Вы здесь

Александра ЛИСИНА: «Лечебный процесс – это творчество»


Она воплощает реалии медицины и фантазии литературы


Провинциальная литературная жизнь Твери, к счастью, готова преподносить приятные сюрпризы любителям изящной словесности. И вдвойне приятен мне, профессиональному медику, тот факт, что подтверждение данных слов я нашёл в стенах именно лечебного учреждения – легендарной железнодорожной больницы, известной землякам своими богатыми традициями. Именно здесь я познакомился с замечательным доктором, заведующей терапевтическим отделением Александрой Кожевниковой. Безусловно, её имя хорошо известно большому числу тверичей, которые имели счастье попасть в ракурс её высокопрофессионального врачебного взгляда. Однако ещё большую, общероссийского масштаба, известность этот доктор получила под псевдонимом Александра Лисина, как автор современных и популярных фантастических романов, вышедших в свет в самых крупных российских издательствах. Сегодня врач-фантаст Александра Лисина-Кожевникова согласилась ответить на несколько вопросов для читателей нашей газеты.
 

– Александра, расскажите о том, как началась ваша литературная деятельность. Что стало поводом для того, чтобы взяться за перо?

– Всё началось с любви к чтению. Надо признать, книги в моей жизни – это особенная история, которая началась ещё в раннем детстве. Большая заслуга в этом моих много читающих родителей. Прекрасно помню и романы, «проглоченные» за один день, и чтение украдкой по ночам с фонариком, и даже ссоры с братом за особенно понравившуюся книгу. Когда это увлечение переросло в нечто большее, сказать трудно. Но был в моей биографии один любопытный эпизод, который, наверное, следует считать отправной точкой. Это случилось в 10-м классе, когда у меня разгорелся спор с учителем литературы по поводу оценки за моё сочинение. Преподавателю не понравились знаки препинания, которые, по моему мнению, были поставлены правильно. В качестве аргумента я привела пример из прочитанной недавно художественной книги, но получила ответ, что это – авторская пунктуация и что, если когда-нибудь у меня проснётся творческая жилка, то в своих книгах я буду иметь право ставить запятые именно там, где это нужно мне, а не правилам русского языка. В общем, с тех пор эта мысль прочно засела в моей голове. Правда, реализация её началась лишь 10 лет назад. Накопился интересный жизненный материал, появилось желание изложить свои фантазии и идеи на бумаге. Сам процесс и результат этих экспериментов оказались настолько увлекательными, что остановиться уже не получилось. В 2013 г. была опубликована моя первая книга.

– Почему вы выбрали именно жанр фантастики? Есть ли у вас произведения в других жанрах?

– Убеждена, каждый автор пишет в том жанре, который ему ближе. Я искренне люблю фантастику, преимущественно фэнтези во всех его вариациях, за исключением, пожалуй, фантастического любовного романа. Наверное, поэтому и работаю в этом направлении – пишу классическое фэнтези, однако чаще получаются произведения на стыке жанров. К примеру, юмористическое или боевое фэнтези и любовный роман. В других жанрах, признаюсь, работать не пробовала. Есть задумка замахнуться на «твёрдую» фантастику, но пока побаиваюсь, ибо сейчас этот жанр утратил былую популярность, а издательства не очень охотно берут такие рукописи к публикации.

– Фантастика – жанр особенно сложный. Интересно, откуда вы черпаете сюжеты для своих романов?

– Отовсюду! Из того, что вижу, слышу, делаю. Поверьте, из самых обычных повседневных историй может родиться самая сногсшибательная идея. Вопрос лишь в реализации. У меня есть серия «Грани отражений», которая была написана после того, как я увидела одну занятную картинку в Интернете. А ещё идеи черпаются в чужих книгах… Не зря в сети много так называемых фанфиков. Бывает, читаешь кого-нибудь, видишь неоконченную ниточку сюжета и вдруг задумываешься, а как бы я представила эту историю, что могло бы произойти с второстепенными героями в этом мире или не в этом... В общем, идею можно раскрутить так, что от исходных данных не останется ничего, что могло бы напомнить читателю книгу-первоисточник. Это будет совершенно новая история, которая, к примеру, родилась из оброненной чужим персонажем фразы.

Ну и, безусловно, помогает медицинская профессия. Все до единого романы в художественной литературе написаны о людях. Не так важно, что и где происходит, важнее наличие ярких персонажей. Читая книгу, мы ждём от неё не просто историю, мы ищем эмоции – положительные или отрицательные, сильные или нет. А где можно почерпнуть знания о человеческой природе? Конечно, в профессии, которая напрямую связана с работой с людьми. Важны типажи, характеры персонажей. Гд е же найти психологические портреты? Да вот они – по палатам больничным лежат! Бери и описывай!..

– Как по-вашему, почему среди медиков так много писателей? Видите ли вы связь между этими профессиями?

– Вы правы, связь существует. Объяснение в том, что мы работаем с людьми напрямую и по роду профессии обязаны быть немного психологами, подмечать вещи, которые помогут лучше работать с пациентами. Безусловно, лечебный процесс – это творчество. Когда наработаешь определённый опыт, перестаёшь слепо следовать инструкциям и позволяешь себе «поиграть» с дозировками или привнести что-то своё дополнительно. Нередко замечаешь, что стандартные схемы терапии не подходят тем или иным пациентам, поэтому моделируешь свою, индивидуально подходящую именно для данного человека. Даже уже в этом чётко проявляется определённый творческий подход.

– В истории есть «золотой» и «серебряный» века литературы, могут ли современные писатели претендовать на «бронзу»?

– Классическая литература лично для меня – это то светлое будущее, которое, я надеюсь, когда-нибудь наступит в литературе вообще и в русской литературе в частности. Для того, чтобы увлечённо читать классиков, нужно иметь не просто определённый склад ума, но и уровень воспитания, определённые морально-этические и личностные качества. Классика – это литература не для всех, в первую очередь для людей, которым необходима «пища для ума». Много ли таких людей в современном обществе? Боюсь, что нет. И это – одна из причин, почему перестала раскупаться классическая фантастика. На сегодняшний день на пике продаваемости в России уверенно себя чувствует популярная литература. Как говорится, то, что попроще. Безусловно, и сейчас есть достойные авторы и очень достойные книги, но их процент оставляет желать лучшего. На Западе ситуация иная – там, наоборот, очень велик интерес именно к серьёзным писателям. Будем надеяться, что и Россия рано или поздно придёт к такому духовному состоянию…

– Напечатать сегодня книгу в столичном (большом) издательстве – дело для многих авторов непосильное. С какими сложностями столкнулись вы на пути выхода на массового читателя?

– Наверное, начать надо с того, что книга сейчас – это, в первую очередь, коммерческий проект. Иными словами, если товар продаётся, то его и печатают. А значит, у молодого автора есть два пути издаться: либо написать книгу, которую издательство сможет продать, либо издать книгу за свои средства. Второй вариант мало кого привлекает, хотя сейчас появилось очень много издательств, готовых взять на себя эту работу. А также большое количество интернет-издательств, готовых опубликовать любую книгу в электронном варианте. Это не очень дорого. И даже может приносить доход. Но первый вариант, безусловно, привлекательнее, поскольку даже сейчас, в век Интернета, издание книги на бумаге – это своего рода признание. Хотя в действительности это – лишь знак того, что автор способен создать продаваемый продукт.

Что касается меня, то моя первая книга «Игрок» была опубликована в 2013 г. в издательстве «ЭКСМО». С одной стороны, хорошо, что книга вышла. А с другой – это была лишь первая книга серии, которую печатать дальше издательство отказалось, несмотря на неплохие продажи и полностью разошедшийся тираж. Причины своего решения редактор, к сожалению, пояснить не захотел, и мне до сих пор неизвестно, почему продаваемая книга так и не получила продолжения.

Потом был почти 3-летний перерыв, когда мне не удавалось заключить договоры на издание своих книг ни с одним из известных издательств. Предложения от мелких издательств я не рассматривала, поскольку тут или всё, или ничего. Эти 3 года стали для меня сложным периодом, когда в конце концов пришлось принимать решение – оставаться и писать, несмотря ни на что, или же бросать «это гиблое дело». Я решила остаться. Со следующей серией ситуация оказалась лучше – трилогия «Хелька и её друзья» опубликована в 2016 г. в юмористической серии издательства «Альфа-книга». Также у меня заключён договор на издание романа «Профессиональный некромант» – книга должна выйти в октябре 2016 г. в серии «Магия фэнтези» в том же издательстве.

Оглядываясь назад, сейчас мне кажется, что всё в моей жизни было правильно. Неудача с «Игроком» заставила меня о многом задуматься, пересмотреть отношение к собственному творчеству, изменить манеру письма и расставить, наконец, приоритеты. В частности, решить, для чего и зачем я пишу. И заняться вплотную самообразованием. И это даёт свои положительные результаты.

– Что для себя считаете доминантой – медицину или литературу?

– Пока мне удаётся сохранить равновесие между этими ипостасями. Медицина – это моя профессия, это работа, которая, как мне кажется, удаётся мне хорошо. Я, как мне думается, уже состоялась как врач и, надеюсь, укрепилась как руководитель отделения. Что же касается творчества, то поначалу это было всего лишь хобби. А сейчас – важная часть жизни, требующая не меньше, а порой и больше времени и сил, чем основная работа.

– Пригодились ли вам в практической медицинской деятельности ваши литературные возможности и способности?

– В процессе написания книг каждый автор проживает жизнь своих героев, причём и хороших персонажей, и злодеев. Вместе с ними проговаривает диалоги, участвует в спорах, битвах, приключениях. И вместе с ними же набирается опыта. В психологическом плане писатель создаёт и моделирует различные жизненные ситуации, из которых сам же и ищет выход. В реальной медицине, как мне кажется, происходит абсолютно так же.

– Над какими литературными проектами вы работаете сегодня? Чего новенького от вас можно ждать читателю?

– В настоящее время работаю над проектом «Леди-призрак» – юмористическое и одновременно романтическое фэнтези. Планируется дилогия, проект начат недавно и ещё многое предстоит сделать. Вероятно, это работа на полгода. А дальше – посмотрим. Новая история уже не за горами…

Беседу вёл
Максим СТРАХОВ,
член Союза
российских писателей,
лауреат премии
им. М.А.Булгакова

«Медицинской газеты».
 

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru