Вы здесь

Портрет на фоне книги


Вчера Евгению Чазову исполнилось 85 лет

 

На пресс-конференции в Доме журналиста, посвящённой презентации его новой книги «Жизнь прожить – не поле перейти» академик РАН, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и четырежды лауреат Государственной премии Евгений Чазов несколько раз задумчиво повторил: «У меня была трудная жизнь…»

В первую минуту это заявление показалось неожиданным. Мы ведь по преимуществу знаем «парадную» сторону биографии этого человека, отмеченного наградами и званиями, вращавшегося в кругу самых влиятельных политиков – не побоимся этого слова – планеты. Даже перечисление «самых-самых», помещённое в начале книги, занимает целую страницу. Среди его пациентов – лидеры СССР Л.Брежнев, Ю.Андропов, К.Черненко и РФ – Б.Ельцин, генеральный секретарь ООН У.Тан, первые руководители нескольких десятков стран, видные военачальники, деятели науки и искусства. Но самое главное, как отмечают издатели книги, – то, что его пациентами за 60 лет работы врачом стали более 30 тыс. жителей нашей страны.

Обо всём этом – книга воспоминаний, которые «возбуждают наше тщеславие в молодости, согревают в старости, поддерживают в несчастье и формируют веру в будущее».

О становлении личности и профессионала, который осознанно выбрал путь врачевания ещё в детстве, когда мать брала его с собой на работу. «И величие, и бессилие медицины я видел уже в 9-10-летнем возрасте. Видел я и то, что не увидишь сейчас — величайшее уважение, даже благоговение к врачу», – пишет он. А затем с благодарностью вспоминает годы учёбы: «кафедры Киевского мединститута заложили основу врачебного мышления, основанного на тщательном анализе жалоб больного, анамнеза и объективного обследования с помощью осмотра, перкуссии, аускультации и пальпации. Таковы принципы старой русской медицинской школы».

Книга полна не только интереснейших историй о встречах с выдающимися людьми, но и размышлений о профессии врача (а это звание для Чазова было главнее всех высоких титулов и наград), его долге перед пациентами и обществом.

«Сейчас много споров вокруг формирования врача XXI века, о том, каким он должен быть — узким специалистом или врачом широкого профиля. Мой жизненный опыт показывает, что узкий специалист — кардиолог, пульмонолог, гастроэнтеролог, онколог, уролог или представитель других подобных областей медицины должен наряду с доскональным знанием своего предмета обладать широтой медицинских знаний. В этом плане я обязан Пироговке, которая давала нам, молодым, в те старые времена именно такую подготовку», – говорит он.

Наверно, по этой книге можно было бы снять потрясающий фильм о жизни этого выдающегося человека.

Вот он видит практически погибающую от воспаления лёгких девочку, а рядом – чёрного от горя её отца, потерявшего во время войны всех остальных близких. Все свои знания и умения молодой врач употребляет для спасения ребёнка, «каждый день утром и вечером на своей бодрой «каурке», проделав в оба конца километров 15», навещает больную. А потом, когда опасность миновала, теряясь и краснея отказывается от предложенного
отцом девочки невероятного богатства: живой курицы.

«В наши дни молодым даже трудно представить себе, что курица может быть богатством и, вероятно, они не поймут чувств начинающего врача, стоявшего в растерянности посреди покосившейся опустошённой избы, не поймут щемящего чувства жалости, смешанного со стыдом, когда тебе отдают одну из нескольких кур — главного достояния семьи.

Конечно, не только этот грустный эпизод породил у меня на всю жизнь отвращение к взяткам с больных, как бы их ни квалифицировали и не называли», – напишет он потом.

Вот, не принимающий его возражений Брежнев предлагает своему начальнику охраны «сопроводить» нового руководителя 4-го Управления на работу с «милиционером в чине полковника». А через какое-то время Чазов во время постоянных утренних визитов в квартиру генсека уже угощается любимой в семье кровяной колбасой или яичницей со шкварками, обсуждая прочитанные Леонидом Ильичом свежие новости в газетах.

Вот каждую субботу заходит в аскетичный кабинет Андропова и беседует с ним за чаем обо всём на свете.

Вот не спит несколько суток подряд, организовывая спасение пострадавших от землетрясения в Спитаке.

Вот он готовится к еженедельным вылетам в республики и областные центры необъятного Союза, а затем проводит там серьёзные, аналитические «разборы полётов» в качестве министра здравоохранения.

Вот по-хозяйски осматривает строительство новых объектов здравоохранения – больниц, поликлиник, санаториев и домов отдыха, крупнейших центров (не случайно он отмечает в книге, что единственный из медиков удостоен премии правительства в области строительства).

Вот проходит к дворцу, где вручаются нобелевские премии, «под охраной» Общества норвежских матерей, не допустивших срыва группой антисоветски настроенных «молодчиков» получения Нобелевской премии мира всемирной федерацией работников здравоохранения «Врачи мира за предотвращение ядерной войны», сооснователем которой являлся Евгений Иванович. Можно перечислять и перечислять, поскольку такие яркие, необычные «картинки» – практически на каждой странице.

А ещё можно добавить к этому и ряд практически детективных историй, связанных с профессиональной деятельностью выдающегося медика.

Интересно проследить, как порой благодаря случаю появлялось в стране новое оборудование, внедрялись новые технологии лечения.

«В среде специалистов хорошо известна история приобретения первого в стране компьютерного томографа», – говорит Чазов. – Случилось это после инцидента с Косыгиным, который едва не погиб во время прогулки на лодке из-за кровоизлияния в мозг. В ходе консилиума не раз звучало: «Вот если бы у нас была компьютерная томография!» Косыгин обратил внимание на эти слова, и вскоре были закуплены два томографа. «Так в нашей стране началась новая эра в диагностике», – резюмирует автор.

С лечением Ю.Андропова связано развитие гемодиализа и плазмафереза. Именно эти поиски привели к внедрению целого ряда препаратов, повышающих иммунитет (со временем они будут спасать ещё одного руководителя страны – президента России Б.Ельцина).

Что интересно: «сотрудники советской разведки сообщали обо всём новом, что разрабатывалось в лабораториях или появлялось в медицинской практике». А затем при 4-м Управлении «пришлось создавать свой небольшой фармакологический комитет, принимавший решения о разрешении использовать в практике ещё неизвестные в стране лекарства (как мы знаем, эта информация потом многими недобросовестными изготовителями лекарственных средств использовалась в спекулятивных целях. – Ред.).

По словам автора, толчок к развитию отстававшей от мирового уровня стоматологии связан с проблемами, которые возникли у Брежнева в начале 70-х. И его же мы должны благодарить за появление в стране одной из лучших в мире систем оказания кардиологической помощи, изрядно порушенной в 90-е и снова возрождающейся в наши дни; за понимание необходимости развития молекулярной биологии и молекулярной генетики и многие другие начинания.

Мощный, не имеющий в то время аналогов Онкологический центр – это фактически завет председателю Совета министров СССР А.Косыгину погибающей от болезни жены. Сразу после его создания с присущей ему глубиной и прозорливостью Косыгин поддержал идею создания кардиологического центра такого же уровня.

Кто-то скажет: воля случая, благоволение сильных мира сего. Но представьте на минуточку, если бы рядом с руководителями нашей страны был другой врач – озабоченный собственной выгодой, сосредоточенный только на своих высокопоставленных пациентах? Думаем, мы имели бы другое здравоохранение…

«По касательной» проходит в книге тема личной жизни. Нам кажется, её достаточно полно характеризует такая цитата: «Думаю, что человек должен выбирать – отдать себя целиком семье, дому, близким или находить счастье в «водовороте» работы, событий, которые с ней связаны. Да и другое: иногда характер работы отрывает от семьи, непроизвольно ставит интересы дела выше интересов близких. Так получилось и у меня. Я отдал свою жизнь медицине, работе.

Жалею ли об этом? Даже сейчас, в старости, не могу ответить однозначно. Прекрасно быть в кругу семьи, возиться с детьми и внуками, быть их воспитателем, видеть, как они растут и мужают, жить их переживаниями и интересами. Но, с другой стороны, я вспоминаю своё прошлое, полное волнующих событий, переживания радости созидания и счастья успеха врачевания».

Вероятно, такое отношение к профессии повлияло на то, что обе дочери Евгения Ивановича – Ирина и Татьяна стали докторами медицинских наук, профессорами. Член-корреспондент РАН Ирина Чазова сейчас является директором Института клинической кардиологии имени учителя её отца – А.Мясникова.

С кардиологией связала свою судьбу и внучка Оля.

Да, в этой жизни «были и блестящее положение, официальные приёмы, были и суровые вечера, когда молчали телефоны и только самые близкие друзья нарушали одиночество». Есть в книге и описание тяжёлых жизненных ситуаций, горькие размышления о человеческой порядочности, о сопутствующих каждому, особенно талантливому, человеку зависти и интригах.

Но даже в эти горькие моменты обладающий душой истинного врача Евгений Чазов пытается понять и простить многих людей, повинных в перипетиях его судьбы. Не может он простить только тех, кто причинил зло его народу, его любимой Родине.

«Он был подвижник и оптимист, что позволило ему на долгие годы сохранить работоспособность», – пишет он о замечательном враче В.Попове. Эти слова можно отнести и к самому Евгению Ивановичу, которому, по его же словам, и сейчас покой только снится. Он продолжает активно работать, чувствуя поддержку руководства страны и здравоохранения и свою востребованность. А это ли не главное в жизни?

Алёна ЖУКОВА,
Жанна ДЫМОВА,
корреспонденты «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru