Вы здесь

Пациент ставит оценку


Анкетирование направлено на улучшение качество медицинской помощи   


   На основании полученных результатов  будет формироваться рейтинг лечебных учреждений, который поможет пациентам выбрать лучшую клинику. В этой работе самое активное участие принимает Общественный совет при Министерстве здравоохранения Российской Федерации. Корреспондент «Медицинской газеты» Алексей Папырин  решил задать ряд вопросов председателю совета, главному врачу института коронарной и сосудистой хирургии ФГБУ «Научный центр сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева» Минздрава РФ, профессору Владимиру Семенову.

    - Владимир Юрьевич, Общественный совет при Минздраве РФ ответственен за создание в нашей стране системы независимого мониторинга качества медицинской помощи. Расскажите немного подробнее, как он проводится?


  - Контроль качества медицинской помощи специалистами существует уже несколько десятилетий. Сегодня речь идет о независимой оценке со стороны пациентов. Президент РФ в 2012 г. дал поручение о введении новой системы. Выполняя его, Министерство здравоохранения РФ издало соответствующие приказы. Очевидно, что сам пациент оценить результаты лечения не может. Даже доктор, являющийся специалистом в одной из областей медицины, будет в большом затруднении, если ему доверят анализировать правильность диагностики и лечения заболевания, которое относится к компетенции другой врачебной специальности. Кроме того, медицина быстро меняется, ведутся научные исследования, внедряются технологии, которые еще совсем недавно выглядели фантастическими. Но пациент вполне может высказать свое мнение о современных условиях оказания ему медицинской помощи.

   Работа началась в 2014 г. По ее результатам были издан приказ Минздрава РФ № 240 от 14.05.15 г. Я считаю, что в нем детально, содержательно и конструктивно прописан регламент проведения экспертизы в новом формате. Таким образом, был создан методический инструментарий для проведения независимого мониторинга, который «заточен» на понятные каждому моменты: насколько внимателен и доброжелателен был персонал, выполнялись ли все исследования и назначения вовремя или с задержкой, предоставлялась ли необходимая правовая информация,  как можно охарактеризовать санитарные условия.  

   - В нем участвуют только поликлиники или  в стационарах больные также могут заполнить соответствующие анкеты?

  - Да, экспертиза проводится в отношении медицинских организаций, оказывающих, как поликлиническую, так и стационарную помощь. Но еще предстоит подключить к этой системе службы скорой и паллиативной помощи, службу крови и некоторые другие.  Сейчас разрабатываются вопросы, которые можно было бы задать гражданам в отношении этих служб. Составить их не так просто. Например, при сдаче крови не система здравоохранения приходит на помощь гражданину, а наоборот, донор сам приезжает на станцию переливания крови с желанием помочь совсем незнакомым ему людям.  

   - А могут ли частные медицинские организации, не участвующие в выполнении программы государственных гарантий, включиться в систему независимой оценки качества?

  - Система является открытой. Соответственно  любая медицинская организация, если ею будет это востребовано, может подключиться и участвовать в мониторинге, сравнить свои результаты с оценками других клиник, которые работают в системе государственных гарантий. Для этого достаточно обратиться в органы управления здравоохранением или в общественные советы региональных министерств, чтобы получить в электронном виде специальную анкету, которая утверждена приказом Минздрава РФ. Разместить ее на сайте частной клиники. Это можно сделать и сейчас, как говорится, было бы желание.

    Другое дело лечебные учреждения, которые участвуют в выполнении программы государственных гарантий. Они обязаны проводить такой мониторинг по приказу Минздрава РФ.

     – Вы уже сказали, что специалист и пациент находятся в разных «весовых категориях». Врач знает о болезни принципиально больше рядового больного. На Ваш взгляд, насколько все-таки важна психологическая атмосфера и комфорт пациентов при диагностике и лечении? Не получится ли так, что вместе с водой выплеснут и ребенка, то есть главным станет, как в крылатом выражении про такси: «шашечки, а не желание быстро добраться до дома»?

   - Я считаю, что пациентская и профессиональная оценка должны сочетаться. Уточню, что единая система мониторинга качества медицинской помощи во всех лечебных учреждениях только разрабатывается. Минздрав РФ уделяет этому вопросу много внимания, поскольку качество медицинской помощи – принципиально важный вопрос. И повысить его, действительно, можно опираясь на клинические рекомендации (протоколы лечения) и порядки оказания медицинской помощи. Сейчас в Минздраве РФ обсуждается новый проект приказа о проведении такой экспертизы по четким правилам и конкретным критериям. Рассматривать его придется уже новому составу Общественного совета министерства, который сейчас формируется. И это довольно трудная работа, учитывая, что качество лечения надо оценить при различных нозологиях.

   – Как реагируют организаторы здравоохранения на непочетное решение – признать их больницы и поликлиники, по мнению пациентов, отстающими? Существуют ли какие-то стимулы, чтобы регионы и лечебные учреждения стремились стать победителями мониторинга?

   - Говорить о том, что уже составлен пациентский рейтинг лечебных учреждений, нельзя. По программе, которая сейчас реализуется, все медицинские учреждения, работающие в системе государственных гарантий, получат первую оценку в течение 2015-2017 г.г. В настоящее время в Общественный совет Минздрава России поступило для обработки всего 70 тыс. анкет. В основном электронных, которые анализирует созданная компьютерная программа. Этого крайне мало (учитывая, сколько россиян обращается в лечебные учреждения за медицинской помощью), чтобы составить репрезентативную выборку. Соответственно будет безосновательным утверждать, что поликлиника, например, А. лучше по оценкам пациентов, чем В., а С. является вообще победителем рейтинга в нашей стране. Думаю, что такой документ не удастся составить раньше конца 2017 г.

  Единственное, что мы смогли сделать в отношении всех подведомственных министерству медицинских учреждений – оценить в 2014 г., с точки зрения информации для пациентов их сайты. То есть насколько они соответствуют тем требованиям, которые предъявляются нормативными документами к медицинским организациям. Это позволило их ранжировать. В результате в большинстве случаев сайты были дополнены необходимыми сведениями и анкетами, что члены совета контролировали в 2015г. и продолжали делать в 2016г.

   Хочу напомнить, отвечая на вторую часть Вашего вопроса, что значение слова «стимул» появилось от названия острого наконечника на шесте, которым пользовались, чтобы заставить быка, запряженного в повозку, двигаться быстрее. Уверен, что для нормального руководителя «попадание» его лечебного учреждения в нижний раздел списка-рейтинга заставит задуматься, почему это произошло. Ведь каждый главный врач не лишен, в хорошем понимании этого слова, профессиональных амбиций. Безусловно, он будет стараться, стремиться к тому, чтобы вверенная ему клиника выглядела, если не лучшей, то, по крайней мере, была «на хорошем счету». Поэтому не думаю, что потребуется какие-то специальные награды и премии. Попадание в нижние строчки мониторинга будет в прямом смысле обладать тонизирующим эффектом, заставляющим коллектив лечебного учреждения улучшать показатели своей работы.

  –На ваш взгляд, нуждается ли внедренная система мониторинга в дальнейшем совершенствовании?

    - Конечно, какая-то коррекция ее неизбежна. Мы уже вносили изменения в приказ Минздрава РФ о проведении независимой оценки. Серьезно были доработаны вопросы анкеты для пациентов. Изменилась форма оценки сайтов. Не думаю, что сейчас нужно что-то менять, поскольку сопоставлять можно сравниваемое. Нельзя оценить, что лучше: круглое или желтое? Поэтому нужно дождаться конца 2017 г., когда все медицинские организации, участвующие в реализации программы госгарантий, будут оценены по единой методике, и тогда решать, нуждается ли система в переменах?

   - На ваш взгляд, почему пациенты еще не очень активно пользуются возможностью высказать свое мнение о лечебных учреждениях?

   -  Любая система, как самолет при взлете, нуждается в каком-то времени для полноценного старта. Скажу честно, если пациенты каких-то поликлиник или больниц недостаточно активно заполняют анкеты, то задействуется административный ресурс. Распечатываются анкеты на бумажном носителе и раздаются пациентам для заполнения в анонимном формате. Затем они направляются в соответствующий Общественный совет. Я хочу воспользоваться возможностью и через «МГ» призвать коллег: объясняйте пациентам, что у них есть право высказать свою оценку работы поликлиники или больницы – для этого надо заполнять анкеты. Чем больше их будет отправлено, тем более объективная картина будет получена.

  Кстати, интересный факт,  всего 7% пациентов, заполнивших анкеты, написали, что воспользовались в лечебных учреждениях платными услугами.

   - Может, стоит поручить подобную разъяснительную работу страховым поверенным, которые появились в лечебных учреждениях с 1 июля…

    - Как профессор кафедры социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования  Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, я читаю лекции курсантам, которым предстоит руководить этими специалистами страховых медицинских организаций. И всегда обращаю внимание на необходимость участия пациентов в независимой оценке качества медицинской помощи. Мне кажется, представители СМО прекрасно понимают важность этого раздела работы. А потому обязательно проинформируют пациентов о возможности высказать свое мнение о поликлинике или больнице, в которой они прошли лечение.

 

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru