Вы здесь

Широкие перспективы

Как отразились санкции на рынке медоборудования?

Россия за последние месяцы подверглась беспрецедентному санкционному давлению, однако жесткие экономические санкции не распространяются на рынок лекарств и медоборудования.

 

По словам директора по развитию компании МедКомплекс А.В.К. Сергея Айрапетяна, «основная проблема сейчас - это проблема логистики». Сроки поставки увеличились. Во-первых, это связано со с ограничениями передвижения автомобильного и морского транспорта и  с отсутствием прямого авиасообщения со странами Европы (за исключением Сербии) и Северной Америки.

 

Во-вторых, возникли проблемы ценообразования в связи с колебаниями курса рубля. Россия увеличила закупку в других государствах, прежде всего в Китае, а также предприняла усилия по производству собственной медтехники.

 

Минздрав оценивает долю отечественных медизделий в 31%.  Минпромторг поставил задачу нарастить долю отечественного медицинского оборудования на рынке до 50% за два года и до 80% — к 2030 году. Данные Росстата свидетельствуют, что в мае 2022 г. в России была выпущена медицинская техника на сумму 2,6 млрд руб., что на 20,4% больше, чем в том же месяце 2021 г. Всего же с начала года было выпущено оборудования на 12,6 млрд руб., что на 42,6% выше показателей аналогичного периода прошлого года.

 

“Основная задача сейчас - ускорить производство в Российской Федерации.  Из-за ухода конкурентов с рынка на отечественных производителей лёг большой объем поставок,” – рассказывает Сергей Айрапетян. В России уже есть серийное производство различных видов медицинского оборудования, включая компьютерные томографы, рентгеновскую технику, аппараты УЗИ, ИВЛ, эндоскопы, лабораторную технику, стерилизационное оборудование и другое. Более половины номенклатурных позиций медтехники уже производится российскими компаниями, особенно на предприятиях военно-промышленного комплекса. Например, «Ростовский монитор» и «Экситон» выпускают   электрокардиографы, холтеровские системы и дефибрилляторы, Касимовский завод - оборудование для стерилизации, есть и российские предприятия, производящие высокотехнологичное оборудование. «На сегодняшний день очень много смежных отраслей, которые могут помочь в создании своего продукта, не уступающего по качеству иностранному, но все упирается в финансирование и долгосрочность намерений», - считает эксперт. Однако возникают проблемы со сложной техникой (например, с аппаратами МРТ), связанные с послепродажным сервисом и технической поддержкой пользователей. 

 

Для поддержки предприятий правительством РФ сформирована система финансовых мер, которая охватывает все уровни создания продукта — от разработки до вывода на рынок. Речь, в частности, идет о субсидиях на возмещение затрат, займах Фонда развития промышленности, механизме льготного кредитования на закупку материалов и комплектующих, системе грантов на реализацию инновационных проектов в рамках федеральных и региональных фондов и других мерах поддержки. Но наладить полный цикл производства медицинских изделий и оборудования мешает процедура государственной регистрации. Изменения в законодательстве могли бы существенно сократить сроки программ импортозамещения.

 

МедКомплекс А.В.К.  работает с каждым производителем. Информация о всех изделиях находится в открытом доступе, и любой партнер может узнать о наличии и стоимости продукции.  Поскольку закупки носят плановый характер, ажиотажного спроса не возникает. Если в прошлом году на  площадке компании ежедневно совершалось около 400 сделок, то сейчас их более 500. Благодаря постоянному анализу прогнозируется, сколько и какой продукции нужно хранить на складе. «Наша компания с момента создания делала ставку на планирование и стабильность», - утверждает Сергей Айрапетян.

 

Свой вклад в развитие отрасли МедКомплекс А.В.К. видит в продвижении российских брендов медицинского оборудования. «Мы первые начали предлагать производителям не только осуществление закупки товаров, но и продвижение и развитие бренда на федеральном уровне. А сейчас для вывода различных категорий отечественного медицинского оборудования и мебели на рынок у нас есть все возможности и уже накоплен огромный опыт», - уверены в компании. На становление бренда уходит полтора года.  Для чего нужен новый продукт, как на его появление отреагирует рынок и конкурентная среда? 

Сейчас происходит укрупнение игроков на рынке медоборудования с целью налаживания логистики и сохранения своей доли. «Лучше объединиться, чем уходить с рынка», - заявляет Сергей Айрапетян.   Несмотря на неопределенность и сложности, связанные с параллельным импортом, российский рынок медицинского оборудования является перспективным. После ухода зарубежных конкурентов у отечественного производителя появилась возможность для выпуска новых медицинских изделий и занятия новых ниш.

Борис Нижегородцев, Москва

 

 

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru