Вы здесь

Алгоритм единого госэкзамена

 

До начала первичной аккредитации осталось три месяца

 

    С 1 января 2016 г. в российском здравоохранении становится обязательной профессиональная аккредитация медицинских работников. В редакцию «Медицинской газеты» поступает много вопросов о порядке, сроках и технических особенностях новой процедуры. Об основных задачах аккредитации и особенностях её прохождения рассказал один из разработчиков новой системы ректор Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова, член-корреспондент РАН Пётр ГЛЫБОЧКО.

 

    – Чем вызвана замена существующей сертификации в медицинской отрасли на аккредитацию?

 

     – Введение системы аккредитации специалистов здравоохранения вызвано, прежде всего, необходимостью повысить качество оказания медицинской помощи. В целом эта ситуация нашла своё отражение в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья», который и вводит понятие аккредитации. Её цель – объективно определить готовность (квалификацию) медработника к самостоятельной работе на основании профессиональных стандартов. Разработку системы аккредитации возглавляет Министерство здравоохранения РФ с привлечением профессиональных некоммерческих организаций и вузовского сообщества, в том числе, специалистов Первого МГМУ им. И.М.Сеченова. Нужно отметить, что концепция данной модели прошла неоднократное общественное обсуждение не только на министерском уровне, но и в возглавляемом мною Совете ректоров медицинских и фармацевтических вузов РФ.
 

    – Но ведь в России около 600 тыс. врачей. Как такую армию провести через новые экзамены?

 

    – Для этого вводимая система предполагает поэтапность – с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2025 г. включительно. Что более важно, она будет разделена на 3 вида. Первичную аккредитацию будут проходить все выпускники медицинских вузов, решившие сразу приступить к профессиональной деятельности. Для окончивших обучение в ординатуре или врачей, повысивших свою квалификацию, вводится первичная специализированная аккредитация. И, наконец, периодическая аккредитация коснётся тех, кто будет проходить обучение в рамках непрерывного медицинского образования. Мне же, как ректору ведущего медицинского университета России, хотелось бы подробнее остановиться именно на первичной аккредитации выпускников. В этом году она будет проводиться по специальностям «Стоматология» и «Фармация». И под неё подпадают 2664 выпускника фармацевтических и 4798 выпускников стоматологических факультетов 67 вузов из 52 субъектов Российской Федерации. С 2017 г. к этим специальностям добавятся ещё выпускники «Лечебного дела», «Педиатрии» и «Медико-профилактического дела».

   
– Насколько нам известно, аккредитацию выпускников будут проводить специально уполномоченные Минздравом России вузы. При этом главная роль в этом процессе отведена именно Первом Меду.


 

    – Действительно, Первому МГМУ им. И.М.Сеченова была делегирована функция по созданию Федерального методического центра аккредитации. В этом качестве на нас лежит задача подготовки фондов оценочных средств и методического обеспечения первичной аккредитации. Вся эта работа уже ведётся в сотрудничестве с другими медицинскими вузами России. Разрабатываемый нами оценочный инструментарий включает в себя задания от наиболее лёгких (с минимальной готовностью к профессиональной деятельности) до тех, которые способен выполнить только очень компетентный специалист. При этом все процедуры должны обеспечивать высокую объективность, обоснованность и сопоставимость оценок.
 

    – Из чего же непосредственно состоит процедура первичной аккредитации?

 

   – Она проводится в 3 этапа: тестирование, оценка практических навыков и умений в условиях симуляционного центра и решение ситуационных задач. Это концептуально единая модель. Она может варьироваться лишь в техническом воплощении, в зависимости от возможностей того или иного вуза. В нашем центре аккредитации мы стремились собрать всё самое передовое, создать определенный образец к которому будут стремиться и региональные центры. Алгоритм первичной аккредитации во многом схож с проводимым в нашей стране единым госэкзаменом (ЕГЭ) и выглядит следующим образом. Аккредитуемые через интернет подают заявки, которые регистрируются и обрабатываются в Федеральном центре. Здесь же формируется индивидуальное расписание экзамена для всех территорий. В день аккредитации испытуемый проходит контрольную регистрацию в центре и получает проксимити -    карту доступа. С её помощью он авторизуется на всех этапах аккредитационных испытаний. После этого система путём случайного подбора из единой базы формирует для него индивидуальный вариант тестовых заданий, маршрут прохождения станций по оценке практических навыков и персональный вариант кейс-заданий. В дальнейшем испытуемый ни на одном этапе не встречается с экзаменатором. Его знания проверяет компьютерная программа, или же экзаменатор через стекло и на мониторе оценивает практические клинические навыки на основе предварительно установленной объективной системы баллов. На этом этапе аккредитации предполагается также участие стандартизованных пациентов – людей, специально обученных изображать больных на приеме у врача. Это ещё более расширяет разнообразие клинических ситуаций и стандартизирует всю процедуру экзамена.
 

     – Если уж проводить аналогии с ЕГЭ, то как здесь решается проблема «списывания»?

 

      – С целью полной независимости и объективизации процесса оценки практических навыков и умений используются симуляторы с электронной регистрацией параметров, электронные чек-листы, телементор - система, видео - и аудиорегистрация прохождения испытаний, невозможность использования средств мобильной связи. На заключительном этапе аккредитации испытуемому предлагается решить 3 ситуационные задачи в кейс-формате: реальная ситуация из профессиональной деятельности отражает практическую проблему и выявляет владение профессиональными компетенциями. Важная роль здесь отводится экспертам аккредитационных комиссий, которые формирует Минздрав России. В их состав входят представители профессиональных некоммерческих обществ, представители работодателя и представители образовательных и (или) научных организаций. Такие эксперты должны пройти обязательное обучение в Федеральном методическом центре аккредитации.
 

     – Может ли в такой ситуации выпускник вуза ответить буквально на любой вопрос и разобраться в бесконечном множестве клинических ситуаций?

 

    – Никто не сможет объять необъятное, но этого и не требуется. Конечно, объём фондов оценочных средств велик, но строго определён будущими трудовыми функциями специалиста. Поэтому банки тестовых заданий у нас сейчас насчитывают 3500 вопросов по стоматологии, и 3200 – по фармации. Все эти материалы находятся в свободном доступе на специально созданном Федеральным методическим центром аккредитации сайте, а также доступны по ссылкам, размещённым на сайтах Минздрава России и Первого МГМУ им. И.М.Сеченова.

    На этих ресурсах выпускник из любой точки страны может не только подготовиться к прохождению аккредитационного экзамена, но и оценить свои силы путём пробного тестирования. И количество таких попыток не ограничено.
 

     – Что же становится итогом прохождения самой процедуры аттестации?

 

    – В соответствии с проектом «Положения об аккредитации специалистов» результаты выполнения тестирования и решения ситуационных задач оцениваются как «сдано» – «не сдано», результаты оценки практических навыков – как «выполнено» или «не выполнено». Успешно прошедшему государственные аттестационные испытания присваивается соответствующая квалификация и выдаётся документ об образовании и о квалификации образца, установленного Министерством образования и науки РФ.
 

    – Насколько система уже готова к запуску?

 

   – До момента выпуска студентов и начала первичной аккредитации у нас осталось 3 месяца. Это будут месяцы напряжённой совместной работы как для Федерального центра, так и для вузов. Нам предстоит дальнейшее наполнение сайта методическими материалами, формирование списков экспертов и списков выпускников для прохождения аттестации, проверка технической готовности региональных центров, обучение членов комиссий и многое другое. Но я вижу, что у всех участников этого процесса есть ясное понимание наших целей и задач, готовность работать на конечный результат, поэтому всё у нас получится.
 

Беседу вёл Алексей ПАПЫРИН, корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru