Вы здесь

Людмила ЛЯДОВА: Нужно растворяться в добрых делах, спешить совершать их

 

«Не дай вам бог жить в эпоху перемен», - говорили в Древнем Китае. «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними», - возражали им древние римляне. «Нет ничего более постоянного, чем временное», - резюмирует этот «спор» британский писатель и философ эпохи Возрождения Джонатан Свифт. Что касается нашей страны, то любую, даже в общем и целом прогрессивную и позитивную перемену общество принимает с большим трудом – негибкие мы, что уж поделать. В частности, концепция отечественной эстрады за последние четверть века повернула в сторону «отвлечения развлечением». Мэтры ушедшего столетия не согласны с таким путём эстрадного искусства. Так, народная артистка СССР, композитор, пианист и певица Людмила ЛЯДОВА любезно согласилась поделиться с нами своими мыслями на этот счёт (наряду с прочими) накануне своего 90-летнего юбилея.

 

         - Людмила Алексеевна, какие мысли посещают вас в связи с новым юбилеем?
 

         - Сама порой удивляюсь и не верю, что прожито столько (смеётся). Не могу сказать, что я живу от юбилея к юбилею, однако замечу вам, что именно в связи с круглыми датами около меня возникают люди, которые, как мне казалось, забыли или просто не замечают меня. Я не знаю, почему так происходит – видимо, это закон жизни. В связи с очередной «громкой» цифрой мне одновременно приятно и тревожно. Приближается мой концерт с участием многих известных артистов – И.Кобзона, Н.Гришаевой, В.Яровицына, В.Овсянникова, И.Озёрной и др. Это очень ответственно. Так что состояние у меня вполне себе творческое, бодрое и оптимистичное. Думаю, что всё пройдёт нормально. Хочется надеяться, что предстоящее мероприятие не явится жирной точкой на моём творческом пути, а будет просто очередной вехой. В планах у меня – новые юбилеи (смеётся).
 

         - Насколько активна ваша профессиональная деятельность в настоящее время?
 

         - По большому счёту, она насыщена, как и в юные годы. Безусловно, в отличие от того времени, я больше уделяю внимания своему здоровью – в мои годы это естественно. Однако ежедневно я сижу за роялем, сочиняю что-то новое, делаю аранжировки, упражняюсь в технике игры – играю Бетховена, Рахманинова и других выдающихся мастеров.
 

         - Вы из музыкальной семьи. Повлияло ли это на выбор профессии?
 

         - Ещё бы! Мой отец был оперным певцом – солистом Свердловского оперного театра, а также скрипачом симфонического оркестра. Мама была дирижёром, хормейстером и певицей местной филармонии. С самых ранних лет я слушала классическую музыку – оперную и симфоническую. В раннем детстве я мечтала быть балериной, однако мама отговорила меня от этой затеи. Поэтому начинала я как пианистка. Уже с 11 лет давала сольные концерты – исполняла сложнейшие произведения классической музыки: восхитительные сонаты Бетховена, концерт Мендельсона для фортепиано с оркестром под управлением самого Марка Павермана, играла и Брамса, и Листа, и Чайковского, и Рахманинова… Покорились мне и симфонические этюды Шумана – труднейшие для исполнения.
 

         Затем, во время войны, я поступила в Свердловскую консерваторию, где меня заметили и пригласили в Москву – продолжить своё образование. Приехала сюда уже не просто пианисткой, а начинающим композитором. С детских лет я любила поэзию, зачитывалась стихами разных авторов и как-то написала детские песенки на стихи Агнии Львовны Барто – мои первые собственные произведения. Кстати говоря, эти песенки исполняла сама Ирина Масленникова – солистка Большого театра, народная артистка СССР, супруга выдающегося тенора Сергея Яковлевича Лемешева. Мне, юному композитору, такие люди казались небожителями, и я безмерно благодарна судьбе за то, что мне выпало счастье общаться с ними.
 

Любовь к песням и пению, очевидно, помешали моему становлению пианистки, но я ни о чём не жалею. Это сделало меня композитором, и мой любимый жанр – песня.
 

         - Сколько всего песен вами написано?

 

         - Точно не помню, но более тысячи.
 

         - В каких жанрах помимо песни вы работаете как композитор?
 

         - Песенное творчество совершенно не мешало мне заниматься крупными формами. Моя опера «Два цвета времени» шла во многих оперных театрах нашей страны с колоссальным успехом, а оперетта «Под чёрной маской» исполнялась в Московском театре оперетты не одно десятилетие. Наряду с этим у меня есть большой концерт для фортепиано с оркестром. Его исполняли многие симфонические оркестры. Я написала множество пьес для скрипки, фортепианные пьесы, а также множество романсов. На песнях я не замыкаюсь. Творю везде. Один мой коллега по цеху как-то назвал меня «художественный комбайн» (смеётся).
 

         - Кто исполнял ваши песни?
 

         - Мне повезло, так как мои песни пели самые знаменитые наши звёзды. Я имею в виду не нынешнее поколение, а представителей яркой эпохи середины прошлого века – М.Бернес, К.Шульженко, И.Кобзон, Э.Хиль, К.Лазаренко, М.Лукач, Г.Великанова, Л.Барашков. Что же касается романсов, то среди прочих исполнителей я бы хотела отметить Надежду Андреевну Обухову – выдающуюся оперную и камерную певицу, солистку Большого театра, обладавшую неповторимым меццо. Для меня это была величайшая честь – сотрудничать с такой певицей, поистине великой.
 

         - В чём, на ваш взгляд, состоит предназначение искусства?
 

         - Однозначно ответить сложно. Вне всякого сомнения, искусство в некоторой степени должно воспитывать. Но как быть в ситуации, когда воспитывать некого вследствие нежелания общества развиваться? К сожалению, людей, не способных к обучению и воспитанию, становится всё больше. Искусство призвано делать человека чище, возвышеннее, мудрее, снисходительнее, терпимее, толерантнее, однако «искусством» сейчас называют буквально всё подряд. На самом же деле это не имеет никакого отношения к этому высокому определению. Нравственных ориентиров мало – откуда браться истинному искусству? Но я совершенно уверена, что упадок настоящего искусства в нашей стране носит временный характер. Есть ценности временные, а есть – непреходящие. Всё ещё вернётся, как говорится, на круги своя.
 

         - В этой связи не могу не спросить о вашем отношении к современной российской эстраде…

 

         - Начну с того, что пению я училась у Клавдии Ивановны Шульженко. Да, у неё не было сильного голоса, но она пела, что называется, душой. В каждом её звуке, в каждом жесте чувствовалось настроение. Достаточно было наблюдать за её манерой исполнения, как всё становилось понятным. Она сопереживала героям песни, отдавала себя до конца при каждом исполнении. Эта исполнительница могла петь от мужского имени так, что ни один мужчина и рядом не стоял. Очень важно не просто знать, о чём ты поёшь, а хорошо понимать.
 

Сейчас же, когда вдруг какие-то девочки появляются на эстраде, первым делом они именуют себя не иначе как «звёздами». Уверяю вас, это всё шелуха! Шутовство и попугайство. Это – не искусство! Когда-нибудь это пройдёт, все перебесятся. А вот то, чем занималось наше поколение, останется на века. Ни в коем случае не приравниваю творчество нашего поколения композиторов к таким титанам, как Бах или Мусоргский, однако они уже заняли своё достойное место на музыкальном Олимпе: Т.Хренников, Н.Богословский, А.Пахмутова и другие.
 

         Процитирую вам своего друга – известного поэта Николая Добронравова:
 

Сегодня в России мелодиям тесно.

Со сцены покорно ушли голоса.

Но ты – моя радость, но ты – моя песня.

А всё остальное – попса.
 

Эти Колины строки обращены к настоящей песне. Пока же с эстрады будут звучать такие «шедевры», как «Убей мою подругу» или «Убили негра», ни о каком возрождении говорить не приходится. Обществу необходимо переосмысление идеалов. Кто должен этим заниматься, не знаю, однако полагаю, что за нашей эстрадной попсой стоит другая «попса» - покруче, зомбирующая людей, навязывая им мнимые ценности. В то же время я уверена, что, начни каждый с себя, всё поменяется враз.
 

         - Ваш любимый композитор?

 

         - Очень сложно ответить. Все композиторы в той или иной степени мои любимые. Но если говорить о самых дорогих моему сердцу, то это Рахманинов и Свиридов.
 

     - Что, на ваш взгляд, делает человека счастливым?

 

         - (Улыбается.) Прежде всего нужно быть добрым и порядочным. Кроме того, мне кажется, что нужно уметь окружать себя хорошими людьми, а это не всегда просто. Во всяком случае, тянуться к таким людям необходимо. Они заряжают тебя своей энергетикой. А вообще-то говоря, необходимо уметь получать удовольствие от мелочей. Радоваться каждому дню. Нужно растворяться в добрых делах, спешить совершать их. Счастье – оно внутри нас.
 

         - Ваше хобби?
 

         - Однозначно – рыбалка. Рыбная ловля – это замечательно! Сидишь в тишине, никто тебе не докучает своим присутствием. Когда же начинает поклёвка, у меня возникает чувство, которое невозможно описать никакими словами. Это мне помогает отдохнуть от концертной суеты, а также набраться новых сил и вдохновения для творчества.
 

         - Источники вашего вдохновения помимо рыбалки?
 

         - Музыка и поэзия. Так, однажды Иосиф Бродский заметил: «Не зная поэзию, поэтом никогда не стать, несмотря на колоссальные способности». Очень верно сказано! То же самое я могу сказать и о музыке. Не имея музыкального образования, не зная великих композиторов прошлого, никогда не станешь мастером, каким бы природным слухом ты ни обладал.
 

         - Чего вы не можете прощать людям?
 

         - Я очень отходчивый и снисходительный человек, но лжи, воровства и предательства я не прощаю никому.
 

         - Всё-таки, ваш юбилей – цифра внушительная. Помогли ли вам врачи дожить до этих лет?
 

         - Разумеется. Приведу один из таких случаев: несколько лет назад я упала на даче. Слава богу, переломов не было, но я повредила лучевой нерв правой руки. В течение долгого времени не могла играть – было очень больно. Но доктора меня спасли – боль ушла, и я играю как ни в чём не бывало и со смехом вспоминаю то падение. Наряду с этим я регулярно посещаю врачей в профилактических целях. В моём возрасте невозможно чувствовать себя идеально хорошо. Так природой заложено. Думаю, что доктора в какой-то степени довели меня до 90-летия. Отчасти это их заслуга.
 

         Вообще, я хочу вам сказать, что в нашей стране всегда были хорошие врачи. Я им верю. И меня удивляет, что многие предпочитают лечиться за рубежом, в особенности если дело касается онкологических заболеваний. Мои друзья – Раиса Горбачёва, Святослав Бэлза и Елена Образцова так поступили, но это их не спасло. Мне кажется, лечись они здесь, их жизнь можно было ещё продлить. Ведь у нас так много великолепных специалистов во всех областях медицины…
 

Беседу вёл Дмитрий ВОЛОДАРСКИЙ, обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru