Вы здесь

Юрий ВАСИЛЬЕВ

Сегодня модно жаловаться на «трудные времена». У многих для этого есть основания. Возможно, с этого мог бы начаться разговор и с популярным актером Московского театра Сатиры Юрием Васильевым. Ведь жизнь театральных актеров сейчас весьма несладкая. Однако Юрий Борисович по натуре оптимист...

- А каким для вас стал наступивший новый век - добрым или злым?

- Я был признан народным артистом РФ, получил премию Москвы, стал режиссером и профессором. Успешно занимаюсь педагогической деятельностью - выпустил один курс эстрадных артистов заочного отделения ГИТИСа, сейчас набрал второй. Горжусь, что являюсь самым молодым академиком Международной академии театра. Мне вручали ее мантию одновременно со старей шим художником-карикатуристом нашей страны Борисом Ефимовым, которому сегодня уже 105 лет.

- Художник, с рисунками которого прошла вся Великая Отечественная война, кого Гитлер считал своим личным врагом...

- Поразительно, в своем возрасте он не потерял ни памяти, ни чувства юмора. Посмотрев на меня во всем торжественном облачении, он произнес с доброй иронией: «Нуты просто как Римский Папа!» А сопровождавшей его молодой девушке, которая должна была отвезти его домой после церемонии, сказал: «Ну, если вы уже устали... а так, пойдемте на банкет». И пригубил там рюмочку коньяка. Вот какой человек! Он был кумиром моего покойного отца, тоже художника-карикатуриста Бориса Александровича Васильева.

Да, годы летят... С 50-летием меня поздравил Президент РФ В.Путин, а 30 ноября прошлого года, когда мне стукнуло 52, я получил от него именные наручные часы. Не скрою - было приятно.

- Юрий Борисович, вы неотделимы от Театра Сатиры. Сколько ролей тут сыграли и какие самые любимые?

- За 30 лет - более 50. Каждая выстрадана, любишь ее, как ребенка. Среди самых дорогих - Голубков в «Беге» - мне был всего 21 год. Люблю роли Людовика XIV, лорда Горинга в «Идеальном муже». А сейчас с удовольствием играю в спектакле Ю. Полякова «Хомо эректус»,  на мой взгляд, это самая современная сатира на наше сегодняшнее общество. Мой герой там - новый русский, предприниматель Кошельков, с которым происходят всевозможные метаморфозы.

И конечно, мне дорога драматическая роль Коромыслова в «Катерине Ивановне», которую я уже 12 лет играю в театре «Модерн». Театральная Москва после нее посмотрела на меня по-другому.

- Прошло 20 лет со дня смерти Андрея Миронова. Мы сидим в когда-то его и уже два десятилетия - вашей гримерной. Вы вместе играли, вас считали его учеником и преемником. Но из его репертуара вы сыграли всего одну роль...

- И то сыграл через 10 лет. Но самое потрясающее - нет ощущения, что его нет. По телевидению все время идут фильмы с его участием. Его любят абсолютно все. Ощущение, что он уехал куда-то на гастроли, на съемки. Висящий над вами его портрет отражается в моем зеркале, я с ним каждый день общаюсь. Благодарю судьбу, что посчастливилось 11 лет быть рядом с ним. Он интересовался мной и действительно несколько раз сам назвал меня своим преемником. Хотя я везде пытаюсь сказать: «Друзья мои! Я не подражаю Миронову, а продолжаю его традиции любви и верности театру».
 
Но он всегда во мне, 8 марта - в день его рождения и 16 августа - в день смерти всегда хожу к его могиле на Ваганьковском кладбище. И сколько бы лет ни прошло, Андрей всегда будет во мне и со мной.

- Ваша режиссерская карьера началась с постановки в Театре Сатиры пьесы «Секретарши». Вы заняли всех оказавшихся тогда не удел актрис...

- Спектакль шел у нас 6 лет, до прошлого года. Потом были юбилеи к 75-летию и 80-летию нашей замечательной актрисы Веры Кузьминичны Васильевой. На малой сцене нашего театра 6 раз прошел и дипломный спектакль курса артистов эстрады, которым я руководил. Специально для них Андрей Семенов написал мюзикл «Зверское шоу». Работа моих выпускников получила очень высокую оценку, и мюзикл отобрали во внеконкурсную программу фестиваля «Музыкальное сердце России». К 22 февраля мы должны будем, вновь собравшись, вспомнить этот спектакль. Ну а сейчас по приглашению главного режиссера Московского драматического театра им. М.Н.Ермоловой Владимира Андреева ставлю у них спектакль по пьесе Рея Куни, премьера которого, надеюсь, состоится в марте этого года.

- Вы пришли в Театр Сатиры, когда бессменным главным режиссером был Валентин Плучек. Сегодня его нет, изменилась ли атмосфера в коллективе?

- Сегодня вообще везде другое время, более жесткая конкуренция между театрами. У актеров появилось много соблазнов, в частности съемки на телевидении, в кино. Молодежь, которая приходит, не заинтересована быть занятой в спектаклях. Нужно числиться в театре, но важнее уйти на сторону. Жажда популярности, это я понимаю, но сам был воспитан по-другому. Когда я попал в этот театр, то из-за кулис смотрел все спектакли, где играли Менглет, Папанов, Миронов, все в себя впитывал. Сейчас же молодым актерам это неинтересно. Среди причин, породивших все это, как и у моих друзей-медиков, -низкая зарплата. Соблазны... Один съемочный день телесериала приносит столько же, сколько месяц работы в театре. Как устоять?

- Но ведь и сами вы в телесериалах играете.

- Снимался в самом первом телесериале «Салон красоты», где предполагалось выпустить 100 серий. Была широчайшая реклама. Там играли также Филипп Киркоров, Ольга Кабо. Планы были грандиозные, денег на сериал было отпущено много, но поскольку менялись режиссеры, продюсеры куда-то исчезали, вышло всего 60 серий.

В другом телесериале - «Времена не выбирают» - я сыграл роль генерала. В телесериале «Кто в доме хозяин» -жениха. Также женихом предстал в сериале «Все мужики сво...».

- Ну и как вы сами относитесь к телесериалам?

- Плохо. Сценарии бывают хорошие, но когда идет гонка, нужно выпускать по две серии в день – все идет вверх тормашками. Какой-то бред! Когда не учишь тексты своей роли, а тебя снимают...

- Юрий Борисович, вы «прорвались» в московское Щукинское театральное училище из Новосибирска. Преодолели конкурс в 270 человек на   место. Видимо, волю, смелость передали родители?

- Конечно. Как я уже говорил, мой папа был художником, которого знал весь город, он создавал там картинную галерею, был первым общественным директором Дома журналистов. Это был любимый человек, с которым я всегда духовно общался, чего мне сейчас очень не хватает. Он умер 10 лет назад на Пасху. В тот день меня с семьей пригласили на колокольню в собор Василия Блаженного. Я позвонил по мобильному телефону в Новосибирск. Со мной всегда говорила мама, а папа слушал по второй трубке. На этот раз до них донесся и гул колоколов... Очень тепло поговорили, и я пошел в театр. А когда вернулся, то узнал от брата, что папа умер. Отменили спектакли, я полетел в Новосибирск и впервые меня никто не встретил... Слава Богу, мама - Лилия Юрьевна Дроздовская жива, и мы очень часто перезваниваемся.

- А как поживает ваша собственная семья?

- Мою любимую Галину Александровну, Галчонка, я «похитил» из красноярского ансамбля танца Сибири. Целый год мотался по местам, где выступал этот коллектив. Стоял на коленях перед бухгалтерией Театра Сатиры, выпрашивая деньги, чтобы в свои выходные отправиться туда. Зарплаты - 75 рублей в месяц, конечно, не хватало, выручали деньги за фото- и кино пробы, съемки.

Что касается сына Саши, то по окончании юрфака он вручил нам свой диплом, а сам поступил в музыкальное училище, которое сейчас заканчивает. Очень увлечен джазом, играет в оркестре цирка на Цветном бульваре, в группе певицы Ирины Шведовой. Очень серьезно занимается музыкой и хочет чего-то добиться. Продюсер группы назвал Сашу самым мудрым и предсказал ему большое будущее. Я очень горжусь своей семьей и люблю ее.

- В начале нашего разговора вы сказали, что теперь стали чаще обращаться за помощью к врачам...

- Сказывается напряженный ритм нашего нынешнего бытия. Приходится подрабатывать, мотаться по разным местам, а когда тебе уже за 50, все болезни, все травмы, на которые раньше не обращал внимания, проявляются, особенно по утрам. А поскольку я никогда не отменял спектакли, работал и с приступом колита, и с приступом аппендицита...

- О том, как вас когда-то спасли медики, «МГ» рассказывала 7 лет назад.

- Наше поколение учили, что актер должен «умирать на сцене», но зрители не должны этого видеть. Андрей Миронов выполнил эту заповедь, он ведь, падая, дошел до кулис и рухнул там. Это случилось во время спектакля в Риге. Вообще среди актеров, особенно нашего возраста, много потерь. Лично меня в последние годы медики очень сильно выручали. Мне хорошо знакомы и Боткинская больница, и Первая градская, и особенно «Склиф», где оказался пару раз в прединфарктном состоянии. Увозили меня прямо из театра. В те дни я должен был выпускать сразу два спектакля, и еще дали одну роль, которую должен был сыграть через неделю. И, видимо, обилие текстов, ответственности и всего прочего настолько наслоилось... Я в тот день еле дошел до театра, вызвали «скорую». Медики определили прединфарктное состояние, стали решать, куда везти. И хотя я дал подписку об отказе от госпитализации, все-таки вернулись, чтобы забрать меня. А к тому времени подъехала уже вторая «скорая». Вместе они решили, что меня нужно везти в МНИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского в отделение неотложной кардиологии, которым руководит академик РАМН Алексей Петрович Голиков. И две «скорые» с сиренами доставили меня туда. Меня положили в реанимационное отделение. Там такие замечательные врачи! Жена хотела, чтобы я там полежал, но уже на следующий день в «Склиф» приехало руководство нашего театра во главе с Александром Ширвиндтом: «Отпустите его, ему нужно играть, целая неделя спектаклей!» Как медики ни сопротивлялись, но их все-таки уговорили. Врачи возили меня на спектакль, а потом обратно в палату.

А совсем недавно из-за большой балетной нагрузки на репетициях мне снова стало плохо. На этот раз меня отвезли в Первую градскую. Там женщина-врач воскликнула: «Да это же мой любимый актер!» Они провели такое полное обследование, какого мне раньше никто не делал. И сколько я их ни приглашал на спектакли, все не могут вырваться из-за напряженного ритма своей работы. Я очень благодарен медикам и очень ценю эту профессию!

- Вам ведь приходилось играть роли врачей?

- Начиная со Щукинского училища. Там был учебный раздел «Профнавык» - нужно было «овладеть» какой-то профессией. И когда я на каникулах приехал в Новосибирск, то пошел к знакомому хирургу. Тот меня пригласил в качестве «стажера» на настоящую операцию – удаление аппендицита. Никто не знал, что я студент театрального училища. Когда оперируемой девочке давали наркоз, я встал рядом и начал читать вслух стихи. Но когда стали резать ткани, я чуть не упал в обморок. Потом отошел, заинтересовался. Первое, что сделала юная пациентка, придя в себя, сказала мне: «Доктор, вы придете ко мне в палату?»

А в кинофильме «4:0 в пользу Танечки» я играл роль школьного врача. Пришлось учиться у профессионалов многому, даже брать кровь шприцем. Потом приятно было слышать от врачей: «Как точно Васильев играет».

- Что бы вы пожелали медикам?

- Чтобы врачами, как и актерами, становились по призванию - одаренные люди. Чтобы их труд хорошо оплачивался государством. Чтобы они одинаково относились к страдающим, будь то бомж или депутат Госдумы. Что бы дома ни произошло - на работе выкладываться допредела. Как Миронов, который играл на сцене в день смерти отца. Спасая человека, врач должен честно себе признаться: «Я сделал все, что мог, моя совесть чиста». Это мои искренние пожелания вашим читателям.

Беседу вел
Леонид ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ, обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru