Вы здесь

Наша задача – привлечь молодёжь

Тихоокеанский Медицинский обучает шестиклассников

Тихоокеанский государственный медицинский университет (ТГМУ) во Владивостоке отметил 65-летие. Наш корр. Болеслав Лихтерман побывал на юбилее и встретился с его ректором, членом-корреспондентом РАН Валентином Шуматовым. Он окончил alma mater в 1981 году, семь лет спустя стал там заведующим кафедрой анестезиологии, реаниматологии и скорой медицинской помощи, а в 2007 году - ректором. В беседе принимала участие первый проректор ТГМУ профессор Лидия Транковская.

- Валентин Борисович, могли бы вы выделить какие-то этапы развития вашего вуза?

- Каждый ректор, каждая команда внесла в развитие вуза определённый вклад. В 1956 году образовался медицинский факультет университета, два года спустя он выделился в самостоятельную организацию - Владивостокский мединститут. Тогда был только лечебный факультет, на котором училось 100 человек (по 50 на каждом курсе). Дальний Восток активно развивался, и нужны были специалисты. Невозможно было восполнить потребность в кадрах, направляя сюда врачей из центральных регионов. Основные преподаватели были командированы из Ярославля, в том числе профессора (муж и жена) Мотавкины. Они образовали научно-педагогические школы. Особенности текущего периода - в развитии материально-технической базы. Был построен новый корпус площадью 19,5 тыс. кв. метров, введены новые лаборатории, аудитории и открыт симуляционный центр, что повысило качество образовательного процесса. Открыты новые образовательные программы, получено отдельное финансирование на научные исследования. В этом году госзадание у нас было 508 студентов, а мы набрали 1200 учащихся всех категорий - от школьников до магистрантов. Помимо лечебного дела, по программе специалитета мы готовим по педиатрии, медико-профилактическому направлению, стоматологии, фармации, медицинской биохимии, имеется военно-учебный центр. Есть институт дополнительной профессиональной подготовки, ординатура по 34 направлениям.

В 2022 году мы стали участниками программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», что не только открывает перед нами возможности в реализации новых амбициозных планов, но и накладывает на нас ответственность за их воплощение в жизнь.

- Изменилось ли качество подготовки врачей?

- Мы постоянно работаем над тем, чтобы качество подготовки специалистов повышалось. Мир не стоит на месте: появляются новые технологии (информационные, образовательные, медицинские). А, поскольку, задача вуза – подготовка такого специалиста, который может в этом мире новых и меняющихся технологий работать, мы активно внедряем новые технологии в образовательный процесс. Мы приближаем молодых специалистов к месту их будущей работы еще во время обучения в вузе. Например, у нас очень тесные взаимоотношения с Министерством здравоохранения Сахалинской области. И, в рамках нашего взаимодействия, студенты, обучающиеся по договорам о целевом обучении с Минздравом региона или проживающие на Сахалине, на пятом-шестом курсе проходят практическую подготовку на базе медицинских организаций Сахалинской области. Регион-ориентированная подготовка - это новая технология обучения для территорий, не имеющих медицинских вузов. Все это делается ради повышения качества подготовки.

- Сколько у вас ординаторов?

- Около 500. Ежегодно в ординатуру поступает около 250 человек.

- Ваш вуз входит в Научно-образовательный медицинский кластер Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона «Восточный» ...

-Научно-образовательные медицинские кластеры изначально сформированы Минздравом России из подведомственных ему образовательных организаций высшего образования. В НОМК «Восточный», координатором которого является Тихоокеанский Медицинский, изначально входили Дальневосточный и Иркутский госмедуниверситеты, Амурская и Читинская государственные медицинские академии. Затем к кластеру присоединились две организации дополнительного образования – институт повышения квалификации специалистов здравоохранения министерства здравоохранения Хабаровского края и Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, а также медицинский институт СВФУ.

На регулярной основе между участниками кластера осуществляется взаимодействие по широкому спектру вопросов. По запросу Минздрава России Тихоокеанский медицинский от имени кластера формирует консолидированную позицию участников в той или иной сфере.

- Какие ваши сильные стороны?

- Прежде всего, наши преподаватели. Поэтому мы часть образовательных программ ведём совместно. Более продвинутые педагоги могут дистанционно читать лекции студентам других вузов. Мы адаптируем образовательные программы разных вузов, чтобы они были примерно одинаковыми. В СССР образовательная программа была единой, а сейчас у каждого вуза свои учебные планы. В результате, например, студенты Сеченовского Университета после четвертого курса не могут к нам перевестись, а наши студенты не могут перевестись в Казань. Мы провели эту работу в рамках программы "Приоритет-2030", и на заседании ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений» было принято решение о едином подходе к преподаванию. Должны быть одинаковые стандарты качества. Медицинская помощь должна оказываться в соответствии со стандартами и порядками на территории всей страны. Значит, уровень подготовки выпускников разных вузов должен быть одинаковым.

- Много ли выпускников Тихоокеанского медицинского уезжает на Запад?

- Нельзя сказать, что отъезд носит массовый характер - не более 10% выпускников. У нас есть ординатура не по всем специальностям. Поэтому уезжают в том числе в целевую ординатуру в федеральные центры, чтобы потом вернуться.

- Врачей также готовят в Школе медицины и наук о жизни Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Это конкурирующая организация?

- С одной стороны, да. Но там мало бюджетных мест, поэтому количество специалистов для практического здравоохранения, которое может подготовить Школа, невелико. Зато Школа может в большем объеме готовить кадры для научной работы. Наш вуз – ведомственный, и наша основная задача - подготовка кадров для практического здравоохранения. Мы на эту тему общались с ректором ДВФУ Борисом Николаевичем Коробцом. Поэтому говорить о конкуренции неправильно. Мы дополняем друг друга.

- В вашем университете наукой тоже занимаются? Есть ли свои научные школы?

 - Благодаря профессору Павлу Александровичу Мотавкину у нас сложилась гистологическая школа. Его ученики возглавляют у нас кафедры. На основе гистологии изучали патологию сердца и сосудов, систему дыхания, и т.д. Я, будучи анестезиологом-реаниматологом, тоже считаю себя учеником профессора Мотавкина. Есть микробиологическая школа, созданная профессором Нонной Степановной Мотавкиной. Известна хирургическая школа профессора Владимира Станиславовича Шапкина, ученика Сергея Юдина. Сегодня мы активно сотрудничаем с институтами Дальневосточного отделения РАН - Институтом химии, Институтом автоматики и процессов управления, Институтом биоорганической химии и т.д. Химики выделяют биологически активные вещества из морепродуктов, а мы их испытываем на доклиническом и клиническом уровне. У нас есть совместные гранты. Математики разрабатывают технологии искусственного интеллекта и поддержки принятия врачебных решений.

- А школа по анестезиологии-реаниматологии имеется?

- Я бы сказал: «имеется». Наша школа проводит исследование на стыке таких клинических и фундаментальных дисциплин, как физиология и патофизиология, гистология и патологическая анатомия. Наши исследования направлены не только на выявление фундаментальных механизмов развития синдрома полиорганной недостаточности, болевых синдромов, течения травматической болезни, но и на активное внедрение результатов научных изысканий в лечебно-диагностический процесс, спасение жизни пациентов при ургентных состояниях. В раках деятельности школы под моим руководством защищены 18 диссертаций на соискание степени кандидата медицинских наук, одна диссертация на соискание степени доктора медицинских наук.

- Всегда ли анестезиолог находит общий язык с хирургами?

- Я возглавляю диссертационный совет, где защищаются хирурги. А всего в нашем университете четыре диссовета.

- Есть ли у вас свои клиники?

- В настоящее время у нас в университете действует стоматологическая клиника. Она активно используется в процессе подготовки будущих стоматологов. Участие в программе «Приоритет-2030» позволило нам приступить к реализации наших смелых планов – созданию созвездия университетских клиник в регионах Дальнего Востока. В сентябре текущего года на основе соответствующих соглашений мы создали две университетские клиники на функциональной основе (во Владивостоке и в Южно-Сахалинске). Работа таких клиник, с одной стороны, направлена на повышение качества подготовки будущих врачей, а, с другой, – на помощь региональным системам здравоохранения в решении самых актуальных вопросов.

- Какие вы видите перспективы развития?

- Как я уже  говорил, сегодня вся деятельность университета направлена на его трансформацию (образовательную, научную, цифровую, управленческую и т.п.) в соответствии с Программой развития университета в рамках программы «Приоритет-2030». Прежде всего, Тихоокеанский Медицинский – это университет, ориентированный на потребности Дальнего Востока.

Мы нацелены на проактивный формат профориентационной деятельности, который позволит повысить интерес абитуриентов к медицинским профессиям, поднять престиж медицинского образования и Тихоокеанского Медицинского, чтобы повысить привлекательность Дальнего Востока России и обеспечить кратный прирост количества поступающих.

Мы меняем подход к организации и реализации образовательных программ высшего и среднего профессионального медицинского образования, изменяя набор дисциплин, их содержание и технологии обучения и создаем возможности получения дополнительных квалификаций в рамках основной образовательной программы для того, чтобы увеличить объем выпуска врачей-специалистов, обладающих актуальным для ДФО набором компетенций – устранить кадровый дефицит в системе здравоохранения ДФО.

Мы меняем фокус научно-исследовательской деятельности, чтобы обеспечить региональное здравоохранение востребованными результатами фронтирных научных исследований.

Мы направлены на всестороннее внедрение цифровых технологий в организацию процесса обучения, что позволит повысить качество медицинского образования и управления университетом.

Мы активно взаимодействуем с региональными системами здравоохранение субъектов ДФО в целях их развития, а также с образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования, реализующими программы подготовки медицинских кадров для обмена лучшими практиками организации образовательной деятельности.

- Через два года вам исполнится 70 лет, и пост ректора придётся покинуть. Есть ли у вас преемник?

- У нас очень сильная и сплоченная управленческая команда. Именно благодаря командной работе, мы порой принимаем и внедряем нестандартные решения. Залог эффективности деятельности вуза в сплоченности его коллектива, четко и грамотно поставленных целях и задачах. В нашей дружной университетской семье много достойных молодых людей. Наверное, среди них сейчас есть будущий ректор.

- Удаётся ли омолаживать кадры?

- Это непросто. У каждого заведующего кафедрой есть свой план подготовки кадров. У нас есть программа поддержки кадрового резерва. В прошлом году в ней было 26 человек. Речь идет о стимулирующих надбавках для молодых преподавателей, об их обучении и вовлечении в проектную деятельность, содействие поступлению в аспирантуру, выполнению кандидатских и докторских диссертаций. Мы составляем для них индивидуальные траектории, назначаем наставников, обсуждаем результаты, лучший опыт тиражируем.

- А пожилых отправляете на пенсию?

- Наша задача - привлечь молодёжь. Молодого специалиста нужно адаптировать и развивать. Программа кадрового резерва заключается не в количественных показателях, а в качественных изменениях и поддержке преподавателей. Мы ценим каждого человека, и никого на пенсию специально не отправляем. Профессор у нас работает сколько может и сколько хочет.

- Вы оцениваете сотрудников по публикациям?

- Не только. На протяжении последних пяти лет деятельность научно-педагогических работников мы оцениваем на основе рейтинга. Это сложная система оценки, в которой учитываются наличие ученой степени и звания, педагогический стаж, публикационная активность, деятельность во внешней среде, работа на благо развития университета, воспитательная деятельность и присутствуют другие критерии. Мы понимаем, что не все преподаватели одинаково равны в своей деятельности.

Одни преподаватели занимаются педагогической работой, и публикаций у них мало. Другие являются исследователями и имеют много публикаций, но это не значит, что они хорошие педагоги. Третьи готовы привнести новые клинические технологии, необходимые для подготовки ординаторов. Поэтому здесь надо подходить осторожно и индивидуально. А три в одном - как суррогат кофе. Он не всегда хороший.

- Преподаватели работают по контрактам?

- У нас контракты от трёх до пяти лет.

- Сейчас создаются межвузовские кампусы. Ваш вуз тоже в этом участвует?

- Это не только от нас зависит. Мы бы хотели создать кампус с Владивостокским государственным университетом. Есть прецеденты, когда вузы различной ведомственной принадлежности используют общую социальную инфраструктуру (общежития, спортзалы, стадионы, кафе, библиотеки). Такие проекты есть в Санкт-Петербурге и Хабаровске.

- Кафедры тоже могут быть межвузовскими?

- Мы сейчас к этому подходим, развивая сетевое образование. Например, если в каком-то вузе преподавание иностранного языка (или русского языка как иностранного) является основным видом деятельности, то почему бы там не могли обучаться наши студенты?

- Кстати, много ли у вас иностранных студентов?

- Пока немного. Раньше Владивосток, в отличие от Хабаровска, был закрытым городом. Но сейчас ситуация изменилась. Еще пять лет назад у нас было 12 иностранных студентов, а сегодня уже 300. Преобладают студенты из Китая и Индии. Мы открыты для международного сотрудничества и готовы обучать иностранных студентов. Не все иностранные студенты хорошо владеют русским языком, но готовы его активно изучать, поэтому у нас создано подготовительное отделение для их обучения русскому языку.

- А российских школьников вы тоже готовите к поступлению?

- У нас есть факультет довузовской подготовки, он же лицей. Кроме того, созданы медицинские классы в 10 школах, в том числе на Сахалине и на Камчатке. В этом году в лицей и эти классы поступило 250 человек. Их выпускники имеют дополнительные баллы в рейтинге поступления. Наш лицей даёт лучшие в Приморском крае показатели ЕГЭ по химии и биологии. Например, в этом году было пять стобалльников по химии, из них двое - выпускники нашего лицея. Возрастает интерес родителей и школьников к допрофильной подготовке. Традиционно мы набирали в 10-11 классы, но сейчас требования ЕГЭ настолько высоки, что за два года подготовиться к нему затруднительно. Поэтому мы стали набирать седьмые и восьмые классы. Сейчас к нам обратились с просьбой родители шестиклассников, и организовался целый учебный класс.

- Если так дело пойдёт, то скоро вы начнёте формировать медицинские классы в начальной школе. Как они функционируют и финансируются?

- В шестом классе химии ещё нет, но биология уже преподаётся. Наша задача - дать детям качественное среднее образование с углублённым изучением тех предметов, которые необходимы будущему врачу. Ведётся профориентационная работа. Будущие абитуриенты посещают наш симуляционный центр, наши кафедры и лаборатории, встречаются с нашими профессорами и доцентами. Совместно с нашими студентами участвуют в "Неделе молодёжной науки". Финансирование идёт за счёт внебюджетных источников. Родители платят около 12 тыс. руб. в месяц.
 
По окончании интервью корр. «МГ» показали Институт симуляционных и аккредитационных технологий (ИСАТ). Он создан в 2010 г. и занимает несколько этажей. С 2016 года здесь проводится первичная аккредитация специалистов, а с 2019 года – первичная специализированная аккредитация. В 2019 г. в состав Института вошла кафедра пропедевтики внутренних болезней. Директор Института Валерий Гнездилов показал многочисленные классы, где отрабатываются практические навыки на различных симуляторах, тренажерах и манекенах. В зале виртуальных технологий имеются хирургический виртуальный симулятор с функцией обратной тактильной связи (для освоения эндохирургических вмешательств), виртуальный анатомический стол и виртуальный симулятор для отработки практических навыков в бронхоскопии, эзофагогастродуоденоскопии и колоноскопии, симулятор лапароскопии и тренажеры для отработки базовых хирургических навыков с набором тканей и муляжей. В гибридной операционной находятся симулятор рабочего места рентгенрадиолога с набором данных КТ и МРТ, виртуальный симулятор для отработки перкутанных вмешательств в урологии, модель бьющегося сердца с перфузией для канюляции, операционный стол, хирургические светильники, эндовидеохирургическая стойка с набором многоразовых инструментов, наркозно-дыхательный аппарат, монитор прикроватный реанимационный и анестезиологический переносной, и т.д. Такому изобилию тренажеров и симуляторов может позавидовать любой вуз. На базе ИСАТ проводятся платные циклы обучения первой помощи для граждан, учащихся образовательных школ и автошкол, работников транспортных предприятий, педагогов, и т.д. Студенты могут записаться на отработку того или иного навыка на безвозмездной основе.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru