Вы здесь

Береги честь смолоду...

В последнее время мы всё чаще говорим о врачебной этике. Особенно остро вопрос возникает, как правило, в ходе разбора жалоб руководителей медицинских учреждений на своих подчинённых. Как говорится, проблема назрела. И даже, похоже, перезрела. Поэтому не зря на состоявшемся недавно I Национальном съезде врачей России внимание его участников привлекло сообщение главного терапевта Минздрава России академика РАМН А.Чучалина о Кодексе профессиональной этики российского врача, который очень необходим медицинскому сообществу. Он озвучил его основные положения. Сегодня мы беседуем с Александром ЧУЧАЛИНЫМ об этом важном документе.

-    Александр Григорьевич, ведь в истории российской медицинской школы не однажды уже были попытки выработать подходы к право-регулированию врачебной деятельности...


-    Ещё при Петре I были сделаны первые попытки создать свод правил, которые мы сегодня называем Кодексом врача. Эта проблема давняя. Обычно, если разговор заходит на эту тему, я привожу выдержку из работы нашего выдающегося русского философа И.Ильина из его эссе «Присяга врача». Находясь в Швейцарии, он сообщает своему московскому врачу заграничные впечатления, выражает свои искренние чувства признательности и любви к нему, а также высказывается о том, что ему не хватает здесь именно русского врача и просит поделиться с ним секретом своего врачевания. Московский врач отвечает Ильину, что, действительно, по его мнению, российская медицинская школа имеет ряд традиций и своих особенностей. Одна из них состоит в том, что она всегда проповедовала христианские истины, основанные на любви к человеку. Исходя из этих христианских принципов, российские врачи воспринимали отношение к своим пациентам, как служение.

Да, в России было несколько подходов к тому, чтобы выработать этические нормы профессии. Но они завершились безрезультатно. Особенно в 90-е годы, когда проходили Пироговские съезды врачей, была попытка поднять вопрос и разработать документ соответствующего уровня...

-    Так что же всё-таки заставило вновь обратиться к этой теме и выработать соответствующий этический документ для врача?

-    Сама жизнь. Такую работу стали проводить в Национальной медицинской палате. Вначале, правда, в рамках Общества православных врачей. Три года назад в Твери во время нашего очередного съезда был утверждён Кодекс православных врачей России, который явился основополагающим документом и вошёл в структуру нынешнего Кодекса профессиональной этики врача России. Когда в Национальной медицинской палате возникла эта идея, в её основу легла работа, которая уже была сделана. Немногим ранее профессор Л.Рошаль затронул вопрос о современной этике в ходе состоявшегося телемоста Москва - Париж. Я стал знакомиться с документами и понял, что это большая ниша, которую необходимо заполнить. Были попытки изменить ситуацию, я ставил этот вопрос перед нашим министерством, но там говорили, что «сейчас это не актуально». А с созданием Национальной медицинской палаты стало понятно, что вопрос о Кодексе профессиональной этики врача России откладывать нельзя.

Из наших современных учёных, которые работают над этой темой и болеют ею, особенно хотелось бы выделить профессора Анатолия Петровича Зильбера из Петрозаводска. Он известный специалист в области терапии и очень много занимается коммуникабельными аспектами в современной медицине. Им написан хороший труд – один из лучших, который посвящён морали современного врачебного сообщества. Благодаря таким людям, как А.Зильбер, была создана хорошая интеллектуальная база. Анализировались очень серьёзные документы мирового уровня, такие как Кодекс Всемирной медицинской ассоциации, кодексы врачей Франции, Германии, Великобритании, Норвегии.

– Значит, при попытке наших врачей создать такой документ учитывали зарубежные варианты?

– Всё надо было учитывать, поэтому в последние годы создали много версий, вариантов. Кодекс профессиональной этики врача России был представлен на I Национальном съезде врачей России.

– Нельзя ли рассказать о его основных положениях? На что сделан главный упор, к чему обязывает такой важный документ людей, посвятивших свою жизнь такой ответственной и гуманной профессии?

Кодекс начинается с Женевской декларации Всемирной медицинской ассоциации. В ней говорится, что основная миссия врача – это отдать свою жизнь лечению и выздоровлению, охране здоровья любого человека. Это созвучно тому, что говорил И.Ильин и что связано с глубокими традициями нашей жизни, философии российского общества.
Кодекс состоит из отдельных глав. Первая – «Врач и общество» касается отношений врача и пациента, она полностью построена на том, чтобы лишний раз подчеркнуть, выделить, насколько высоки в нашем обществе гуманные идеи нашей профессии, направленной на служение и охрану здоровья населения. Например, что врач любой специальности, оказавшийся рядом с больным вне лечебного учреждения или пострадавшим, обязан оказать ему помощь. Обязан ни при каких обстоятельствах не изменять принципам профессионального долга и отклонять любые попытки давления лиц, требующих от него действий, противоречащих этическим принципам, профессиональному долгу или закону.

– В последние годы мы не раз сталкивались с фактами, когда врачи свободно в прессе, с экрана телевизора обсуждают болезни пациентов, не брезгуют даже интимными подробностями диагноза больного человека, который и без того тяжело переживает свои невзгоды...

– В одной из статей первого раздела кодекса есть пункт о неразглашении врачебной тайны без разрешения пациента или его законного представителя, в том числе даже после его смерти, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Знание стандартов, протоколов, клинических рекомендаций, пропаганда здорового образа жизни – его обязанность. Кроме того, он не должен рекламировать свою личность, обязан следить за тем, как используется его имя, служебный статус, что, конечно же, включает в себя такое понятие интеллигентного человека, как скромность.

– Тем не менее за рубежом информация о состоянии здоровья первых лиц государства, звёзд кино, телевидения, известных деятелей культуры очень быстро становится достоянием общества. Подобное часто можно услышать и увидеть и у нас. Как же можно это совместить, если ты ревнитель кодекса?

– Это не совсем так. Например, во Франции для того, чтобы сообщить такие данные, нужен запрос вышестоящих структур, а врач разглашать интимные детали не будет. Это вопрос той же этики. Демократическое общество, конечно, хотело бы знать состояние здоровья президента или премьер-министра. Но для этого существует определённое соглашение между правительственными структурами, а от себя говорить, активно нести людям эту информацию врач не должен.

– Не менее важна и вторая часть кодекса. Она ведь напрямую относится к взаимоотношениям врача и пациента.

– Чувство ответственности не всегда осознаётся некоторыми из наших докторов, а потому нарушения этики в отношениях с пациентом сегодня особенно актуальны. Кодекс требует, чтобы при оказании медицинской помощи врач помнил, что его профессия – это не бизнес. Он должен уважать честь и достоинство пациента и при лечении учитывать все особенности его личности, относиться к нему с уважением. Бывают ситуации, когда пациент перестаёт доверять своему врачу. Что делать в таком случае? Кодекс даёт ответ – врач не вправе препятствовать пациенту, решившему доверить своё дальнейшее лечение другому специалисту. Взаимоотношения врача и пациента должны строиться на партнёрской основе и принципах информационной открытости, взаимном доверии, объективной информации о состоянии здоровья человека, не скрывая возможных осложнений и неблагоприятного исхода. Почему это так важно в нашей постоянной деятельности? Да потому что при любых обстоятельствах врач обязан облегчать страдания больного, поддерживать его морально.

– Известно, в некоторых странах не делают проблемы из эвтаназии, врачи там не считают этот акт бесчеловечным. А ведь бывает и такое, что почти безнадёжный больной вдруг возвращается к жизни. Что в таком случае должен чувствовать врач?

– В нашем кодексе и этот момент не забыт. Медицинским работникам запрещается осуществлять эвтаназию, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента.

– В наши дни в связи с экономическими реформами, модернизацией здравоохранения возрастает конкуренция между коллегами. У кого-то появилась современная техника и оборудование, кто-то съездил за рубеж и овладел новой методикой. Да и подготовка у всех разная – кто-то трудится день и ночь, хватается за любую возможность чему-то научиться, а другой работает спустя рукава. В общем, кто-то талантлив, а у другого свой уровень квалификации, накопленный опыт. Учитывается это в кодексе?

– Третий раздел кодекса «Врач и врачебный коллектив» помогает специалистам правильно выстроить свои взаимоотношения с коллегами. Первым, «золотым правилом», включённым в этот раздел, остаётся обязанность «сохранять уважение и благодарность своим учителям». Мы обязаны, как записано здесь, охранять честь и благородные традиции медицинского сообщества, относиться друг к другу с уважением и доброжелательно. Если пациенту недобросовестно выполнили где-то процедуры, не диагностировали патологию, это не значит, что врач может публично негативно высказываться о работе коллег. Мы не забыли и о тех, кто занимается научно-исследовательской работой, поскольку данные специалисты не должны использовать свои научные знания в ущерб здоровью и безопасности пациента или общества. Эксперименты могут проводиться лишь при условии добровольного согласия больного после предоставленной ему полной информации.

Видите, как много обязанностей и ответственности ложится на тех, кто носит высокое звание врача. Недавно я побывал в некоторых наших городах – в С.-Петербурге, Ульяновске, Тюмени, там широко обсуждали кодекс на учёных советах. Похоже, врачебное сообщество позитивно встретило этот документ.

– Доктора воспринимают его как правовой документ?

– Наш документ не является законом. По нему нельзя возбудить уголовное дело против врача, привлечь его к суду, но этически осудить его за нарушения нравственности можно. Этика – инструмент, изучающий мораль, а она у всех разная, но позволяет моральные колебания «привести в норму», создать определённую этическую атмосферу в обществе, дать ответ на вопрос, что можно, а что непозволительно и т.д. По мере того, как я работал над этим документом, ловил себя на мысли, что медицинская наука постоянно развивается, быстро получает новую информацию. Допустим по генетике, биотехнологиям, и перед этикой встают всё новые вопросы, как их решать? В этом отношении наш документ не догма, он должен меняться, адаптироваться к тем условиям, которые сегодня складываются в обществе. Всё приходит с опытом, и мы хотели, чтобы врачи вносили свои предложения, чтобы документ развивался.

– А у вас есть уверенность, что в регионах будут не только знакомиться с кодексом, но и претворять его положения в жизнь в своей практике?

– Этот документ – инструмент для работы этических комитетов на местах. Их много – комитетов при больницах, департаментах, – но они заняты сегодня только решением лекарственных проблем. А с кодексом у них появляются новые функции. Документ создан, надо, чтобы он действовал. Мы предлагаем современному обществу решать многие спорные вопросы, которые возникают между ним и врачом в сфере этического понимания этих проблем. Нам хотелось внести свою лепту в работу Всемирной организации здравоохранения, вооружить нашего врача теми знаниями, которые, возможно, у него отсутствуют, донести до него понятия о морали, нравственности, ответственности.

Беседу вела
Валентина ЗАЙЦЕВА,
корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru