Вы здесь

Мы находим правильные решения

 

Министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова ответила на вопросы читателей «Медицинской газеты»

Сегодня подготовка материалов для привычной газетной рубрики «Вопрос – ответ» стала более сложной. В редакцию меньше поступает «простых» писем, на которые нужно дать оперативный ответ. В большей степени читатели адресуют нам сложные проблемы, часто пишут целые обращения, требующие изучения описываемой ситуации на месте. А главное – медицинские работники проявляют острое неравнодушие к происходящим изменениям в обществе и в отрасли. Они хотят сделать наше здравоохранение более современным, действенным, предлагая для этого свои решения. Во время недавней встречи министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой и главного редактора «Медицинской газеты» Андрея Полторака была достигнута договорённость, что на вопросы читателей «МГ» будут отвечать руководители и специалисты министерства. Мы благодарны Веронике Игоревне за то, что она поддержала нашу идею. И сегодня публикация на волнующие медиков темы под рубрикой «Вопрос в министерство » впервые выходит на страницы нашей газеты.


 

    - На одном из форумов ОНФ была высказано предложение – переквалифицировать педиатров во врачей общей практики. Удастся ли отстоять педиатрию, как отдельную специальность? Оксана Козлова, врач-педиатр, Московская область.

 

    - Медицинская помощь детям требует особого подхода и квалификации специалиста. Существуют отдельные стандарты и методические рекомендации по лечению заболеваний у детей.
 

     Минздрав России категорически против замены врачей данной специальности врачами общей практики в условиях, где есть возможность организации медицинской помощи ребенку врачом-педиатром. Эту позицию поддерживает и профессиональное медицинское сообщество – Союз педиатров России.
 

Стоит отметить, что в удаленных малочисленных населенных пунктах, где нет врача-педиатра, первичную медицинскую помощь детям сможет оказать врач общей практики. Но в сложных случаях ребенок обязательно должен быть направлен к специалисту.
 

Отмечу, что в последние годы стабильно растет число желающих обучаться по специальности «Педиатрия». В связи с этим нами был увеличен прием на обучение в ВУЗы Минздрава России, если в 2013 г. он составил 4749 чел., 2014 г. – 4993 чел., то в 2015 г. – 5279 чел.
 

    – Как в министерстве относятся к декларированию доходов главных врачей? Как это будет происходить? Когда будет устранена огромная разница между оплатой труда врачей-клиницистов и организаторов здравоохранения? Ирина Фролова, терапевт, Волгоградская область.
 

    - Минздрав России относится положительно к декларированию доходов главных врачей, как и к любым другим антикоррупционным мерам. Требования об обязательном декларировании доходов распространяется и на заместителей руководителей подведомственных организаций и главных бухгалтеров. Эти сведения находятся в свободном доступе на сайтах организаций. В отношении лиц, представляющих недостоверные сведения, принимаются самые жесткие меры.
 

Начиная с 2013 г. сотрудники министерства представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе, а также о доходах своих супругов и несовершеннолетних детей. На официальном сайте Минздрава России в обязательном порядке размещаются сведения о доходах сотрудников Министерства включенных в соответствующий перечень, утвержденный приказом Минздрава России № 320н от 25.06.2014 г.
 

Говоря о размере заработной платы работников здравоохранения, необходимо отметить, что их социальный статус и оплата труда должны соответствовать той высокой роли, которую они играют в обществе.
 

Данные Росстата свидетельствуют о росте заработной платы медицинских работников: в 2015 г. среднемесячная врачей увеличилась на 3,5 % и составила 47,9 тыс. руб., средняя заработная плата среднего и младшего медицинского персонала за I квартал 2016 г. по сравнению с I кварталом 2015 г. также увеличилась и составила 26,8 тыс. руб. (рост – 104,7 %) у среднего медицинского персонала и 16,9 тыс. руб. (рост – 106,2 %) у младшего медицинского персонала.
 

Однако проведенный нами в 2014 г. анализ показал, что при достаточно высоких номинальных показателях средних зарплат в большинстве регионов сложилась неоптимальная их структура, в которой доля окладов не превышала 30%. В 2015 г. регионам было рекомендовано увеличить долю выплат по окладам в структуре заработной платы до 55 – 60%.
 

На сегодняшний день в большинстве регионов параметры оплаты труда уже приближены к рекомендованным значениям. Если в 2014 г. в оплате труда врачей и провизоров размер должностных окладов во многих субъектах Российской Федерации не достигал 4 тыс. руб., то сейчас таких регионов не осталось, а средняя величина должностных окладов увеличилась в 1,5 – 2 раза.
 

Предпринятые меры позволили не только увеличить гарантированный уровень оплаты труда в здравоохранении, но и снизить несправедливые различия в уровнях заработных плат медицинских работников одних и тех же специальностей и квалификации в однотипных учреждениях здравоохранения.
 

     – Могут ли органы управления здравоохранением контролировать финансирование частных клиник? Семен Краснов, пациент, Москва.
 

    - Финансирование частных клиник осуществляется их учредителями –юридическими или физическими лицами – и не входит в компетенцию федерального и региональных органов управления в сфере охраны здоровья.
 

     Однако в рамках системы здравоохранения сформирована система контроля и надзора в сфере охраны здоровья, основы которой заложены в главе 12 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Таким образом, органы территориального Росздравнадзора надзора осуществляют надзор  за качеством медицинской помощи, включающих  в себя проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения прав граждан при оказании медицинской помощи, а также применение порядков и стандартов оказания медицинской помощи. Внеплановые проверки медицинских организаций проводятся по заявлениям граждан.
 

При этом статьей 15 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусмотрена возможность участия коммерческих медицинских организаций в программах обязательного медицинского страхования (ОМС). В таком случае финансирование медицинской помощи, включенной в программу госгарантий, контролируется территориальными фондами ОМС. За последние пять лет число участвующих в ОМС частных медицинских организаций выросло в три раза и составило более 2 тыс. Участие частных медицинских организаций в территориальных программах ОМС повышает доступность и качество медицинской помощи за счет конкуренции между государственными и коммерческими медицинскими организациями.
 

Но главная задача – это обеспечение соблюдения единых требований к качеству медицинской помощи во всех медицинских организациях, независимо от формы собственности.
 

Только в 2015 г. в результате проверок Росздравнадзора в 715 частных медицинских организациях и индивидуальных предпринимателей (36,4% от числа проверенных частных медицинских организаций и индивидуальных предпринимателей), выявлено более 1300 нарушений порядков оказания медицинской помощи.
 

Поэтому, если у Вас есть основания полагать, что частной медицинской организаций допущены какие-то нарушения, Вы вправе обращаться в территориальный орган Росздравнадзора, а также Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
 

    - Будут ли приняты в ближайшее время законы о распределении выпускников после окончания медицинских вузов? Станислав Серебряков, студент, Санкт-Петербург.

 

     - Министерством внедрен механизм, который хоть и не идентичен системе государственного распределения, ранее, но очень на нее похож - это целевое обучение и последующее распределение выпускников на конкретные рабочие места, в основном в первичном амбулаторном звене. В рамках целевого приема между студентом и медицинской организацией заключается договор, согласно которому он должен отработать после обучения в ВУЗе определенное время. Сегодня речь идет о трехлетнем сроке.
 

В 2015 г. на места, выделенные для целевого приема, зачислено более 11 тыс. чел., что составляет 50 % от всех бюджетных мест. Эффективность зачисления в рамках целевого приема составила 86%, то есть подавляющее большинство выпускников по данной программе направляются на работу туда, где они необходимы. Благодаря этому удалось увеличить число врачей по таким дефицитным специальностям как «Онкология» (+ 5,4%), «Патологическая анатомия» (+ 1,7%), «Психиатрия» (+ 1,2%).
 

   – В традиции Министерства здравоохранения всегда были приглашения на коллегии журналистов ведущих средств массовой информации. Сегодня об этом не слышно. Почему бы не возродить эту традицию? Это бы позволило СМИ давать своевременную и объективную информацию обществу о состоянии здравоохранения, чувствовать пульс жизни министерства, быть в курсе его работы. (Валентин Сухоруков, независимый журналист, Москва.)
 

    - Итоговая коллегия Минздрава проводится ежегодно и всегда открыта для СМИ. Так, в этом году на Итоговую коллегию Минздрава России было аккредитовано более 100 представителей СМИ. Тематические коллегии также планируем в ближайшем времени возобновить.
 

    Мы уделяем большое внимание информированию общественности о деятельности Министерства. СМИ предоставляется всесторонняя информация о Министерстве в ходе регулярных брифингов для СМИ, прямых линий, комментариев и пресс-релизов.
 

     Вся информация о проведенных онлайн-конференциях, селекторных совещаниях с регионами и круглых столах размещается на нашем официальном сайте www.rosminzdrav.ru.
 

С 2015 г. в социальных сетях (Facebook, Вконтакте, Одноклассники) и микроблоге Twitter зарегистрированы официальные страницы Минздрава России, на которые подписаны десятки тысяч человек.
 

     - Лечение в реабилитационных центрах детей дает хорошие результаты. Но их не хватает, можно ли рассчитывать, что количество мест в таких лечебных учреждениях все-таки будет увеличено? Ольга Самойлова, Рязань.

 

     - Государственная система медицинской реабилитации в России активно совершенствуется с 2013 г. в рамках впервые утвержденного единого Порядка по медицинской реабилитации и включает в себя профильные федеральные медицинские организации и региональные многопрофильные центры, а также реабилитационные отделения в государственных и муниципальных детских больницах, дневные стационары детских поликлиник и детские санатории. Так, если в 2013 г. общий коечный фонд по медицинской реабилитации для детей в Российской Федерации составлял 4,8 тыс. коек, то в 2015 г. уже около 8 тыс. коек в детских реабилитационных центрах и отделениях.
 

В 2015 г. медицинскую реабилитацию по оперативным данным субъектов РФ в региональных медицинских организациях амбулаторно и в условиях стационара получили более 365 тыс. детей, в федеральных медицинских организациях – более 8 тыс. детей, из них более 60% – дети-инвалиды.
 

Отдельно надо отметить медицинскую реабилитацию детей, перенесших операцию по кохлеарной имплантации (ежегодно операция кохлеарной имплантации проводится в среднем у тысячи детей), которую за период с 2013 по 2015 гг. получили 9,2 тыс. детей после кохлеарной имплантации Минздравом России организована система по замене речевого процессора системы кохлеарной имплантации. В 2015 г. впервые за счет средств ОМС проведена замена речевого процессора у 1055 детей после кохлеарной имплантации. Замена одного речевого процессора системы кохлеарной имплантации производится в постгарантийном периоде через 5 лет после предшествующей установки речевого процессора.
 

Работа по совершенствованию системы медицинской реабилитации детей продолжается при реализации региональных программ развития здравоохранения.
 

    – Минздравом России вместе с Федеральным фондом ОМС изданы методические рекомендации по способам оплаты медицинских услуг в круглосуточных стационарах от 24.12.2015. В этом нормативном документе введены более объективные, справедливые коэффициенты по уровням и подуровням оказания медицинской помощи, формирование КСГ, которое осуществляется «на основе совокупности основных классификационных и дополнительных критериев», где «средний коэффициент затратоёмкости стационара для медицинских организаций, имеющих более высокий уровень оснащённости, должен иметь большее значение...» И это положение очень важно для многих госпиталей ветеранов войн, поскольку за последнее десятилетие они оснащены дорогостоящим оборудованием: компьютерными и магнитно-резонансными томографами, исследования на которых нередко проводятся и для больных из других лечебный учреждений. Но ни содержание их, ни гарантийный ремонт в тарифы ОМС не включаются.

   Во многих регионах такие коэффициенты одинаковы для всех медицинских организаций. В результате запрет на взимание оплаты за исследования с ветеранов войн в госпиталях (в отличие от всех других медицинских организаций) резко снижает уровень заработной платы госпитальных медиков. Решение этой проблемы – в отнесении таких лечебных учреждений к третьему уровню оплаты с круглосуточной стационарной медицинской помощью. Хотя они и не всегда применяют высокие медицинские технологии, что предполагалось и в предыдущих методических рекомендациях о способах оплаты от 15.12.2014.

   К сожалению, в некоторых госпиталях второго уровня установлен только коэффициент сложности курации больных 0,4 с января 2016 г. То есть отменены прежние и ещё не введены новые рекомендации. Причём практически все госпитали обеспечили большую доступность круглосуточной стационарной медицинской помощи для ветеранов войн, снизив среднюю длительность пребывания больных на койке с 21-24 койко-дней до 14-16. Можно ли установить более высокий поправочный коэффициент для всех госпиталей ветеранов войн?

Олег Яковлев, президент реабилитационной ассоциации госпиталей ветеранов войн, директор Первого НИИ реабилитации ветеранов войн медицинского университета «Реавиз», Заслуженный врач РФ, профессор.

 

    - Коэффициенты, о которых вы спрашивали, установлены в тарифных соглашениях регионов.
 

     Сама методика оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования разработана Минздравом России и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и включает в себя правила расчета и применения поправочного коэффициента оплаты медицинской помощи, состоящего в том числе из коэффициентов уровня оказания медицинской помощи и сложности лечения пациента. Величина их устанавливается согласно методике объективных критериев, перечень которых отображен в тарифном соглашении, принятом на территории региона.
 

Коэффициенты должны учитывать более высокий уровень затрат на оказание медицинской помощи пациентам в отдельных случаях. Это значит, что при оплате медицинской помощи, оказываемой стационарно в госпиталях для ветеранов войн, регионы вправе устанавливать в рамках тарифного соглашения коэффициент уровня оказания медицинской помощи и коэффициент сложности лечения пациента, превышающие единицу.
 

    - Добрый день! Очень хотелось бы заручиться Вашей поддержкой! Я     представляю    интересы   медицинских      работников     (врачей, медицинских сестер) ООО "Клиника Промышленной медицины" города Оренбурга. Пенсионный Фонд  отказал в выплате льготной пенсии по старости, пройдено несколько стадий судебных заседаний. Решения судов разные. Отказывая, суды ссылаются на то, что  ООО "КПМ"  не является учреждением здравоохранения, а является коммерческой организацией, извлекающей прибыль и соответственно в Списке должностей и профессий не поименованы. В тот же момент суды сами ссылаются на Постановление Конституционного Суда РФ от 2004 г., который разъясняют, что форма собственности не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий.

 

   Правильно ли я понимаю, что ФЗ от 21.11.2011 года №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" раскрывая основные понятия медицинской организации, указывает, что учреждением  медицинским является любое юридическое лицо независимо от его правовой формы. Какие критерии должны быть у  организации, чтобы она считалась учреждением здравоохранения и если возможно где ссылка на законодательный акт.

Заранее признательна за помощь. Наталья Семенова, Оренбург.

    - Данный вопрос касается порядка назначения пенсий, и мы не правомочны давать по нему разъяснения, т.к. он входит в компетенцию Минтруда России. Вместе с тем, Ваше обращение нами направлено в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Уверена, что коллеги окажут необходимую помощь. Мы со своей стороны убедимся, что все необходимые разъяснения в Ваш адрес направлены.
 

Подготовил и вёл беседу

Алексей ПАПЫРИН,

корр. «МГ».

Фото Александра ХУДАСОВА.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru