Вы здесь

Пианист Валентин МАТВЕЕВ-ВЕНТЦЕЛЬ: Музыка таит в себе пласты искусства врачевания

Берлинский зал Российско-немецкого дома в Москве был переполнен. Десятки любителей классической музыки пришли на юбилейный вечер маэстро Валентина Матвеева-Вентцеля, чтобы поздравить его с 85-летием, ещё раз восхититься неиссякаемой силой истинного таланта.
Воспитанник Московской консерватории по кафедре Генриха Нейгауза, пианист мирового уровня, композитор, кандидат философских наук, педагог-доцент, инициатор создания Академии славянской культуры, получивший благословение патриарха Алексия II на открытие храма при академии во имя Серафима Саровского, обладатель гранта Президента РФ за вклад в общенациональную культуру... Наш разговор с почтенным пианистом начался с деликатного вопроса:


– Валентин Сергеевич, в вашей фамилии ощущаются исторические корни...

– Действительно в моих жилах течёт кровь предков, живших на Руси много веков назад. Но я горжусь и более близкими родичами. Мой дед Константин Николаевич Вентцель до революции издал труд «Философия творческой личности» и пикировался в печати по вопросам образования со Львом Толстым. Большая советская энциклопедия упоминает о нём как об известном философе и педагоге. Отец окончил Московский университет у академика Северцова, получил инженерное образование в Германии, а затем окончил музыкальное училище у Елены Гнесиной и привёл меня к ней в 1938 г. Именно ей я, мальчишка, обязан приобщением к профессиональному образованию. Мой брат Алексей – лауреат Сталинской премии за создание ультрадефектоскопа, послужившего основой нынешнего УЗИ...

– А вы обрели известность как музыкант, виртуозный пианист. Простому обывателю трудно представить, сколько труда необходимо, чтобы овладеть секретами музыкального ремесла?..

– Я окончил училище при Московской консерватории у Владимира Белова – выдающегося педагога на кафедре Нейгауза. Кстати, с Генрихом Густавовичем был знаком с детства. Когда я был уже в консерватории, он поддержал мой интерес к новой музыке, в частности, к творчеству забытого талантливого и рано ушедшего из жизни композитора Серебряного века Алексея Станчинского. А дальше... преподавание в Алма-Атинской консерватории, работа с Московским молодёжным театром пантомимы, сейчас его назвали бы «современный балет»...

Как пианист выступал с сольными концертами и с оркестром, с инструментальными ансамблями и вокалистами. Вот тогда-то по-настоящему увлёкся исполнением новых произведений. Сыграл около 290 премьер! Щедрин, Хачатурян, Дауров, Майзель, Каретников, Губайдуллина, концерты современных композиторов США, Польши, Болгарии, Югославии. За пропаганду грузинской музыки меня наградили орденом Святой равноапостольной Нины, покровительницы Грузии.

Потом судьба занесла меня в Министерство культуры РСФСР. Как член коллегии по репертуару принимал новые музыкальные произведения для театров, оркестров, конкурсов. Но быстро понял: роль чиновника мне не по душе. Был директором Школы культуротворчества, на базе которой выдвинул идею создания Академии славянской культуры – первого в России единого комплекса: детский сад по системе воспитания К.Вентцеля, школа, академия. Здесь я был проректором по науке, заведовал кафедрой.

– 18 лет назад вместе с супругой Дианой Рубинштейн вы создали театр «Эльмовы огни». Что означает это необычное название?

– Оно включает в себя музыкальный и поэтико-литературный смысл. В детстве в журнале «Юный натуралист» я прочёл о чуде природы – Эльмовых огнях. На остриях мачт кораблей в океане перед близким штормом нередко зажигались огоньки. Ещё Юлий Цезарь описал, как однажды ночью в облачную погоду острия копий его солдат светились подобными огнями. Своё название они получили в Средние века от церкви Святого Эльма, на башнях которой часто возникало свечение. По физической природе Эльмовы огни представляют собой особую форму коронного разряда. Эти детские впечатления и побудили назвать наш музыкальный полифонический театр так поэтично.

А вообще театр стал счастливой находкой. Диана тоже музыкант, очень любит поэзию, сама пишет сценарии для театра и выступает как главная ведущая актриса. Впервые мы выступили в Рах-маниновском зале Московской консерватории, где я играл музыку Станчинского, а она читала Державина. Успех окрылил. Поставили «Письмо к далёкой возлюбленной», представив Бетховена как литературного автора. Спектакль приоткрыл глубинную личную трагедию великого немецкого композитора. В драматургию органично были вплетены стихи выдающегося российского немца Виктора Шнитке. Прозвучали знаменитые «Лунная соната», «Аппассионата».

А дальше последовали новые спектакли, объединяющие самые разные жанры музыки и литературы, классики и фольклора, вокала и инструментальной музыки. В репертуар вошли спектакли по произведениям великих немецких писателей и поэтов Иоганнеса Бобровского, Райнера Марии Рильке, Виктора Шнитке, Кассия Лонгина... В Болгарском культурном центре, к примеру, успешно прошла премьера «Голубоватая тень, или Локон воспоминаний» Аполлинера с музыкой Равеля и Шопена. Открытием для московской публики стал наш недавний литературно-музыкальный спектакль «Шародейство», посвя-щённый творчеству талантливых поэтов Владимира Леоновича и Владимира Леванского...

Негоже пренебрегать исторической преемственностью, тем более в культуре. Без прошлого, глубоко убеждён, нет будущего, без хорошей музыки – полнокровной жизни. Вся деятельность нашего театра как раз и нацелена против беспамятности, на то, чтобы восстанавливать порушенные мостики между минувшими веками и нынешним временем.

Консерватория, Московский дом учёных, Московский фонд культуры, академия Гнесиных, Российско-немецкий дом, Болгарский культурно-информационный центр стали площадками, на которых были поставлены сложные спектакли, вобравшие в себя стихи Гёте, Шиллера, Жуковского, Пастернака. В каждом случае поэзию подкрепляет классическая и современная музыка.

Мы охотно привлекаем талантливую молодёжь – студентов, школьников, новые музыкальные и поэтические имена.

– Вас называют исследователем музыки...

– Горжусь тем, что мне удалось открыть для себя и российской общественности имя Алексея Станчинского. Я долгие годы занимался восстановлением наследия музыканта, затерянного в пространстве и времени. Речь идёт о явлении уникальном для музыкального мира. За короткую жизнь (Станчинский не дожил до 30 лет) композитор написал несколько десятков пьес, этюдов, песен… Он успел раскрыть свой талант, создав буквально шедевры полифонической музыки. Мечтаю открыть в Москве музей Станчинского. Усиленно работаю над монографией о его жизни и творчестве.

Есть ещё одна мечта. Увидеть воплощённым на театральной сцене написанное вместе с Дианой либретто для масштабного музыкального произведения об эпохе Петра I. Идея – языком музыки и танца показать истоки российской государственности, превращения России в сильную европейскую державу…

– Годы не довлеют над вами?..

– Знаете, я не лукавлю: когда занят любимым делом, не чувствую возраста. Этому, безусловно, помогает не прерывающиеся ни на день контакты с молодёжью. Работая в нашем театре со студентами и даже с юным поколением, мы с супругой стремимся поддерживать крохотные огоньки таланта. Делаем всё для того, чтобы они окрепли, разгорелись. И не случайно за последние годы среди наших воспитанников немало лауреатов российских и международных конкурсов. И, что любопытно, получают первые премии, даже вторых ни одной!.. Считаю, что исполнитель музыки на сцене должен пройти профессиональную режиссёрскую стажировку, которую обязательно осуществляю. В итоге, при прочих равных условиях, исполнитель крупно выигрывает. Скажу одно: я никогда принципиально не поставлю плохую оценку ребёнку, как бы он ни показал себя на уроке, найду у него сильную сторону и придам ему уверенность в себе. И это – путь к успеху.

– На вашем юбилейном вечере среди гостей я увидел знакомых медиков...

– Я не открою никакой тайны, если скажу: музыка таит в себе очевидные пласты искусства врачевания... Невольно вспоминаю поэтические строки Евгения Баратынского: «Болящий дух врачует песнопение»...

Среди давних друзей нашей семьи – известные доктора: академик Николай Романович Палеев и его сын, директор МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского профессор Филипп Николаевич Палеев. Кстати, я когда-то учил музыке юного Филиппа. Ещё студентом он работал на скорой помощи, часто в ночные смены. Хорошо знаю их коллег…

Дружба с врачами многолетняя, не случайная, основанная на взаимном интересе. Они посещают наши спектакли и концерты. Таким образом мы обогащаем друг друга взаимными дружескими высокоинтеллектуальными беседами об искусстве, обсуждаем проблемы науки и медицины. Благодаря заботам врачей, их бескорыстию и внимательности мне удаётся поддерживать себя в хорошей творческой и физической форме. Они предупреждают возможность опасных заболеваний, избавляя от недугов.

– А что вы думаете по поводу модных ныне призывов к здоровому образу жизни? Можно ли это понятие ограничить лишь физической активностью, режимом дня, нормальным питанием? При всей их важности...

– Полагаю, что в самом вопросе уже заложен ответ. Духовное здоровье для человека необходимо так же, во всяком случае не менее, чем физическое. Не случайно опытные педиатры и неонатологи утверждают: ребёнок развивается лучше, если ещё в утробе матери слушает музыку Моцарта... Классика благотворно влияет на развитие интеллектуальных способностей человека, активно формируя его внутренний творческий потенциал.

– Ваш жизненный девиз?

– Дорогу осилит идущий.


Беседу вёл
Михаил ГЛУХОВСКИЙ,
корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru