Вы здесь

Она первой рассказала «про это»

Она заняла свое место в истории женского движения как личность, которая успешнее остальных донесла идею о контрацепции до понимания всех сословий населения. Мэри Кар-мишель Стоупс - выдающийся борец за права женщин, одна из пионерок международного движения за планирование семьи. Наибольшую известность ей принесли работы в области полового просвещения, она издавала журнал «Новости контроля рождаемости» (Birth Control News), наполненный откровенными рекомендациями, ее книга «Любовь в браке» оказала огромное влияние на британское общество. В настоящее время ее имя носит организация (Marie Stopes International), предоставляющая информацию и средства для планирования семьи в мировом масштабе, основная работа ведется в Бангладеш и Пакистане.
 

Первая женщина-преподаватель в Манчестере

Мэри родилась в 1880 г. в семье Генри (архитектора, палеонтолога и пивовара) и Шарлотты Карми-шель Стоупсов. Ее мать была известной поборницей женских прав, а также автором нескольких книг о творчестве Шекспира, в частности, в одной из книг она аргументированно оспорила распространенное мнение, что за авторством Шекспира скрывался Фрэнсис Бэкон. Ее книги «Свободная британка: историческое преимущество» (British Freewomen: Their Historical Privilege, 1894) стала настольной для британских суфражисток начала ХХ века (суфражизм – борьба за предоставление избирательных прав женщинам, в Британии в 1918 г. избирательное право было предоставлено женщинам старше 30 лет и замужним или с высшим образованием, окончательно цель достигнута в 1928 г.). У Генри и Шарлотты родилось две девочки, Мэри была старшей. Поначалу образование девочек взяла на себя мать, но стало ясно, что все предметы не освоить самостоятельно, и детей отдали в школу. Сначала Мэри отставала от одноклассников, но к концу школы стала лучшей ученицей. Младшая сестра Стоупс росла ребенком болезненным и робким и нуждалась в помощи на протяжении всей жизни.

В университетском колледже Лондона Мэри Стоупс специализировалась в ботанике и геологии, была лучшей в выпуске 1902 г. Университетский колледж Лондона присудил ей степень доктора, как и Мюнхенский университет (в 1904 г.), где исследования по палеоботанике были продолжены, а также выполнена работа по размножению цикад (это был первый в Германии случай для женщины). В 1903 г. она опубликовала книгу о ботанике осушенной реки, зарастании русла новыми растениями. В 1907 г. Стоупс жила в Японии, занимаясь изучением состава углей в Токийском императорском университете. Она продолжала работу в лондонском колледже, одновременно читая лекции в Университете Манчестера, в котором стала первой женщиной-преподавателем, что, конечно, встречало, мягко выражаясь, непонимание людей традиционных взглядов на гендерные роли.

С середины XIX века в Англии наблюдалось неуклонное снижение рождаемости, что вызывало обеспокоенность в обществе. В 1911 г. впервые за столетнюю историю переписей Англии в переписной лист был включен вопрос о брачной рождаемости, женщин спрашивали о продолжительности брака и числе рожденных детей, живыми и мертвыми. В лаборатории Гальтона в университетском колледже Лондона К.Пирсоном велась интенсивная работа по изучению рождаемости в различных социальных группах. В 1906 г. вышла книга Д.Эрона «Связь рождаемости и социального статуса» (D.Heron, Relation of Fertility in Man to Social Status), а в 1914 г. Э.Элдертон опубликовала свою книгу о распространенности аборта в среде рабочих. На этих основаниях родилась евгеника, основным тезисом которой было ухудшение качества населения в связи с социальными и экономическими различиями рождаемости. С 1912 г. при Национальном совете по общественной морали в Британии работала национальная комиссия по коэффициенту рождаемости, изучавшая распространенность внутрибрачного планирования рождений. В 1916 г. комиссары опубликовали отчет о своей работе, не содержавший никаких определенных рекомендаций. Приблизительно в это же время разрушались представления викторианской эпохи о гендерных ролях, в частности, миф о женской асексуальности.


Книгу о сексе написала девственница

В 1911 г. Стоупс вышла замуж за канадского ботаника и генетика Реджинальда Раглза Гейтса, но в 1916 г. этот брак был расторгнут, как не вступивший в силу: Гейтс оказался импотентом. Не исключено, что причиной этому стала сама Стоупс. Эта личная неудача подтолкнула ее к написанию работы о половых отношениях. «Я заплатила слишком высокую цену за собственное половое невежество», – написала она в своей книге. В 1918 г. она вышла замуж за Хэмфри Вердона Роу, оказавшего ей финансовую помощь при издании книги «Любовь в браке» (1918). В 1919 г. она родила мертвого ребенка и после этого всю жизнь не доверяла докторам. Это недоверие только усилилось после получения ответов на распространенную ею в медицинской среде анкету о практике предохранения. Ответы на эту анкету выявили дремучее невежество медиков в этой области. В 1924 г. Стоупс родила сына.

Издатели не хотели печатать книгу Стоупс из-за обилия откровенных сведений относительно половой жизни. Роу рискнул и не прогадал, книга выдержала множество изданий (шесть в первый же год после выхода), что отразило общественную потребность в соответствующей информации. Книга не содержала ничего нового, такого, что не было бы известно до ее публикации. По свидетельству самой Стоупс, она написала ее еще будучи девственницей, но собранные воедино иллюстрированные сведения о половом устройстве мужчин и женщин, способах их взаимодействия и предохранения от нежелательной беременности, изложенные простым и доступным языком, произвели фурор. В предисловии д-р У.Д.Робертсон написал: “Если этой книге удастся сохранить хотя бы несколько семей от разрушения, автор может называться благословенным... Много любви вне брака, а в браке ее не хватает; и те, кто работает, чтобы увеличить и усилить любовь в браке, занимаются полезным общественным трудом”. Стоупс писала: слишком распространенное несчастье в браке вызвано не завышенными ожиданиями или тяжестью брачных уз, а в большинстве случаев невежеством супругов, их невниманием к потребностям друг друга. Она отмечала, что для нормального брака недостаточно инстинкта, необходимо знание; человек до такой степени не животное, что без подготовки не может даже ухаживать за собственными детьми.

На поток писем, последовавших в ответ на “Любовь в браке” и до настоящего времени служащих отличным источником информации о завершающей стадии демографического перехода в Британии, Стоупс ответила следующей книгой – «Умные родители» (Wise Parenthood), где больше внимания уделила предохранению от беременности, в частности описала применение цервикальных колпачков, и продолжила информирование публики о физических фактах половой жизни. С удивлением Стоупс обнаружила, что большая часть ее корреспонденток (писали главным образом женщины) не подозревают, что аборт в Британии запрещен. Продолжая тему, Стоупс опубликовала еще несколько книг – «Письмо работнице» (A Letter to Working Mothers, 1919 ) , « С в е т м а т е р и н с т в а » ( Radiant Motherhood, 1920) и «Нескончаемая любовь» (Enduring Passion, 1928). Поскольку книги были достаточно дороги, и простолюдинки не могли себе позволить их приобретение, Стоупс по настоянию публики стала писать короткие сообщения в популярные дешевые газеты «Джон Буль», «Лойдс Санди Ньюз», «Дейли Мирор» и др.


Клиника планирования семьи

Первую клинику планирования семьи (Mothers’ Clinic) Стоупс открыла на северной окраине Лондона в 1921 г. Клиника предоставляла услуги по планированию семьи замужним женщинам и занималась сбором данных об использовании контрацептивов. В 1925 г. она переехала в центр города, где находится и по сей день. Открытие этой клиники оказало огромное влияние на общественное развитие, брачным парам предоставлялась возможность получать квалифицированные консультации о том, каким образом планировать число и время рождения детей. В преодолении табуированных тем, распространении информации о способах укрепления репродуктивного здоровья Стоупс сотрудничала с Дорой Рассел (второй женой известного философа Б.Рассела). Д.Рассел посещала советскую Россию и встречалась с Лениным, при поддержке писателя Г.Уэллса и экономиста Дж. М. Кейнса в 1924 г. она учредила группу по контролю рождаемости среди рабочих (Workers’ Birth Control Group).

В 1930 г. в Британии был сформирован Национальный совет по контролю рождаемости (National Birth Control Council). Это говорит о том, что деятельность Стоупс не была исключительно революционной и антиобщественной, государственные институты также приходили к пониманию происходящих перемен и необходимости адаптации к ним. Сама Стоупс не была склонна к левым движениям и настроениям. Если исключить права женщин и контроль рождаемости, ее жизненная позиция была вполне консервативно аристократической. В отличие от М.Сэнгер она была строго моногамной.

Работа клиники подверглась суровой критике со стороны медицинской общественности по части низкой эффективности колпачка и со стороны религиозной части общества по части моральных принципов. Д-р Холидей Сазерленд обвинил Стоупс в использовании женщин из бедных слоев населения для экспериментов в области контроля рождаемости. Отметим, что Сазерленд был специалистом по туберкулезу, и оппонировал Стоупс принципиально, а не технологически, как медик. Стоупс отвергла обвинения и привлекла Сазерленда к суду за клевету. Слушания состоялись в палате лордов. Стоупс проиграла, но она сама, так же как и идеи, предлагаемые ею публике, приобрели еще большую популярность. Стоупс обобщила опыт этого противостояния в работе «Римско-католические методы контроля рождаемости» (Roman Catholic Methods of Birth Control, 1933). Важно отметить, что д-р Са-зерленд был католиком, то есть не принадлежал к основной конгрегации Великобритании. Более многочисленная англиканская церковь оказалась более гибкой, на Лам-бетской конференции (1930) она признала низкую эффективность воздержания и приемлемость других методов предохранения при условии их применения на христианских основаниях. К началу Второй мировой войны услуги по планированию семьи перестали быть редкостью в Англии, и клиник, предоставляющих консультации по предохранению от нежелательной беременности, стало больше.


Евгеника или расизм?

Деятельность Стоупс в значительной степени вдохновлялась идеями евгеники, в 1920-е годы в Британии это направление еще не было безнадежно скомпрометировано опытом германского нацизма. С той или иной степенью жесткости евгеники утверждали: люди, не приспособленные к родительству, у которых по различным причинам нет возможности нормально растить детей, не должны их рожать. Для реализации этой идеи Стоупс предлагала практиковать стерилизацию. Следует отметить отсутствие лицемерия в жизненной позиции Стоупс, она лишила наследства своего сына Гарри, узнав о его желании жениться на практически слепой девушке Мэри Эйр Уоллис (дочь изобретателя прыгающих и сейсмических бомб Барнса Уоллиса), опасаясь возможности передачи недуга по наследству. Стоупс не пришла на свадьбу и не прислала подарка. Позднее она послала сыну 100 фунтов с наказом потратить всё на себя, который он не исполнил. Стоупс считала поступок сына преступлением против своей страны, своей семьи, своих детей. Такие спартанские идеи в те времена были достаточно обычны. Следы их видны и сейчас: во многих странах даже с существенным ограничением аборта, результат УЗИ может быть основанием для производства оного. Большая часть вменяемых родителей сама заботится о том, чтобы их дети родились нормальными.

В 1935 г. она посетила бойкотировавшийся многими (по причине нацистской ангажированности) Берлинский международный конгресс по народонаселению. Ее неоднократно обвиняли в приверженности расизму, и основания для этого были. Так, Стоупс предлагала издать закон об обязательной стерилизации не только душевнобольных, но и людей сме
шанной расы. В 1939 г. она послала Гитлеру книгу стихов для детей, сопроводив ее письмом, которое начиналось так: «Дорогой г-н Гитлер, любовь – это величайшая вещь в мире…» Через месяц после этого началась Вторая мировая война. После ряда неудачных сделок состояние Хэмфри Роу существенно уменьшилось, и в 1938 г. Стоупс разошлась со своим мужем. Вместе с несогласием с выбором сына это привело ее к изоляции и одиночеству, она стала писать стихи и  выпустила несколько поэтических сборников, не имевших успеха. Ее скепсис относительно возможностей медицинской профессии и приверженность народной медицине (она принимала холодные ванны и выпивала стакан морской воды каждый день) внесли свою лепту в позднее обнаружение и смерть от рака молочной железы в 1958 г.

В нужное время и в нужном месте

Мэри Стоупс была и остается противоречивой фигурой. Содержание ее работ до сих пор не принято обсуждать публично, сексуальность остается неприличной темой, которая, тем не менее, любопытна практически всем, а знания в этой области полезны всем без исключения. Стоупс давала эти знания. Нельзя сказать, что потребность в них исчезла. Как показали обследования, проведенные в начале XXI века, традиционные методы контрацепции по-прежнему гораздо шире распространены в России, чем в Британии (календарный метод – 14,1 и 3,4%, прерванный половой акт – 13,2 и 3,4%, пероральные контрацептивы – 13,7 и 31%, стерилизация – 1,9 и 23% соответственно), при том, что Британия не является самой продвинутой страной в этом отношении. Уровень рождаемости среди тинэйджеров приблизительно одинаков, что показывает на недостатки усилий в области полового просвещения.

В 2006 г. Мелвин Брэгг опубликовал список 12 английских книг, которые изменили мир. Книга Стоупс «Любовь в браке» заняла в этом рейтинге почетное второе место между фундаментальным трудом Ньютона «Математические начала философии природы» (лат. Philosophiae Naturalis Principia Mathematica, англ. «Mathematical Principles of Natural Philosophy», 1687, первое место), в котором он сформулировал закон всемирного тяготения и три закона своего имени, заложившие основы классической механики, и «Великой хартией вольностей» (лат. Magna Carta Libertatum, англ. The Great Charter of the Liberties of England, and of the Liberties of the Forest, 1215, третье место). Если принять во внимание, что обе последние изначально написаны на латинском, то книга Стоупс становится самой важной на английском языке, по значимости превосходя правила игры в футбол (Book of Rules of Association of Football, 1863). На редкость высокое место объясняется, видимо, ее удивительной своевременностью, она появилась в нужное время и в нужном месте, удовлетворив потребность общества в новых способах регулирования размера семьи. Просветительские усилия Стоупс нашли благодарный отклик в обществе, перестраивающем себя с мальтузианских на неомальтузианские принципы, то есть отказывающемся от полового воздержания, аборта в пользу более человечных методов,позволяю
щих получать удовольствие от половой жизни и разделяющих секс и воспроизводство населения.

Борис ДЕНИСОВ, демограф.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru