Вы здесь

Сергей Алексеенко:   Трансформируем классическое образование в индивидуальные траектории

Статистика Кубанского государственного медицинского университета впечатляет: более чем 100-­летняя история, 7 факультетов, 57 направлений подготовки, более 8,5 тыс. обущающихся, 67 кафедр, более 700 преподавателей. Абитуриентам обещают инновационные методы обучения, учебу у врачей высшей категории и опытных наставников, участие в клинических испытаниях и научных исследованиях Клиники КубГМУ и ведущих медучреждений города и края. Словом, как написал в отзывах один из студентов: «Университет хороший, но учиться действительно тяжело. Если вы привыкли к «халяве», то вам не сюда». Как трансформируется в вузе модель классического высшего медицинского образования, нам рассказал ректор Кубанского государственного медицинского университета, заведующий кафедрой профилактики заболеваний, здорового образа жизни и эпидемиологии, доктор медицинских наук, профессор Сергей АЛЕКСЕЕНКО.

– Сергей Николаевич, в 2021 г. Министерство науки и высшего образования признало вас лучшим ректором года в стране. Как им становятся? Помогает вам в работе то, что вы сами являетесь выпускником КубГМУ?

– Считаю, что лучшим ректором можно стать, только когда в твоём фарватере уверенно идёт надёжная, слаженная команда квалифицированных специалистов. И когда полномочия грамотно делегируются, профессионалы разных направлений следуют единым курсом, осознают меру ответственности за свои решения. Вклад в это вносит и масштабная поддержка Минздрава России, администрации Краснодарского края и властей Краснодара.

Тот факт, что я сам обучался в вузе, которым ныне руковожу, воспринимаю двояко. С одной стороны, это позволило максимально быстро погрузиться в процессы, глубже понимать, что необходимо для прорывного развития и укрепления статуса одного из лучших медицинских вузов страны. Но, с другой стороны, я был учеником многих преподавателей этого вуза, а сейчас мне надлежит ими управлять. Это такой тонкий психологический момент между благодарностью и требованиями, который иногда мешает принимать жёсткие кадровые решения.

– Как ваш вуз представлен в программе «Приоритет­-2030»?

– Университет с 2024 г. является получателем базовой части гранта программы академического стратегического лидерства «Приоритет­2030». С 2021 г. мы участвовали в ней и развивали свою деятельность в статусе вуза­кандидата.

Программа развития вуза направлена на социально-­экономическое развитие региона, отрасли здравоохранения и формирование центра научно­технологического лидерства. Сфокусировались на трёх приоритетных направлениях – биотехнологии, цифровые технологии и человекоцентричность. Реализуем два стратегических проекта: «ЛинЗдрав» обеспечивает улучшение качества медпомощи в системе здравоохранения региона, создание эталонных клиентских путей по онкологическим и сердечно­сосудистым заболеваниям; «Технологии здоровья» позволяют преодолеть разрыв между реальным сектором экономики и вузовской наукой, здесь наш главный партнёр – НИИ – ККБ № 1.

– На сайте университета заявлено, что в вузе применяются инновационные методы обучения. Что это за методы?

– В настоящее время начата работа по проектированию и пересборке программ высшего образования, что позволит трансформировать модель классического высшего медицинского образования и реализовать индивидуальные образовательные траектории. Запустили два междисциплинарных проекта – «Большие данные» и «Инновационная образовательная среда» с разными направлениями (цифровая морфология, «Виртуальная физиология» и др.). Создан центр компетенций для выявления и формирования у обучающихся надпрофессиональных компетенций «гибких навыков».

В 2023 г. у нас открылась первая на юге России медицинская «Точка кипения» – федеральная площадка для коллективной работы нового формата, основанная на реализации программы Национальной технологической инициативы. Она направлена на формирование навыков организации и ведения предпринимательской и проектной деятельности, развитие креативного мышления, ведение переговоров и публичных выступлений.

Повторюсь, подготовить врача под новые вызовы отрасли возможно, если формировать у обучающегося индивидуальную образовательную траекторию, развивать надпрофессиональные компетенции, то есть так называемые гибкие навыки. Это возможно с использованием методов инновационного, модульного обучения, а также с применением инструментов бережливых технологий в медицине.

– Вы упомянули проект инновационной образовательной среды. Как идёт его реализация?

– Сегодня немыслима жизнь без цифровых технологий. Многое в нашей офлайн­-жизни переносится в цифровой формат. Сформирована электронная информационно­-образовательная среда, позволяющая взаимодействовать с вузом в любое время в онлайн-­режиме. Обучающиеся и сотрудники могут использовать цифровые ресурсы в любое удобное время, в любом месте, нужно лишь подключение к сети Интернет. В состав электронной информационно­-образовательной среды входят официальный сайт университета, личные кабинеты обучающихся и сотрудников, система уведомления обучающихся, портал электронного (дистанционного) обучения, электронный каталог библиотеки КубГМУ.

Для упрощения использования цифровых ресурсов используется система единой авторизации, то есть каждый обучающийся получает единые логин/пароль для входа во все сервисы и может ими пользоваться после окончания учёбы. Среди сервисов в цифровой среде доступны такие, как взаимодействие с администрацией вуза, получение справок об обучении, подача проблемы/предложения, сведений о материалах, необходимых для получения образования, оплата обучения и проживания в общежитиях и др.

Внедрение информационно­-образовательной среды позволило проводить в очно­-дистанционной форме большое количество занятий, особенно по дополнительному обучению, что удобно для практических врачей, находящихся в регионах. Совершенствуется материальная база, запущена в работу студия для подготовки видеолекций. Преподавателей вуза обучаем работе с информационно-­образовательной средой на площадках Сколково и Иннополиса.

– Кубанский медицинский университет занимает почётное 6-­е место по публикационной активности среди медицинских вузов России. Как вовлекаете студентов в научную работу?

– Можно также отметить, что среди вузов Краснодарского края КубГМУ занимает лидирующее положение по индексу Хирша, по удельному весу публикаций в журналах перечня Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования РФ, по числу публикаций в журналах, входящих в международные базы данных. Университет также в этом рейтинге находится на лидирующих позициях среди медвузов ЮФО. В 2023 г. журнал «Кубанский научный медицинский вестник» вошёл в перечень журналов международной базы Scopus, а ВАК присвоила ему наивысшую категорию в стране – квартиль К1.

У нас активно действует система научного наставничества через студенческие научные кружки, которых в вузе 53, в их работе регулярно участвуют около 2500 студентов. За каждым новым кружковцем закрепляется наставник­-старшекурсник, а общую координацию работы кружка осуществляет преподаватель­наставник, отвечающий на кафедре за научно­-исследовательскую работу студентов. Каждый студент получает представление о возможности реализовать себя в науке от активистов Студенческого научного общества на таких научно­-популярных мероприятиях, как «Лекторий Per Aspera».

В этом году планируем провести уже 85­-ю Международную научно­практическую конференцию студенческого научного общества им. профессора Н.П.Пятницкого, участниками которой станут около 3 тыс. студентов из вузов России, зарубежья, они уже прислали более 500 работ. В 2023 г. Студенческое научное общество КубГМУ стало призёром Всероссийского конкурса на лучшее молодёжное научное общество среди медицинских и фармацевтических организаций, проводимого Мин­здравом России. Наши студенты принимали участие в более чем 200 конференциях и форумах международного, всероссийского и межрегионального уровней.

– Какие научно­-исследовательские работы в вузе вы считаете наиболее актуальными и перспективными?

– Сотрудники университета выполняют более 50 комплексных научно-­исследовательских работ, свыше 20 грантовых, более 120 клинических исследований и хоздоговорных научно-­исследовательских работ. Все эти темы актуальны. Но наиболее перспективны, на мой взгляд, работы в области регенеративной медицины (в 2012 г. на базе КубГМУ открыт Международный научно-­исследовательский клинико-­исследовательский центр регенеративной медицины), связанные с созданием экспериментальных образцов тканеинженерных конструкций на основе децеллюляризованных и синтетических матриксов. Активно реализуется ещё один проект – по разработке комплексного биосинтетического нервного имплантата для замещения протяжённых дефектов периферических нервов.

Кроме того, прорывными можно считать и другие проекты. Так, под руководством академика РАН В.Порханова создаётся «Кубанский регистр геномики и терапии рака лёгкого», под руководством профессора И.Быкова – «Разработка высокоинформативных методов скрининга хронического употребления алкоголя».

Ряд проектов связан с созданием систем искусственного интеллекта для применения в лучевой диагностике, КТ­ и МРТ-­диагностике, анестезиологии и реаниматологии. Научно­-исследовательские разработки наших хирургов посвящены созданию системы лечения ран путём одномоментного применения методов вакуумной терапии и дозированного растяжения мягких тканей, что в современных условиях крайне актуально для оказания медицинской помощи участникам СВО. Ведётся разработка индивидуального внесосудистого стента для пациентов, новых медизделий для выполнения робот­-ассистированных и лапароскопических операций.

Другим важным научно­-практическим направлением стал аэропалинологический мониторинг в Краснодаре, который с 2018 г. проводится на нашей кафедре биологии с курсом медицинской генетики. Суть проекта – в постоянном контроле за содержанием опредёленных видов аллергенов в окружающем воздушном пространстве. Станция мониторинга включена в интерактивную мировую карту по наблюдению за аллергенной обстановкой. Данные по пылению предоставляются на сайте университета в разделе «Пациентам». На основе проводимых исследований будет создан Южно­-Российский центр аэрополинологического мониторинга.

– Вы сказали, что сотрудничаете с НИИ – Краевой клинической больницей № 1 им. С.В.Очаповского и её руководителем академиком РАН В.Порхановым. Иметь таких партнёров не только почётно, но и ответственно...

– Это не просто партнёры. Владимир Алексеевич много лет заведует кафедрой онкологии с курсом торакальной хирургии ФПК и ППС нашего университета. Он обладает редким свойством: говорит невероятные вещи, в которые здравомыслящему человеку трудно поверить, но которые потом реализуются и в дальнейшем становятся нормой. У него, если задача поставлена, то она будет выполнена.

Так было и с кафедрой, которую он возглавил в 1997 г. Поначалу это была кафедра онкологии. Он первым поставил вопрос о преемственности лечения больных раком лёгкого (поскольку это распространённая нозология с высокой летальностью). Дело в том, что тогда эта нозология была падчерицей, этакой Золушкой. Болезнь выявлялась, но отсутствие взаимодействия между онкологической и неонкологической службами вредило пациентам, им приходилось метаться между онкоцентром и онкодиспансером.

Концепция Владимира Алексе­евича состояла в том, что пациентов с раком лёгкого нужно максимально лечить, а не привязывать к диспансеру. И могу вам сказать, что ситуация по раку лёгкого кардинально изменилась, появилось взаимодействие с онкодиспансером. А в 2002 г. при ККБ № 1 заработал центр грудной хирургии, и у больных появилась возможность проходить весь цикл лечения под наблюдением одной службы.

Сегодня это самая представительная кафедра по наличию докторов медицинских наук. Здесь занимаются не только онкологией, но и торакальной хирургией, торакальными травмами грудной клетки. Около 800 врачей прошли переподготовку или подготовку на кафедре онкологии с курсом торакальной хирургии. Подготовлено огромное количество диссертаций, написаны десятки научных работ.

– Традиция обучения иностранных граждан в КубГМУ берёт начало в 1961 г. Какие современные тенденции вы наблюдаете сегодня?

– Мы наблюдаем устойчивый рост количества иностранных граждан. Неизменным и растущим спросом пользуется обучение на факультете довузовской подготовки. Решили такой актуальный вопрос, как онлайн­обучение иностранных граждан на факультете довузовской подготовки. Рассматриваем новую программу подготовительного факультета длительностью полтора года. Дело в том, что наш анализ показал – такие обучающиеся будут более адаптированы и готовы к обучению по основным программам.

В последние годы ведётся приём и обучение иностранных граждан и на факультете фармации. С недавнего времени успешно проводим приём документов и вступительное тестирование онлайн, а это даёт возможность отобрать самых сильных и достойных обучающихся.

Увеличивается объём и разнообразие программ ординатуры и циклов повышения квалификации, в том числе с применением смешанных форм обучения. К особым условиям обучения, несомненно, можно отнести программы обучения на специалитете с элементами английского языка. Спрос на данное направление всё время растёт.

Беседу вёл
Алексей ПАПЫРИН.

 

На снимке: С.Алексеенко показывает автору этих строк работу симулятора

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru