Вы здесь

Эти «непонятные» пациенты...

В один из осенних дней на кемеровскую «скорую», обслуживающую 560 тыс. населения, поступило сразу четыре вызова на попытки самоубийства. Два из них пришли из поселка Кузбасский Кемеровского района: вслед за 39-летней женщиной уйти из жизни решил ее муж. Его спасли, мать троих несовершеннолетних детей не успели.

Что это? Кузбасс накрыла волна суицидов, напрямую связанная с мировым экономическим кризисом? Или трагедии, непоправимые в масштабе одной семьи, стоят в ряду будничных и, как ни ужасно это звучит, среднестатистических?

Об экономическом базисе и бытовой надстройке

Следователь межрайонного Следственного комитета по Кемеровскому району, Топкам и Березовскому Юрий Шевченко версию о связи семейного суицида с мировым кризисом отверг сразу. Вспомнив один-единственный «экономический» эпизод, который имел место лет 8 назад: человек взял кредит на дорогую машину, разбил ее, и, будучи неплатежеспособным, с горя покончил с собой.

- В основе подавляющего большинства суицидов лежат семейные распри, - уточняет следователь. - Как и в данном конкретном случае: житель поселка Кузбасский, прошедший Чечню и последнее время нигде не работавший, изводил ревностью свою жену. После очередного скандала женщина повесилась. Пока прибывший на место трагедии участковый милиционер опрашивал свидетелей, в ту же петлю полез мужчина. Его хватились и успели вынуть...

Заместитель главного врача Кемеровской городской клинической станции скорой медицинской помощи Сергей Малиновский также считает, что разговоры о росте уровня самоубийств сегодня безосновательны.

- Осень, как и весна, - периоды сезонной депрессии, которая развивается у определенной части граждан и нередко сопровождается аутоагрессией, - поясняет Сергей Витальевич. - Поэтому ежедневно на станции дежурят 2 специализированные психиатрические бригады и 4 бригады реаниматологов. Но гораздо чаще, чем в психиатрическую больницу, несостоявшихся самоубийц доставляют к токсикологам или травматологам: с медицинской точки зрения эти люди вполне сохранны психически. У нас существует специальный журнал, куда диспетчер заносит все вызовы на суицидоопасные состояния. В оперативном режиме эта информация передается в Кемеровский центр медико-психологической помощи населению, специалисты которого сами выходят на таких пациентов...

Полезная альтернатива

Напомним: центр медико-психологической помощи открылся в Кемерово в мае 1993 г. - как ответ на вызов времени. На протяжении предшествующих 20 лет показатель завершенных самоубийств превышал здесь средний по России в 1,5 раза. В большинстве случаев свести счеты с жизнью пытались здоровые люди, не желавшие обращаться за помощью в «психушку». И администрация города приняла решение о создании службы психического здоровья для нормальных людей, попавших в запредельные для них условия-состояния.

В состав этого альтернативного лечебного учреждения вошли телефон доверия, три амбулаторных кабинета социально-психологической помощи и кризисный стационар на 30 коек. Такая структура позволила максимально приблизить психотерапевтическую помощь к населению города. А грамотно выстроенная реклама донесла информацию о центре до большинства кемеровчан. Номер телефона доверия, например, до сих пор регулярно публикуется в местных СМИ и включен в справку автоинформатора «09». Главный врач центра профессор Андрей Лопатин считает такой подход принципиальным. Потому что кризисные состояния возникают у людей здесь и сейчас, они не обязаны на всякий случай помнить всех, кто в трудную минуту мог бы «подстелить соломки».

Первое время деятельность центра была сориентирована главным образом на несостоявшихся самоубийц. Затем акцент перенесли на выявление депрессивных расстройств у той части населения, которая еще не вошла «в пике». Ведь депрессия - это не плохое настроение, а заболевание, которое современная медицина может лечить весьма эффективно.

Специалисты суицидологической службы наладили связи с домами престарелых и инвалидов, с центром социальной адаптации населения Кемерово. Обучили медиков общей лечебной сети методике выявления депрессий на амбулаторном приеме. Сами стали по графику вести консультации в поликлиниках и районных центрах социального обслуживания населения Кемерова. Начали активно выезжать на консультативные осмотры «непонятных» пациентов в стационарные отделения различного профиля: неврологические, гастроэнтерологические, пульмонологические, кардиологические...

Суицид - проблема социальная. Чем легче живется людям, тем реже они принимают решение добровольно уйти из жизни. Однако грамотное вмешательство медиков может существенно повлиять на их выбор - при прочих равных условиях. Подтверждение тому - данные Кемеровостата. В Кузбассе, где власти всех уровней вот уже много лет проводят социально ориентированную политику, отмечается стойкое снижение количества суицидов. Но если по области в целом их уровень за 15 лет снизился на 25% (с 62 до 45 случаев на 100 тыс. населения), то в Кемерово - на 40%.

Сегодня интенсивный показатель суицидов в областном центре выражается цифрой 25,8 и является одним из самых низких среди городов и районов области. В Новокузнецке, где численность населения и промышленно-социальная инфраструктура примерно такие же, но работа по созданию службы психического здоровья для здоровых началась позже, интенсивный показатель составляет 37,6 на 100 тыс.

В траурной рамке и ретроспективе

Кто они, самоубийцы? Изменился ли их облик за последние годы или жуткий список заполняют представители одних и тех же социальных слоев?

10 лет назад кемеровские суицидологи впервые проанализировали этот контингент. И выяснили, что женщины пытались свести счеты с жизнью в два раза чаще, чем мужчины. Однако мужчины чаще доводили начатое до трагической развязки, выбирая в качестве способов ухода не «женские» отравления, а ножевые ранения (для мировой практики харакири свойственны мало) и повешения, которые практически не оставляют шансов на спасение. В сельской местности уровень суицидов был в 1,5 раза выше, чем в городе.

Сегодня обе эти тенденции сохраняются. В минувшем году за последнюю черту добровольно шагнул 1291 кузбассовец, в числе которых были 1055 мужчин и 236 женщин. Что касается возрастной градации, перед дефолтом 1998 г. самой проблемной категорией были 50-59-летние. Психотерапевты объясняли это колебаниями настроения на депрессивном фоне, вообще свойственными зрелым людям, социальной неустроенностью середины 90-х, страхом потерять работу, ожиданием выхода на пенсию без адекватного материального обеспечения. Теперь «начинающим» пенсионерам и лицам предпенсионного возраста живется легче, чем глубоким старикам и 25-35-летним. В прошлом году интенсивный показатель самоубийств в группе лиц от 85 лет и старше составил 80,7 на 100 тыс. человек соответствующего возраста, во второй группе - более 70 на 100 тыс.

К счастью, 10-14-летние свой протест против действительности таким вот жутким способом стали выражать значительно реже: год назад самоубийство совершили двое детей, в 1997-м -17...

О праве личности на саморазрушение

Каждый волен разрушаться, как пожелает. И право выбора между жизнью и смертью - его личное право. Но зачем тогда самоубийцы пишут прощальные письма, ведь после смерти всё теряет смысл?

Затем, оказывается, что они подсознательно надеются на чудо: любимый вернется, кошмар окажется сном, появится просвет, а за ним и выход...

В настоящее время в различных административных территориях Кузбасса работают уже 11 телефонов доверия. В Кемерово, Новокузнецке, Белово, Юрге и Междуреченске действуют амбулаторные кабинеты социально-психологической помощи. В четырех крупных городах открыты специальные стационары для кризисных пациентов. На повестке дня - вопрос о распространении этого опыта на всю область. Возможно, таким образом удастся заставить кривую суицидов саму уйти «в пике».

Валентина АКИМОВА, соб. корр. «МГ».
Кемерово.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru