше эффективной иммунотерапии рака? Ранняя диагностика, делающая иммунотерапию ненужной. Значит, надо искать надежные биомаркеры заболевания (не только онкологического, а любого) с помощью протеомики и биоинформатики. Сейчас, по мнению Ситковского, хорошее время для привлечения в Сколково ученых мирового класса, поскольку наука в США финансируется недостаточно. Таким образом, «Сколково сможет катапультировать российское здравоохранение на недосягаемую высоту», – сказал он.

Обгонять не догоняя

Однако аудиторию несколько приземлил председатель Комитета по науке Государственной Думы РФ Валерий Черешнев, чье выступление открыло секцию по междисциплинарным исследованиям. Россия занимает 70-е место в мире по уровню развития биоиндустрии. В развитых странах на биомедицину расходуется около половины всех отпускаемых на науку средств. В этой связи докладчик предложил вспомнить девиз Курчатова: «Обгонять не догоняя». Предлагается выделить несколько приоритетных направлений и именно на них сконцентрировать имеющиеся ресурсы. У нас имеется Национальная программа «Развитие биотехнологии в РФ на 2006-2015 гг.» Одним из приоритетных направлений является разработка противоопухолевых препаратов, другим – получение новых генно-инженерных вакцин. По мнению Черешнева, стратегическим направлением развития отечественной фармацевтической промышленности должно стать производство оригинальных лекарств, превосходящих лучшие зарубежные аналоги. Как известно, 80% применяемых в России лекарственных средств являются импортными и только 20% – отечественными. К 2020 г. это соотношение должно быть обратным.

К сожалению, не представляется возможным рассказать обо всех докладах данной секции. Поэтому перечислю лишь имена выступавших и название сообщений. Академик РАМН Александр Арчаков (НИИ биомедицинской химии им. В.Н.Ореховича РАМН, Москва) рассказал о развитии протеомики, профессор Владимир Зельман (Лос-Анджелес, США) – о современных стратегиях защиты мозга, профессор Александр Габибов (Институт биоорганической химии им. М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова РАН, Москва) – о механизмах деградации антигена, член-корреспондент РАН Михаил Дубина (С.-Петербургский государственный университет) – о междисциплинарном подходе к изучению биомедицинских технологий, академик РАН Юрий Гуляев (Институт радиотехники и электроники им. В.А.Котельникова РАН, Москва) – о неинвазивной инструментальной диагностике, профессор Александр Каплан (Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова) – об интерфейсе мозг – компьютер.

Однако нельзя не остановиться на обсуждении, которым завершился первый день работы конференции. С критическим комментарием по поводу проектов Сколково выступил академик РАН Михаил Угрюмов (Москва). Если Сколково рассматривается как инкубатор новых технологий, то их число не должно превышать двух или трех. Например, новые лекарственные средства успешно разрабатывают в подмосковной Черноголовке, ядерные технологии – в Дубне и т.д. Зачем распылять и без того недостаточное федеральное финансирование науки на создание мегацентра на пустом месте? Как известно, ежегодный бюджет всей РАН составляет 2 млрд долл. Бюджет Сколково на 2011 г. составляет 1,726 млрд руб. (то есть менее 60 млн долл.). «Сколково – хорошее место для сбора грибов», – иронично заметил Угрюмов.

Изменить парадигму поиска лекарств

На второй день работы конференции состоялись сессии, посвященные путям ускорения развития биомедицины и перспективам бизнеса. Нобелевский лауреат Роджер Корнберг (R.Kornberg, США) рассказал о важности фундаментальной науки. Основные медицинские успехи связаны с открытиями в других областях. Примером может служить открытие Х-лучей Вильгельмом Рентгеном или пенициллина – Чейном, Флори и Флемингом. Как способствовать открытиям? Поддерживать конкретных исследователей на основании поданных заявок, обеспечить их объективное рецензирование, помнить о законе больших чисел. Ни в коем случае нельзя заранее определять приоритетные области – пусть побеждают лучшие идеи. Расходы на разработку лекарств увеличились за последние 20 лет в разы, а число новых лекарств, разрешенных к применению, практически не изменилось. Значит, необходимы новые методы поиска лекарств, такие как моделирование биологического взаимодействия с помощью поляризации.

Президент компании Lotus Престон Генслей (P.Hensley, США) считает, что надо менять саму парадигму поиска новых лекарств. Ежегодные экономические потери от хронических болезней в США достигают 1,3 трлн долл., что составляет десятую часть ВВП этой страны. В 2008 г. на лекарства было потрачено 292 млрд долл. При этом примерно в половине случаев фармакотерапия является неэффективной, число побочных действий лекарств достигает 2 млн, а в 100-125 тыс. случаев это является причиной смерти больных.

Для вывода на рынок новой лекарственной молекулы требуется потратить около 4 млрд долл. Процесс занимает от 12 до 15 лет, и лишь одна из 100 молекул будет доведена до потребителя. Почему продуктивность фарминдустрии столь низка? Потому, отвечает Генслей, что биологии безопасности лекарственных средств не уделяется достаточного внимания. Если на изучение эффективности новых лекарств ежегодно расходуется 30 млрд долл., то на изучение их безопасности – всего 160 млн долл. На чем предлагается сосредоточить внимание российской стороне? Например, на раке молочной железы. Ежегодная смертность от этого заболевания в РФ составляет 15,5 на 100 тыс. населения, то есть почти вдвое больше, чем в мире в целом (7,7:100 000). Для улучшения результатов лечения необходимо лучше знать биологию и геномику раковой клетки. С помощью новых технологий можно понять причины возникновения лекарственной устойчивости к химиопрепаратам, их токсичности, а также идентифицировать биомаркеры. Предлагается стратифицировать популяцию больных в зависимости от ответа на лекарственную терапию. Если диагностический тест окажется положительным, то велика вероятность успеха химиотерапии, а если он будет отрицательным, то шансы на излечение минимальны.

…К сожалению, эта интересная встреча ученых и практиков была организована на скорую руку. Жаль, что не было ни пресс-конференции, ни пресс-релиза, ни сборника тезисов, ни проекта резолюции. Была лишь программа на трех страничках, где отсутствовали даже названия докладов, а фамилии некоторых докладчиков напечатаны с ошибками. Нобелевские лауреаты выступали в полупустой аудитории…

Идеи – в практику

По завершении конференции корреспондент «МГ» встретился с руководителем кластера биомедицинских технологий Игорем ГОРЯНИНЫМ и задал несколько вопросов.

– Что собой представляет биомедицинский кластер?

– Это группа сотрудников, специалистов в области медицинских технологий, инвестиций и проектного менеджмента, которые работают над проектами совместно с заявителями, помогают в разработке стратегии Университета Сколково, стратегии работы с ключевыми партнерами…

– Это какая-то виртуальная структура?

– Нет. Физически мы находимся в Центре международной торговли на Красной Пресне. У нас матричная структура. Есть дирекция по направлениям, а есть горизонтальные или функциональные службы.

– Поскольку «МГ» рассчитана на практических врачей, хотелось бы знать, что это может дать в обозримом будущем медицинской практике?

– В данный момент мы финансируем исследования на этапе научно-исследовательских разработок. Серийное производство продукта не входит в наши задачи. Но многие идеи должны включать выход в практическую медицину. Одна из задач кластера – обеспечить связь между учеными и практическими врачами. Например, мы будем поддерживать те экспериментальные работы, которые могут иметь клиническое значение.

– Но ведь есть программа РАН «Фундаментальные науки – медицине». Выходит, ваша программа с ней перекрывается?

– Да, перекрывается. Мы поддерживаем те фундаментальные исследования, которые могут быть реализованы на практике. Мы взяли на себя роль посредников между фундаментальной наукой и клинической практикой. Но можно назвать нас не посредниками, а инноваторами, поскольку мы берем результаты научных исследований и их коммерциализируем. Одна из наших задач – привлечение инвесторов.

Болеслав ЛИХТЕРМАН,
корр. «МГ»,
доктор медицинских наук.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru