Вы здесь

Компромисс или наступление?

Мы уже сообщали, что первый вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Медведев и министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова приняли участие в работе Генерального совета Федерации независимых профсоюзов России (см. «МГ» № 7 от 01.02.08). С основным докладом «Об усилении взаимодействия профсоюзов и органов власти по решению социально-экономических проблем в России» выступил председатель ФНПР Михаил Шмаков. Во второй части заседания свою точку зрения по обсуждаемым проблемам изложил президент совета Ассоциации профсоюзов непроизводственной сферы, председатель Профсоюза работников здравоохранения РФ Михаил Кузьменко.

Старую систему отменили, новую не приняли

Как считает Михаил Кузьменко, не вызывает сомнений, что в последние годы провозглашаемые приоритеты проводимой в стране государственной политики в значительной степени ориентированы на развитие отраслей социальной сферы и решение социальных проблем граждан в целом. Свидетельством тому являются в первую очередь национальные и пилотные проекты в сфере здравоохранения и образования, в рамках которых в первичное звено этих отраслей поступает значительный объем финансовых средств из федерального бюджета. Кроме того, принципиально важным является также тот факт, что их реализация явилась своеобразным побудительным толчком для субъектов РФ и муниципальных образований, которые изыскивают средства для расширения этих проектов.

Бюджетная сфера переходит на новые условия исчисления заработной платы, в основе которых заложены расширение самостоятельности государственных и муниципальных учреждений и зависимость размеров заработной платы работников от конкретных результатов их труда. С этим невозможно спорить, так как только в этом случае оплата труда будет являться реальным стимулом повышения качества медицинского обслуживания. И профсоюзы всецело приветствуют эту направленность.

Но при этом, полагает М.Кузьменко, надо иметь в виду специфику деятельности специалистов, когда зачастую очень трудно оценить работу учителя с конкретным учеником или врача с конкретным больным. Здесь невозможно обойтись без четкого определения соответствующими правовыми актами конкретных гарантий как в механизме, так и в размерах и структуре выплат заработной платы. Ведь очевидно, что единым стандартам оказания медицинских услуг должны соответствовать единые стандарты оплаты труда работников, оказывающих эти услуги. Пока же в России полностью отменена единая правовая нормативная база исчисления заработной платы в отрасли в целом, а разработка новых принципов оплаты труда, к сожалению, непозволительно затягивается.

Михаил Кузьменко усматривает в этом серьезную проблему, так как в условиях разделения полномочий органов управления всех уровней всё больше регионов, да и отдельных учреждений приступили к разработке своих систем оплаты труда, предлагая совершенно разные принципиальные подходы. Хотя в первую очередь важно определиться с величиной базовых окладов. По его мнению, в основу всей новой системы должен быть положен прожиточный минимум, то есть базовый оклад для неквалифицированных работников наших отраслей должен быть не ниже этого показателя.

Кроме того, серьезные опасения вызывает перспектива формирования принципиальных подходов к гарантированным окладам работников внутри профессионально-квалификационных групп, ведь в наших отраслях специфика деятельности работников, требования к соответствующему уровню подготовки и образования настолько разнообразны, что их невозможно учесть только в схеме базовых окладов.

- Необходима дополнительная система гарантий, - уточнил Михаил Михайлович, - мы предлагаем реализовать это путем выделения квалификационных уровней внутри профессионально-квалификационных групп. К сожалению, нормы постановления Правительства РФ № 605, определившего основные концептуальные подходы по формированию новых систем оплаты труда, не учитывают эти требования и вообще не предусматривают каких-либо гарантий по уровню дифференциации окладов. Хочу обратить внимание власти на тот факт, что указанное постановление было принято без рассмотрения сторонами социального партнерства, что, с нашей точки зрения, представляется недопустимым в цивилизованном демократическом обществе.

- Но у нас к этому постановлению есть претензии не только по форме его принятия. Тот факт, что оно не было всесторонне обсуждено, отразился и на его смысловом содержании, которое по многим позициям расходится с теми концептуальными подходами, которые мы в течение длительного времени обсуждали в рамках рабочих групп Минздравсоцразвития России, - подытожил Михаил Кузьменко.

Пересмотреть, и радикально...

Продолжая тему оплаты труда, Михаил Кузьменко остановился на главном вопросе - уровне заработной платы. По большому счету работнику неважно, каков механизм исчисления его заработной платы. Главное, чтобы она была достойной.

Как оценивает сегодня государство труд наших медиков, учителей, работников культуры, общеизвестно.

- Думаю, цифры в этой аудитории приводить не стоит, - заявил Михаил Кузьменко, - поскольку проблема переросла рамки отраслей и становится общегосударственной. Да, в рамках национального проекта сделан первый шаг, причем существенный, и в этом направлении. Но дополнительные выплаты получает лишь незначительная часть наших работников, а у остальных нарастает неудовлетворенность не только своим материальным положением, но и социальным статусом.

По мнению профсоюза, нужна конкретная программа действий по принципиальному повышению заработной платы всем категориям работников бюджетной сферы, с указанием сроков и размеров повышения. Пока же Правительство РФ ограничивается крайне незначительной индексацией, которая лишь компенсирует уровень инфляции. Наиболее показательны в этом плане цифры федерального бюджета на 2008 г. и на период до 2010 г., которым предлагаются от 5 до 7% ежегодного повышения. Правда, недавно Президент РФ Владимир Путин объявил о своем решении о дополнительном повышении зарплаты в бюджетной сфере с 1 февраля с.г. на 14%.

- Конечно, это не означает кардинального изменения уровня оплаты труда, - считает Михаил Кузьменко, - но хочется надеяться, что это не эпизод, а первый шаг на пути формирования системного подхода к столь важной социальной проблеме. А пока общественность с нетерпением ждет, когда это поручение Президента РФ будет воплощено в официальный документ правительства и в какой форме это будет реализовано.

Между тем необходимо, чтобы это повышение было обеспечено повсеместно, независимо от уровня финансирования, что представляется затруднительным. Очевидно, что значительной части субъектов РФ и большинству муниципальных образований потребуется финансовая помощь федерального бюджета. А в дальнейшем, с ростом уровня оплаты труда, эта проблема будет всё более обостряться. Значит, нужно уже сейчас думать и принимать решения о правовом оформлении этого механизма в условиях действующего законодательства о разграничении полномочий органов власти.

МРОТ, да не тот

Председатель Профсоюза работников здравоохранения РФ коротко остановился еще на одном вопросе, который сегодня волнует работников бюджетной сферы, - это МРОТ.

- Мы всецело поддерживаем подходы по повышению его уровня, - уточнил Михаил Кузьменко. - Но с одной позицией действующего Трудового кодекса РФ бюджетники согласиться не могут, это - кардинальное изменение самого понятия и статуса МРОТ, в величину которого включены выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Объединение в единой величине МРОТ тарифной и надтарифной составных частей заработной платы уже привело к ущемлению прав работников, осуществляющих равную по профессиональным и квалификационным признакам деятельность в разных условиях.

Так, в здравоохранении гарантированная зарплата санитарки и медсестры уже сейчас сравнялась. А с ростом величины МРОТ стимул к повышению квалификации и уровня образования у работников может быть полностью утрачен. В результате - у работников утрачен стимул для работы как во вредных, так и опасных для здоровья условиях, в увеличении интенсивности труда за счет выполнения обязанностей временно отсутствующего работника. Еще более сложная ситуация сложилась на селе, а также в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, где установлены районные коэффициенты и «полярные» надбавки. В конечном итоге это обязательно отразится на качестве, объеме оказываемых услуг.

- Пользуясь этой трибуной, - сказал Михаил Кузьменко, - я обращаюсь с просьбой поручить соответствующим структурам Правительства РФ внимательно оценить все положительные и негативные моменты реализации Закона о МРОТ в новой редакции. Очевидно, что в него надо вносить изменения! А если говорить в целом о проблемах кадров в наших сферах деятельности, то, очевидно, проблема оплаты труда хоть и очень сложная, но не единственная. Право работников на льготное получение жилья, оплата по коммунальным услугам на селе, отсутствие единого порядка их предоставления, совершенствование пенсионного законодательства с учетом гарантий государства по финансированию пенсионных систем, оздоровление работников и членов их семей, доступность дорогостоящей медицинской помощи, финансовое обеспечение мероприятий по улучшению условий и охраны труда - вот далеко не весь перечень проблем, которые сегодня требуют неотложного рассмотрения на государственном уровне.

Очевидно, что назрела необходимость разработки соответствующей федеральной целевой программы с подпрограммами, охватывающими вопросы как обеспечения профессиональных интересов работников, так и их социально-экономических прав, оздоровления, создания безопасных условий труда и т.д.

К сожалению, вынужден констатировать, что по всем этим проблемам мы не видим заинтересованности правительства страны в целом. А самое главное - этого не видят работники, что вызывает их неудовлетворенность своим трудом.

Социальное партнерство - механизм для разрешения разногласий

Сегодня необходимость расширения и активизации реализации принципов социального партнерства - единственный цивилизованный механизм в решении многих сложных задач. Но, к сожалению, этот принцип пробуксовывает именно в бюджетной сфере, где нашими социальными партнерами, да и работодателями являются органы исполнительной власти всех уровней.

- Один пример я уже привел, вот еще один - совсем свежий, - уточнил Михаил Кузьменко. - Минздравсоцразвития России утвердил приказом перечни выплат компенсационного и стимулирующего характера без согласования с профсоюзами. Теперь нам их представили на визирование. Думаю, это полная профанация социального партнерства! Сейчас, когда бюджетная сфера претерпевает, не побоюсь сказать, революционные преобразования, а реформа оплаты труда напрямую коснется каждого работника, такое положение недопустимо.

- Мы настаиваем на участии во всех проектах в этой части не только на стадии согласования, но еще в разработке, - призвал Михаил Михайлович. - Именно потому, что за нами стоят миллионы работников, чьими руками, знаниями, умом и сердцем эти реформы будут реализовываться. И мы рассчитываем на то, что конструктивное понимание в этом вопросе нашими социальными партнерами обязательно будет достигнуто!

Павел АЛЕКСЕЕВ.
Москва.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru