Вы здесь

Таблетки для всех

 

На реализацию модели всеобщего лекарственного обеспечения требуется порядка 500 млрд руб. в год

 

Пилотные проекты в области лекарственного возмещения должны были заработать ещё 5 лет назад, но эти сроки постоянно сдвигались. Сегодня в планах стоит 2019 г., однако пока существует неопределённость в вопросах размера и источников компенсации затрат на этот проект, сообщила директор Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России Елена Максимкина на V конгрессе «Право на лекарство», состоявшемся в конце мая в Москве.
 

Согласно стратегии, разработанной ведомством, новая система должна решить проблемы с лекарственным обеспечением всего населения, а не отдельных групп пациентов, и определённые предпосылки для её внедрения уже есть.
 

Прежде всего, сформирован Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), который станет основой для запуска пилотных проектов. По словам Е.Максимкиной, при формировании списка используются объективные и прозрачные критерии, позволяющие максимально «оцифровать» данный процесс. Один из последних шагов в этом направлении – разработка поправок в Постановление правительства РФ № 871, касающихся процедуры включения в перечень новых препаратов и исключения из него устаревших и малоэффективных, в ближайшее время они будут вынесены на общее обсуждение. В частности, больше внимания будет уделяться фармакоэкономическим аспектам применения ЛС, в том числе такому важному параметру, как «влияние на бюджет».
 

Существенным препятствием на пути реализации надлежащей лекарственной политики в регионах является пресловутая монетизация льгот. Сегодня правом «превратить» натуральную лекарственную льготу в живые деньги воспользовались более 13 млн граждан страны. В итоге был потерян солидарный принцип обеспечения, заложенный в основу программы: «здоровый платит за больного». И те бюджетные средства, которые сегодня на неё выделяются, априори не могут покрыть всех расходов на лекарства. 
 

Согласно предварительным расчётам, на реализацию модели всеобщего лекарственного обеспечения ежегодно необходимо порядка 500 млрд руб. По сути, государству придётся искать источники финансирования, чтобы покрыть ту сумму, которую сегодня платят за лекарства сами граждане. По оценке DSM Group, житель страны в среднем тратит в год на лекарства 7700 руб., из них 5,5 тыс. приходится на собственные средства. Потребление в упаковках выглядит аналогичным образом: 28 – за счёт граждан, и только 7 – за счёт государства.
 

По данным аналитических агентств, в прошлом году собственные средства населения на препараты из Перечня ЖНВЛП, отпускаемые по рецепту, составили около 200 млрд руб. С учётом того, что не все смогли позволить себе купить то, что им нужно, при возможности получать лекарства на условиях возмещения, к этой сумме необходимо приплюсовать ещё 100 млрд руб., считают эксперты.
 

Один из источников – переход на референтное ценообразование. По экспертным оценкам, это даст экономию до 50% средств. Прогнозы министерства менее оптимистичны – 15-20%. Отказ от монетизации может дать дополнительно более 130 млрд руб. Но на полное покрытие фактического потребления требуется ещё порядка 193 млрд, уточнила Е.Максимкина.
 

По её словам, в настоящее время Минздрав наделён правом устанавливать начальную (максимальную) цену контракта на основе референтной цены. Таким образом, с учётом поправок в Федеральный закон № 44-ФЗ, которые вступают в силу 1 января 2018 г. , ведомство в дальнейшем сможет отказаться от глобальных закупок ЛС. Это позволит сделать лекарственную помощь адресной, поскольку при введении системы возмещения у пациента и врача появится право выбора конкретного препарата, исходя из имеющихся возможностей. В программу попадут только лекарственные препараты, включённые в Перечень ЖНВЛП. Если человек захочет приобрести более дорогой препарат в рамках одного МНН, то он должен будет оплатить разницу между референтной ценой и рыночной стоимостью лекарства.
 

Однако внедрение системы возмещения сопряжено с определёнными сложностями. Прежде всего это касается введения соплатежей со стороны граждан. «Все боятся произносить словосочетание «подключение населения», потому что интерпретация слов Минздрава идёт всегда в негативе. В смысле: Минздрав сказал, что будут брать деньги с населения. Да, это один из вариантов», – уточнила спикер.
 

Подобные схемы уже начинают применяться в пространстве ЕАЭС. Так, например, в Казахстане в рамках программы обязательного социального медицинского страхования уже в этом году граждане будут обязаны перечислять в фонд ОСМС 5% от своей ежемесячной зарплаты. Полученные средства, в том числе, должны покрыть расходы на бесплатную лекарственную помощь.
 

По словам представителя ведомства, в настоящее время прорабатывается юридическая сторона вопроса, касающегося в целом лекарственной политики: «До сих пор нет чёткого понятия, что такое лекарственное обеспечение, где средства граждан, а где средства государства, каковы гарантии и ответственность государства, врача, пациента». Все эти вопросы необходимо прописать законодательно, в связи с чем сегодня обсуждается идея разработки отдельного нормативного акта о лекарственном обеспечении.
 

Понятно, что новая система не заработает одномоментно, многое придётся менять в амбулаторном звене (автоматизация процесса, ведение электронных амбулаторных карт и выписки рецептов и др.). В детализации нуждается также вопрос ответственности самих пациентов, их приверженности к лечению. «Сегодня много говорят о моделях риск-шеринга, или разделения рисков, но их запуск требует неукоснительного соблюдения правильности применения лекарства и других рекомендаций, которые даёт врач пациенту», – акцентировала глава департамента. Если обратиться к европейскому опыту, к примеру, в Германии пациент не получает бесплатно препараты для снижения сахара в крови, если он не соблюдает специальную диету и рекомендации по питанию. Аналогичные механизмы повышения комплаенса существуют и в других странах Европейского союза.
 

Кроме того, государству необходимо научиться правильно считать эффективность расходов в системе здравоохранения и оперативно перераспределять эти средства на лекарственную помощь. «Идею «бюджетного разворота», которая была озвучена на предыдущих конгрессах, не оставят без внимания, – заверила Е.Максимкина. – Искусственное разделение решения одинаковых задач и лишение себя манёвра – абсолютно неправильное движение для государственной политики».
 

Совокупные расходы государства на здравоохранение составляют более 3 трлн руб., из них почти половина – 1,2 трлн – «уходят» на зарплату всего медперсонала. Таким образом, цифры расходов на лекарства не выглядят заоблачно недостижимыми, считает Александр Саверский, президент Лиги защитников пациентов.
 

– Наша задача, чтобы лекарства стали доступны, а под доступностью мы подразумеваем бесплатность. Экономические доводы, что в бюджете нет средств, имеют неправовую основу, – сказал он. – Потратив 2 года на разработку платформы «Право на лекарство», находясь во взаимодействии с органами прокуратуры и госорганами, можно чётко сказать, что мы правы.
 

Ирина СТЕПАНОВА, корр. «МГ».

 

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru