Вы здесь

От Феникса до Москвы

Сегодня мы в гостях у директора Российского научно-практического центра аудиологии и слухопротезирования, президента Российского общества аудиологов, президента Международной академии оториноларингологии-хирургии головы и шеи, доктора медицинских наук, профессора Георгия ТАВАРТКИЛАДЗЕ. Это один из немногих отечественных ученых, которые возглавляли крупнейшие всемирные профессиональные сообщества, он стоял у истоков создания Всесоюзного научного центра аудиологии и слухопротезирования в 1988 г. и сети из 217 сурдологических центров и кабинетов по всей стране. В 1991 г. в руководимом им центре проведена первая в России многоканальная кохлеарная имплантация – единственная методика, обеспечивающая реабилитацию больных с полной глухотой.

– Георгий Абелович, наша последняя встреча состоялась после избрания вас президентом Международного общества аудиологов в американском Фениксе на XXVII конгрессе этой всемирной организации. Тогда в России за все годы было проведено 80 кохлеарных имплантаций – сейчас их в год делается 1200. В то время ваш центр находился на самой окраине столицы, теперь он в центре будущей Большой Москвы, на слиянии двух проспектов – Ленинского и Вернадского…


– Время стремительно, жизнь во многом изменилась, но она лишь подтвердила правильность избранного научного и клинического направления. В год нашей с вами последней встречи на всю страну было закуплено всего… 17 кохлеарных имплантатов! И тогда это заслуженно считалось достижением. А в этом году уже будет проведено 1400 имплантаций, при этом их полностью оплачивает государство. Это колоссальное достижение. Параллельно этому в рамках Национального проекта «Здоровье» проходит универсальный аудио-логический скрининг, которым охвачена вся страна. В течение последних 3 лет было закуплено оборудование для всех родовспомогательных учреждений с пропускной способностью более тысячи родов в год, а также диагностическое оборудование для сурдологических центров. Это значит, что теперь каждому ребенку в родильном доме может быть проведено объективное исследование слуха. Это обеспечивает возможность проведения ранней реабилитации, в том числе кохлеарной имплантации, добиваясь оптимального эффекта в восстановлении слуха и развитии речи.

– Можете ли вы сравнить достигнутые в России успехи с количеством кохлеарных имплантаций, проводимых в наиболее передовых странах мира?

– Сейчас, кроме нашего центра, кохлеарной имплантацией в стране занимаются еще три клиники: Научно-клинический центр оториноларингологии в Москве, С.-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи и клиническая больница № 122 им. Л.Г.Соколова ФМБА России, также находящаяся в Северной столице.

По статистике, на тысячу новорожденных один рождается с глухотой, а потом в течение года жизни становится глухим еще один ребенок. Если посчитать, то в прошлом году в России появилось на свет около 1 млн 600 тыс. новорожденных, это значит, нам надо провести в год примерно 3200 кохлеарных имплантаций. Но и половину от этого количества можно считать хорошим результатом, учитывая, что наша инфраструктура пока развивается, и еще не достигла совершенства. Реально мы сейчас можем своевременно выявить и подготовить как раз 1200-1400 кандидатов для проведения этой операции. В таких странах, как Великобритания, Бельгия, Германия, их делается больше. Там все потребности по новорожденным «закрыты», и наши коллеги в этих странах вышли на новый качественный уровень: имплантация проводится уже взрослым и пожилым людям, расширены показания к использованию имплантатов - это не только глухота, но и тугоухость. Начинается использование так называемых гибридных имплантатов - даже при незначительном снижении слуха на низких и средних частотах. Это электроакустическая стимуляция: высокочастотная часть улитки стимулируется электрическим током за счет кохлеарного имплантата, а низко- и среднечастотная - за счет слухового аппарата.

- Но установить имплантат - еще не значит полностью вернуть слух…

- Первоочередная задача в связи с возросшим количеством кохлеарных имплантаций - организация центров реабилитации имплантированных пациентов. Это долгосрочная работа, и мы близки к реализации одного из ее направлений - внедрению дистанционного интернет-консультирования и программирования. Сегодня, находясь в Москве, специалисты могут программировать имплантат, например, в Воронеже. Если вопросы возникают у специалистов в разных регионах страны, они обращаются к нам, и мы можем проконсультировать коллег, войти в карту пациента и скорректировать ее.

- В этом году на очередных IV Национальном конгрессе аудиологов и VIII Международном симпозиуме «Современные проблемы физиологии и патологии слуха» в Суздале вы отметите 20-летие первой в России кохлеарной имплантации. Остаются ли в поле вашего зрения самые первые пациенты?

- Да, остаются - мы наблюдаем своих пациентов в долгосрочной перспективе. В первый год после операции ребенок должен появиться у нас дважды, потом наблюдается 1 раз в год.

– От чего зависят интраоперационные неудачи?

– При облитерации улитки после менингита бывает сложно по томографическим данным прогнозировать возможность проведения операции, и хирургу не всегда удается полностью ввести электрод. В этом случае, как правило, результаты имплантации хуже. Кроме того, мы сознательно идем на операцию при врожденных аномалиях, хотя именно они влияют на результат операции. Ошибки хирургов практически исключены – во всех четырех центрах, проводящих кохлеарные имплантации, работают специалисты высочайшего класса.

– Остались ли белые пятна в «научном обеспечении» подготовки к кохлеарной имплантации, ее проведении и реабилитации?

– Сейчас мы изучаем особенности электрической стимуляции при различных формах патологии в эксперименте и в клинике, разрабатываем новые объективные методы, необходимые для программирования речевого процессора и оценки эффективности реабилитации у самых маленьких детей. Сегодня мы изучаем особенности электроакустической стимуляции, внедряем методики регистрации длиннолатентных потенциалов, в том числе на речеподобные стимулы. Продолжаются исследования микромеханики улитки, большой пласт новых разработок связан с генетикой. Научные работы мы ведем в тесном контакте с Национальным институтом глухоты и других коммуникационных заболеваний в Бетесде (США), с Медико-генетическим научным центром РАМН (Москва), другими известными учреждениями. К исследованиям широко привлекаются специалисты из многих российских городов – Воронежа, Краснодара, Владимира и др. Наши врачи регулярно выезжают и оперируют на их клинических базах, там работают прекрасные сурдологи и сурдопедагоги, а в ближайшее время к самостоятельным операциям будут готовы и региональные хирурги.
 
– Во время нашей прошлой беседы вы крайне скептически отнеслись к перспективе создания отечественных им-плантатов. Ваша позиция не изменилась?

– Нет. Это очень сложная технология, деликатнейшее производство, которое потребует огромных инвестиций. Как и прежде, имплантаты выпускаются в четырех странах: 75% производит Австралия, примерно по 12% – Австрия и США, 1% – Франция.

– Какие зарубежные аудиологические научные центры являются главными «поставщиками» разработок и идей?

– О самом мощном центре в Бетесде я говорил выше – там проводят уникальные исследования на молекулярном и субклеточном уровнях. Самыми современными аудиологическими разработками известны центры в Лионе и Бордо (Франция), Тюбингене, Ганновере и Фрайбурге (Германия), Саутгемптоне и Ноттингеме (Великобритания), Вероне и Милане (Италия). В Австралии ведущие аудиологи работают в мельбурнской лаборатории, хотя производство находится в Сиднее. Из интересных международных исследований последнего времени я бы отметил европейский проект по изучению воздействия на слух магнитных полей от мобильных телефонов. Исследования проводились на клеточном уровне, на животных и в клинике. Ученые разных стран пришли к выводу, что в аудиологическом плане отрицательного эффекта у мобильной связи нет.

– Когда вы сложили с себя полномочия президента Международного общества ауди-ологов? Кто стоит у его руля сейчас?
 
– После избрания в Фениксе я вступил в должность президента в 2006 г. в Инсбруке, после конгресса в Гонконге в 2008 г. еще 2 года исполнял обязанности паст-президента. Сейчас общество возглавляет видный испанский ученый Хосе Барахас де Прат. В следующем году в должность президента вступит австралиец Роберт Коэн, известный специалист в области кохлеарной имплантации.

– Что вам удалось сделать за время руководства обществом?

– Самый крупный осуществленный проект – разработка консенсуса и международного протокола по аудиологическому скринингу. В прошлом году этот проект был утвержден в Женеве Всемирной организацией здравоохранения. Теперь протокол по скринингу работает во всех странах, и это большое достижение. Второй большой проект – международный стандарт реабилитации больных после кохлеарной имплантации. Он также имеет долгосрочную перспективу. В это же время был подготовлен и принят важный документ по подготовке специалистов, например, базового аудиолога, работающего на уровне бакалавра. Нам удалось изменить название главного биеннале общества. Если в 2010 г. в Бразилии конгресс еще назывался XXX Международным, то следующий будет ХХХI Всемирным конгрессом Международного общества аудиологов. А проходить он впервые будет с 29 апреля по 3 мая 2012 г. в Москве, во Всемирном торговом центре на Красной Пресне.

– Судя по составу участников прошедшего недавно в столице России XXII Международного симпозиума по физиологии слуха, весь мир приедет в гости к нам?

– Да, среди 120 участников были все ведущие ученые этого направления из США, Канады, Бразилии, Мексики, Австралии, Новой Зеландии, Южной Кореи, Японии, Индии, практически всех стран Европы и СНГ. Мы успешно справились с программой, решив ряд важных вопросов фундаментальной и прикладной физиологии слуха. Впервые большинство – около 60% – докладов были посвящены слуховым вызванным потенциалам у пациентов, использующих кохлеарные имплантаты, в том числе длиннолатентным потенциалам.

– Может президент будущего московского съезда огласить список главных вопросов повестки?

– По традиции тему одного из трех основных научных симпозиумов предлагают организаторы съезда, вторую – генеральная ассамблея во время предыдущего конгресса, третью – директорат общества. Темы, как и основные докладчики, определены. Первый симпозиум будет называться «Биологические и генетические основы тугоухости и глухоты», на нем мы рассмотрим вопросы фундаментальной науки. Второй симпозиум будет посвящен имплантационным технологиям реабилитации больных с потерей слуха, третий – подготовке и обучению специалистов в аудиологии. Приглашаем «Медицинскую газету» принять участие в работе этого важного научного события.

Беседу вел
Альберт ХИСАМОВ,
корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru