Вы здесь

Как не стать «рабом лампы»

Зависимость от психоактивных веществ и состояний представляет серьёзную угрозу
 

 

Опираясь на труды психологов, психотерапевтов и психиатров, мы можем видеть внутреннюю картину болезни при различных зависимостях от психоактивных веществ (табак, алкоголь, наркотики) и состояний (компьютеромания, игромания и т.п.). Утрачивая внутреннюю свободу, человек постепенно впадает в иллюзию нравственной вседозволенности, ложно понятой как настоящая свобода, снимает с себя «тормоза» ответственности, заглушает укоры совести и с головой окунается в омут патологических пристрастий. Больной думает, что сам распоряжается своими желаниями, потребностями, интересами. На деле же он связан ими…

С чувством глубокого неудовлетворения


Вы задумывались когда-нибудь, почему животные не страдают зависимостями: не курят, не пьют, не испытывают патологического азарта? Если хищник не голоден, то не будет убивать и поедать потенциальную жертву. А вот дрессированную обезьяну можно научить курению. И это притом что многие психические процессы и соматические заболевания животных и человека весьма схожи.

Одно из принципиальных отличий биологического вида homo sapiens от представителей дикой природы – склонность к зависимому поведению. Не находя внутреннего и социального удовлетворения, человеческое «я» сообщает нормальным физиологическим потребностям свою ненасытность и безграничную энергию. Отсюда – не просто переедание, но обжорство, не просто скупость, но алчность, не просто вспыльчивость, но ярость.

«Алчному всегда чего-то не хватает, он никогда не будет чувствовать полного «удовлетворения»… не имеет предела насыщения, поскольку утоление такой алчности не устраняет внутренней пустоты, скуки, одиночества и депрессии», – полагает видный западный психолог Эрих Фромм. По его мнению, «укоренённые в характере страсти» являются ответом не на социальные конфликты, а на неразрешённые духовно-нравственные противоречия: «Страсти – это божества, которым поклоняется человек».

Когда пристрастие удовлетворено, наступает некоторое облегчение. На какое-то время состояние улучшается. Вроде бы жизнь стала лучше и безопаснее, исчезли неуверенность, усталость и беспокойство. Но иллюзии скоро тают. И оказывается, что трудности и проблемы никуда не делись, а только обострились. Жизнь блекнет, теряет смысл. Больного вновь одолевают печаль, раздражительность, тревога, презрение к себе и разочарование.

Однако ему хочется снова «чувствовать себя хорошо», причём прямо сейчас. Вот тогда человек опять обращается к довольно простому и испытанному способу решения проблем – бежит в мир иллюзий. Осознанно или неосознанно он старается заменить свою боль удовольствием, получаемым от пристрастия. Образуется схема последовательного перехода: пристрастие – болезнь – пристрастие.

Зависимый человек обычно «одержимый». Обратим внимание, что это слово поставлено в кавычки. Речь идёт об одержимости в переносном смысле. Мы же говорим «одержимый идеей», «одержимый работой», «одержимый страстью».

Подчеркну, что зависимость не всегда делает «одержимым». Например, при сахарном диабете инсулинозависимые люди страдают не от демонов и греховных страстей, а от дефицита гормона поджелудочной железы (соматическая патология). Если же зависимость имеет духовно-психологическую природу, то нарушения в организме и психике вторичны и зачастую являются следствием безнравственных поступков, неправильного выбора и глубокого кризиса личности.

Воздействие зависимости многократно превышает силу любой (даже дурной) привычки и безудержного желания. Ни страстное увлечение, ни сильная привычка так тотально не влияют на личность. Недаром само слово «зависимость» означает невозможность действовать самостоятельно. Увы, хорошо известна, к примеру, алкогольная деградация личности. Ей свойственны и ненормативная лексика, и хулиганские выходки, и прочие асоциальные действия.

По меткому определению завсегдатаев интернет-сайтов, зависимость означает, что ты «завис» и «висишь» глухо, и сам себя «снять» не можешь. При этом вовсе не обязательно, что несчастный полностью теряет самоконтроль и его сознание зомбировано. В некоторых ситуациях он ведёт себя вполне адекватно. Но как только возникает какой-либо психологический или социальный соблазн, тотчас оказывается в рабстве собственного безволия. Фактор риска провоцирует формирование и развитие зависимости.

Вот почему свобода духовно зрелой личности определяется её собственным отношением к происходящим событиям, а свобода духовно слабого человека зависит от «длины его цепи».

О внутренней картине

Разбирая на наших занятиях со студентами-медиками тему зависимости от психоактивных веществ и состояний, я стараюсь приводить яркие и понятные иллюстрации из художественной литературы. На мой взгляд, междисциплинарный подход и интегративное осмысление помогают будущим врачам лучше разобраться не только в насущных вопросах здорового образа жизни, но и в личных проблемах.

Так, в замечательном романе Ф.Достоевского «Игрок» дан портрет 75-летней женщины, охваченной азартом игры. Московская барыня, собиравшаяся готовиться к смерти и прикованная к инвалидному креслу, приехала на немецкий курорт. Ей показали дом, где играют в рулетку. Старуха с любопытством наблюдала за игроками, потом сделала ставку. Она поставила на zero («ноль») – и проиграла. Ещё ставка – и вновь проигрыш. Опять zero – и снова шарик проскочил мимо заветной клетки... Но вот, наконец, выигрыш! Старуха чрезвычайно разволновалась и «сорвалась с цепи». Азарт выпустил на волю дремавшие в ней страсти, в первую очередь гнев и жажду денег. Будучи сам прежде заядлым игроком, Ф.Достоевский мастерски описывает внутреннее пламя, сжигающее человеческое «я». Он смотрит на ситуацию глазами главного героя романа – молодого человека, сопровождавшего старуху. «Ещё! ещё! ещё! ставь ещё! – кричала бабушка и просто дрожала, следя за колесом».

Разумеется, это только начало истории. Пожилая дама пребывала, по словам Ф.Достоевского, «в нетерпеливом и раздражительном состоянии духа. Видно было, что рулетка у неё крепко засела в голове. Ко всему остальному она была невнимательна и вообще крайне рассеянна… Задумчивость её беспрерывно прерывалась резкими и нетерпеливыми телодвижениями и выходками… На бабушку смотрели уж как на жертвочку».

Чью жертву? Как и следовало ожидать, после крупного выигрыша бабушка продолжила игру, пока не лишилась целого состояния. То были деньги, в которых очень нуждались её родственники. «Вижу, что все ушли, – проговорила она в каком-то спокойствии бешенства, если так можно выразиться, – вижу, вижу, – бормотала она, смотря пред собою неподвижно и как будто раздумывая, – эх! жива не хочу быть…»

Разве подобное поведение, да ещё женщины преклонного возраста, – нормально и благоразумно? Не случайно в данном эпизоде Ф.Достоевский столь часто использует слова, характеризующие психически нездорового и неадекватного человека: «выходить из себя», «трястись в исступлении», «неистовство», «бешенство»… Похоже на репортаж с места шабаша! Задумаемся над этим!

В принципе так же дело обстоит и с любой другой зависимостью. Разница в степени выраженности симптомов.
 

Одного поля ягоды

Курение (никотиномания), алкоголизм, наркомания, компьютеро-мания, игромания, патологическое пристрастие к музыке (меломания), обильной или вкусной еде (гурманство), сексуальная зависимость, спортивный фанатизм – все мании не перечислишь. Эти заболевания – одного поля ягоды. Словно сёстры-близнецы, они имеют много общего, что побуждает нас рассматривать их в единой связи. Так, всем названным болезням свойственны синдром психической зависимости (навязчивое влечение и т.п.) и синдром физической зависимости («ломка», похмелье и т.д.).

Возникают закономерные вопросы: почему у разных людей с одинаковым чувством внутреннего «голода» развиваются различные формы зависимости? Какой фактор определяет форму зависимости, и как его распознать?

Учёные полагают, что каждый человек потенциально склонен к зависимости. Взять хотя бы такие мягкие виды, как пристрастие к снотворным таблеткам, сладостям, крепкому кофе и чаю. Так, некоторых неумеренных любителей кофе называют кофеманами. Все виды удовольствия (в том числе от пищи, игры и половой активности) приносят наслаждение потому, что активизируют одну и ту же зону мозга – специфическую «систему награды» («центр удовольствия»). А потом запускается процесс формирования симптомов конкретного клинического варианта болезни (наркотического, игрового, пищевого, сексуального и пр.).

Итак, зависимая личность представляет собой каркас, на который нанизываются зависимости – идолы. Вот и получается: секс, игромания, алкоголизм – выбери своё, точнее, отдайся в его власть. Часто встречаются и смешанные формы зависимости, например алкоголик-курильщик, наркоман-игрок. И подтверждается горький афоризм: «Свобода ограничивается тем, что человек может выбрать себе господина».

По мнению зарубежных специалистов, зависимая личность имеет свои особенности. Пристрастия постоянно используются в качестве искусственной защиты и избавляют от наплыва негативных переживаний. При этом значимое отрицательное чувство связано с предпочитаемым видом зависимости. Так, некоторые люди начинают азартную игру только тогда, когда сильно раздражены. Значит, игра их успокаивает. Спрашивается, затянет ли игра, если душа спокойна?

С точки зрения психологов, человек не склонен к зависимости, когда находится в согласии с самим собой и адекватно выражает свои чувства. Поэтому психологические факторы (например, черты темперамента и саморегуляция эмоций) являются очень важными предпосылками развития расстройств поведения. Увлечение предметом зависимости – это отчаянная попытка контролировать чувства, которые иначе кажутся неподвластными. Но навязчивое стремление к освобождению – симптом внутренней несвободы.

У большинства людей, страдающих какой-либо зависимостью, обнаруживается так называемое ядро страхов (фобическое ядро). Смысл жизни и стремлений также сосредотачивается на одном объекте и одной ситуации. В случае с азартным игроком таким объектом становится рулетка (игровой аппарат), а ситуацией – игра.

К зависимости предрасположены люди одинокие, психически неуравновешенные, со сниженной способностью к адаптации в условиях стресса. Разумеется, на формирование пристрастий влияет неблагоприятная наследственность, а также отсутствие любви и уважения в семье.

Наивно думать, будто духовные, социальные, психологические и биологические причины зависимостей от психоактивных веществ и состояний действуют строго по очереди и возбуждают болезни по порядку. Зачастую все факторы давят на нас с утроенной мощью. Когда человек попадает в омут, всё влечёт его вниз: и воронка воды, и внутренний шок, и собственный вес, и земное притяжение...

Итак, первопричины зависимого поведения находятся в ядре личности и глубинах психики. Экзистенциальные проблемы, потеря смысла жизни, явное или скрытое нарушение нравственных законов и ценностных ориентаций приводят сначала к духовному и эмоциональному кризису, а потом – к соматическому заболеванию. Связь физического, психического и духовного в человеке прочна и взаимна. Поэтому болезнь какого-либо органа может ещё сильнее подорвать общее эмоциональное состояние, нарушить мышление и поведение. Порочный круг замыкается…

Провокационный вопрос

На занятиях со студентами-медиками по дисциплине «Здоровый образ жизни» я из педагогических соображений иногда задаю провокационные вопросы: «А ну-ка поднимите руки, кто из вас не «раб лампы»?» Возникает лес рук. Каждый быстро вспоминает знакомую с детства сказку «Волшебная лампа Аладдина». В памяти оживает джин, вынужденный исполнять прихоти своего повелителя. И, конечно, никто не отождествляет себя с этим спорным персонажем.


Когда ассоциативная цепочка выстроена, я продолжаю: «Кто из вас куряки? Поставьте эксперимент, способны ли вы воздержаться от дурной привычки. Заставьте себя не брать сигарету исключительно усилиями воли. Заметьте: не потому, что пачки нет под рукой и лень за ней идти или мама стоит рядом, или иная ситуация не позволяет закурить, а только усилиями воли! И увидите, насколько вас хватит и кто у кого в плену: вы управляете привычкой или она – вами. И тогда поймёте, что у каждого – своя «лампа».

На следующих лекциях или семинарах самые самокритичные студенты честно признаются: «Да, мы – «рабы лампы»! А мы и не знали! Но что поделаешь?!» Этот вопрос адресован всем нам: врачам, психологам, педагогам. И надо идти дальше, чтобы дать на него ответ.

Константин ЗОРИН,
доцент кафедры ЮНЕСКО
«Здоровый образ жизни – залог
успешного развития»
Московского государственного
медико-стоматологического
университета им. А.И.Евдокимова,
кандидат медицинских наук.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru