Вы здесь

Мария КОДРЯНУ: По БАМу меня сопровождали врачи скорой помощи

Эту звонкоголосую малышку знали и любили слушать не только жители ее родного села Трушены (вошедшего сейчас в состав Кишинёва), но и всей округи. «Фата каре кынтэ» - Девочка Которая Поет - таким было ее прозвище. Не бывало концертов в Доме культуры, построенном ее отцом Петром Георгиевичем, ветераном Великой Отечественной войны, без выступлений Марийки. Стоя на стуле, она распевала молдавские народные песни.

Именно такой ее и увидел в 1958 г. в ходе фестиваля российской культуры в Молдавии великий композитор Дмитрий Шостакович...

Сама Мария Петровна считает эту встречу первым судьбоносным эпизодом в ее дальнейшей творческой судьбе.

- А потом с Шостаковичем встречались?

- С ним самим нет, а вот с его сыном Максимом встретилась во время гастролей в Астрахани. Отмечали день рождения Эдиты Пьехи. Вошел Максим, очень похожий на своего отца, и воскликнул: «А я тебя знаю, мне папа про тебя много рассказывал...»

- Как же сложилась дальнейшая судьба маленькой певицы?

- В музыкальной школе я училась по классу скрипки и фортепиано. Но петь, конечно, не переставала. В возрасте 15 лет во время репетиции мое пение услышал Александр Бро-невицкий, приехавший с ансамблем «Дружба» на гастроли в Кишинёв. Он пригласил меня на свой концерт. Я была поражена вниманием - меня посадили рядом с министром культуры республики. Концерт был потрясающим. Я хлопала так сильно, что у меня распухли ладони. А впереди был экзамен по игре на скрипке, педагог потом меня нещадно отругал.

После концерта А.Броневицкий спросил, не хотела ли бы я петь в ансамбле «Дружба», знаю ли я, кроме молдавских народных, эстрадные песни. Предложил прийти рано утром на пробу. Это значит, мне надо было отшагать километров 12 пешком - с одной окраины города на другую. Надела свой единственный нарядный белый плащ - это в неимоверную жару - и пошла. Ждала часа два, пока на репетицию не собрались все артисты, очень недовольные тем, что их так рано подняли. В ансамбль меня взяли. Но уезжала я из Кишинева без разрешения папы: несмотря на то что Броневицкий приезжал к нему дважды, он своего согласия не дал.

Единственным сторонником отъезда была моя учительница по фортепьяно Дора Вебер, которая сказала: «Мария, поезжай, впереди лето, гастроли, получится - получится, в любом случае попробуй поступить в ленинградское музыкальное училище. А если нет - возвращайся. Тебя из нашей школы никто не выгоняет».

Так 28 июня 1965 г. меня оформили в Ленконцерте на работу в ансамбле «Дружба».

- Значит, стали эстрадной певицей, а то, что 7 лет учились игре на скрипке, это не жаль было терять?

- Да, я была неплохой скрипачкой, часто играла на концертах, меня показывали по телевидению. И вдруг после каникул острая боль в плече. Плакала на занятиях, не понимая, что происходит. В 8-м классе я уже не могла держать скрипку. Только спустя 15 лет я узнала, что у меня, оказывается, была сломана ключица. Меня тогда обследовали в Институте кардиологии, сердце стало побаливать. И сделав снимок, врачи мне попутно рассказали об этом. Она к тому же и срослась неправильно. Так что скрипач из меня бы не получился. И приглашение Броневицкого было как раз кстати. Спасибо Господу Богу, он мне всегда покровительствует.

- И это был второй судьбоносный момент в вашей жизни, Мария Петровна?

- Конечно. А следующий - поездка в 1967 г. на I Международный конкурс эстрадной песни в Сочи. Там я с песней А.Пахмутовой «Нежность» заняла первое место. К тому времени я уже училась в музыкальном училище при консерватории в Ленинграде. Из «Дружбы» пришлось уйти -совмещать учебу с многомесячными гастролями было невозможно. В училище я освоила сразу два разных вокальных голоса - классический и эстрадный. После Сочи меня заметили, пригласили петь в ленинградский Малый театр оперы и балета. Очень сложную оперу Прокофьева «Война и мир» и «Белоснежку и семь гномов» ставили специально для моего исполнения, дирижером был А.Провоторов. Ко мне прикрепили пианиста, мы с ним усиленно занимались.

А потом я перешла на работу в Ленинградский джаз-оркестр под управлением Иосифа Ванштейна. Тогда радиостанция «Голос Америки» вещала, что в СССР джаз в загоне, играет по подвалам, и ленинградское руководство решило «поднять оркестр на сцену», сделать его гастроли официальными.

Как видите, диапазон моей певческой деятельности в ленинградкий период был шире, и всё же в 1969 г. я вернулась в Молдавию.

- А что стало причиной?

- Во время гастролей джаз-оркестра в Кишиневе меня услышал первый секретарь ЦК КП Молдавии И.Бодюл (мы с ним до сих пор дружим, я была недавно на его 90-летии). Он дал указание: «Эту певицу вернуть домой!» На родине ведущей эстрадной певицей я проработала 9 лет. Создала свой коллектив - «Вокально-инструментальный ансамбль под управлением М.Кодряну», с которым объездила весь мир.

Самым ярким эпизодом того времени стало, пожалуй, мое выступление на Х Международном фестивале эстрадной песни в Сопоте в 1972 г. Для советских телезрителей он был единственным «окном в Европу», ведь трансляций Евровидения тогда не показывали. В Сопот я попала неожиданно и случайно, должен был ехать Лев Лещенко, весь город был увешан его афишами. Но вдруг руководство решило всё переиграть. И выбор пал на меня. А я в это время отдыхала в Ялте. Лежу себе на пляже и вдруг слышу объявление по радио: «Певицу из Молдавии Марию Кодряну просят срочно зайти в радиорубку». А там мне по телефону приказали возвращаться в Кишинев, чтобы готовиться к фестивалю. Я буквально остолбенела - остались считанные дни.

Мне предстояло вместо Л.Лещенко спеть великолепную песню «Баллада о красках» - музыка О.Фельцмана, стихи Р.Рождественского. Нужно было срочно выучить текст по-польски, оркестровка была сделана на Лёву. Он - баритон, а я - сопрано. Была еще целая куча несостыковок. Предложила заместителю министра культуры заменить эту песню на какую-нибудь из моего репертуара. В ответ услышала: «Деточка, я тебе не советую возражать, а то вообще петь не будешь».

Поехала на дачу к О.Фельцману, он помогал мне освоить мелодию. Я предложила переделать финал - вместо пиано сделали фортиссимо: мать, увидевшая сына, кричит: «Видно, много белой краски у войны!» - из нее вырывается эта боль. Композитор одобрил мое предложение, но репетиции проходили с польским пианистом, а на самом конкурсе -снова Фельцман... Я вышла на сцену в таком нервном пике, что, по-моему, весь зал, слушая песню, дрожал вместе со мной. А потом раздались крики: «Браво! Ура!»
 
Я стала лауреатом специальной номинации за лучшее исполнение общественно-политической песни.

- Действительно, запоминающийся эпизод. И все-таки потом вы снова вернулись в Москву. Почему?

- Мой муж - Александр Бирюков, великолепный саксофонист, музыкант, оранжировщик - коренной москвич, он всерьез затосковал по своей родине. Пришлось вернуться. И живем здесь уже 30 лет. Гастролирую, выступаю. После конкурса «Братиславская лира», где собираются лучшие композиторы и певцы со всего мира, я кардинально изменила свой стиль и манеру пения. Увидев выступление англичанки Брэнды Арно, я поняла, ради чего живут певцы: она пела так, как будто выходила на сцену в первый и последний раз, отдавала всё без остатка. Я была потрясена, и до сих пор пою в таком же ключе...

- Мария Петровна, мы с вами встретились на вашей подмосковной даче в Софрино. Ваш супруг трудится на участке с энтузиазмом. А вас дача увлекает?

- Дача - это место, где мы все встречаемся. Приезжает семья нашей дочери Ольги, любимая внучка Даша. Сын Александр - музыкальный руководитель группы альтернативного рока «Тотем», скоро они едут на международный фестиваль рока в Твери.

Конечно, для всех нас дача - это не просто участок земли, на которой нужно работать... Хотя после случившегося два года назад пожара снова посадили и яблони, и сливы, и груши. Восстанавливаем сгоревший дом. В общем, не ленимся.

- Ну а другие увлечения, вне садоводства, есть?

- Очень люблю ловить рыбу. Ездим с мужем на рыбалку, но он обычно засыпает с удочкой, а я кое-что вылавливаю. С огромным удовольствием занимаюсь вязанием, в основном для внучки Даши. Ей сейчас 7 лет, она учится музыке, прекрасно танцует. Я с интересом учу ее пению, развиваю ее голос.

- Надеетесь, что она повторит успех своей бабушки?

- Кто знает...

- А для этого нужно иметь здоровье. Часто ли вам приходится обращаться за помощью к медикам?

- К сожалению, я не могу похвастать здоровьем. В детстве был порок сердца. Поэтому, когда нас, по распоряжению министра культуры СССР П.Демичева, переводили на работу из Кишинева в Москву, я поставила условие, чтобы нас прикрепили к хорошей больнице. И по сей день я пациент поликлиники Центральной республиканской клинической больницы. А поскольку у меня обнаружили диабет, я состою на учете и в поликлинике № 92. И там и там меня прекрасно лечат и, пользуясь случаем, хочу поздравить сотрудников обеих поликлиник, и особенно моего лечащего врача Андрея Васильевича Федорука, с прошедшим праздником - Днем медицинского работника и пожелать им успехов в работе и счастья в личной жизни.

Какие же замечательные люди работают в медучреждениях! Я особенно хорошо узнала их, когда ездила выступать перед строителями БАМа. Мы мчались в стужу на открытой дрезине к первопроходцам, к строителям туннелей. А поскольку у меня тогда очень сильно поднялось давление, было плохо с сердцем, со мной ездила и бригада скорой помощи. Врачи сделают укол - иду выступать. Пою, чувствую, что теряю сознание, скрываюсь за кулисами -снова укол. Вот в каких условиях приходилось работать, а отказываться от поездки на БАМ, ссылаясь на состояние здоровья, было неловко.

Спасибо российским врачам! Хочу от всей души поблагодарить их и за внимание по случаю недавно произошедшего в нашей семье несчастья. Неожиданно моему любимому зятю Дмитрию поставили страшный диагноз онкологического заболевания с метастазами. К нам на помощь поспешили все друзья и родственники, предлагали даже отправить его на лечение в хорошие зарубежные клиники. Но с помощью моего земляка, любимого композитора Евгения Доги мы смогли срочно определить Диму в Российский онкологический научный центр им. Н.Н.Блохина. Он уже прошел первый, столь нужный, курс химиотерапии, вернулся домой. Потом предстоит второй и, кто знает, может быть, и третий... Во всяком случае, к нему в онкоцентре отнеслись очень внимательно, за это огромное спасибо и заместителю директора по научной работе НИИ клинической онкологии профессору Сергею Алексеевичу Тюляндину, и лечащему врачу из отделения клинической фармакологии Михаилу Юрьевичу Федянину, и моему земляку, старшему научному сотруднику урологического отделения Николаю Лукичу Чебану, всех перечислить невозможно.

Вообще же, в своей жизни я встречалась со многими замечательными, чуткими врачами. Как ни вспомнить о Егоре Кузьмиче Астахове, помогшем и мне, и моей подруге артистке Людмиле Касаткиной.

Стоит ли после этого спрашивать о моем отношении к людям в белых халатах, к их труду, значении их в моей жизни.

От всей души хочу пожелать им, через их любимую газету, успехов в столь нужном труде, хорошего летнего отдыха. Вы всегда с нами, а мы - с вами!

Беседу вел
Леонид ПЕРЕПЛЁТЧИКОВ,
обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru