Вы здесь

Дополнительная реальность


Программа льготного лекарственного обеспечения ОНЛС (ДЛО) дала огромный импульс развитию рынка

 

В прошлом году программа льготного лекарственного обеспечения ОНЛС (ДЛО) отметила 10-летний юбилей. За время реализации программы в неё неоднократно вносились изменения, её критиковали, модернизировали, дополняли. Но в том, что она была необходима, сомнений ни у кого нет.

Экскурс в прошлое


- Программа ОНЛС - это одна из мер адресной социальной поддержки населения. Её главное достижение заключается в том, что впервые за много лет было открыто реальное финансирование на лекарственное обеспечение. И при всех кризисных ситуациях, которые случались за этот период, государство свои социальные обязательства выполняло, - отметила ведущий научный сотрудник Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А.Семашко, доктор фармацевтических наук Елена Тельнова, выступая на заседании Российской ассоциации фармацевтического маркетинга, посвящённом 10-летию программы ОНЛС (ДЛО).

Если вернуться к истории вопроса льготного лекарственного обеспечения, то проблемы явно обозначились в начале 1990-х годов в период формирования рыночных отношений. Причинами этого стал комплекс неблагоприятных социально-экономических факторов, в том числе ухудшение здоровья населения, снижение продолжительности жизни, рост социально значимых заболеваний, а также дефицит финансирования, который привёл к росту задолженности перед аптечными организациями за отпуск лекарств по бесплатным и льготным рецептам декретированным группам населения.

В 1994 г правительство утвердило Постановление № 890, в соответствии с которым отдельным группам населения и лицам с определёнными заболеваниями ЛС по рецептам врача должны отпускаться бесплатно или на льготных условиях с 50% скидкой. Введение в действие такого постановления было обусловлено перестройкой экономических отношений в сфере обращения ЛС, ростом цен на них, что сделало ЛС недоступными для населения с низким уровнем доходов.

В субъектах РФ обратили внимание на льготное лекарственное обеспечение только в 2005 г. (с началом реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения) после выхода Федерального закона № 122-ФЗ, известного как «закон о монетизации льгот», в котором была предусмотрена система более справедливой государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите.

Больше лекарств

Самая значительная модернизация программы произошла в 2008 г., когда в отдельную группу были выделены 7 высокозатратных нозологий, куда вошли заболевания, требующие проведения дорогостоящей терапии. Кроме того были внедрены методы стандартизации медицинской помощи, усовершенствованы контрольнонадзорные мероприятия.

- Надо понимать, что выделялись именно высокозатратные нозологии, ни о каких орфанных препаратах в тот период речи не шло. По данным мониторинга, на лечение 43 тыс. пациентов, которые первоначально были включены в программу, тратилось до 50% средств, которые направлялись на лечение миллионов людей, - подчеркнула Е.Тельнова.

Согласно данным за предыдущие годы, затраты на лекарства в год составляют 768,9 млрд руб., из них 283,6 млрд (37%) - расходы государства и 485,3 млрд (63%) - затраты населения. При этом по динамике объёма потраченных средств наблюдается рост финансирования при уменьшении количества льготников с 14,7 млн человек до 3,8 млн.

Что реально дала программа ОНЛС (ДЛО) отечественному здравоохранению? Прежде всего, пациентам стали доступны инновационные дорогостоящие препараты. Как результат, по ряду хронических заболеваний увеличилась выживаемость, улучшилось качество жизни, социализация в обществе, увеличился срок ремиссии.
 
Программа показала возможность реализации масштабных проектов в здравоохранении, активизировала деятельность гражданского общества. Стали создаваться пациентские организации, которые сегодня активно участвуют в общественной и законотворческой деятельности, к их мнению прислушиваются. Появились предпосылки и понимание о необходимости формирования программы развития отечественной фармпромышленности. Тактической победой многих производителей можно считать использование программы для вывода своих препаратов на рынок.

Уйти нельзя остаться

При всех очевидных плюсах программы Е.Тельнова выделила и ряд проблем, оставшихся нерешёнными. По её словам, возможность отказаться от льготных лекарств помешала ДЛО плавно и мягко превратиться во всеобщее лекарственное обеспечение. Выход из программы значительного числа участников, а также сформировавшееся мнение, что «по льготе хороших лекарств не дадут» стали главными просчётами проекта.

По мнению эксперта, параллельное действие двух законодательных актов (ОНЛС и ПП № 890) было ошибкой: «наши граждане быстро сориентировались в ситуации. И, если есть возможность одновременно получить деньги взамен льготы и лекарства, то почему этого не сделать?».

В итоге был потерян солидарный принцип обеспечения, заложенный в основу программы: «здоровый платит за больного». Как отметила эксперт, важно объединить эти две государственные программы в одну, при этом обеспечить концентрацию всех денежных средств в одном месте - Федеральном фонде ОМС.

Достаточно претензий и к регионам. Органы управления здравоохранением субъектов РФ нередко «грешат» в плане предоставления недостоверной информации о лекарственном обеспечении льготников. Рецепты на лекарства выписываются или не выписываются (в зависимости от ситуации), но даже если рецепт есть, получить по нему лекарство не всегда получается. Среди других организационных проблем программы - некачественное ведение регистров пациентов, а также неумение управлять товарными запасами.

Расставить акценты

Дальнейшая успешная реализация программы зависит от правильной мотивации её участников, уверена Е.Тельнова. По её словам, главная роль в этом процессе принадлежит именно врачам: «Врач является эмитентом финансовых обязательств государства. Он может выписать рецепт на пробный курс лечения или сразу на 3 месяца».
Из этих слагаемых и формируется объём потребления тех или иных препаратов. Показателен в этом плане 2006 г, когда доктора выписали огромное число рецептов, и бюджет с такой нагрузкой не справился. В этой связи, полагает эксперт, обязательства врача в рамках программы должны быть чётко прописаны.

В отношении другого участника программы - аптеки, также нет чётких мотиваций. Сегодня льготным отпуском ЛС занимаются аптечные пункты при поликлиниках, и как вариант в эту деятельность могли бы быть вовлечены городские аптеки, которые находятся не в лучшем финансовом положении. Это позволило бы им удержаться на плаву, увеличить обороты. Но в данном случае и аптечные организации должны иметь обязательства по обеспечению населения ЛС. Определённый набор требований и обязательств также должен существовать в отношении других участников этой цепочки: пациентов, дистрибьюторов и производителей.

Ирина СТЕПАНОВА, корр. «МГ».
 

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru