Вы здесь

У школьного порога


В Москве прошёл V Национальный конгресс по школьной и университетской медицине

 

Как подчеркнула гостья научного форума, президент Европейского союза школьной и университетской медицины и здоровья профессор Сюзанна Стронски (Цюрих), здоровье и образование тесно взаимосвязаны. Школьные службы здравоохранения обладают широкими возможностями воздействия на многие показатели здоровья и развития детей.

 

Но каково реальное положение дел?

Пациент скорее жив, чем мёртв, наметились даже признаки некой положительной динамики, однако до выздоровления ещё далеко. Так сегодня можно охарактеризовать ситуацию со школьной медициной в нашей стране. Мнения относительно её, витающие в обществе, диаметрально противоположны. Одни считают, что в школе вообще не должно быть медицинских работников. Другие, наоборот, выступают за то, чтобы в образовательных организациях создавались некие филиалы поликлиник. Определённость внесла итоговая коллегия Министерства здравоохранения РФ, состоявшаяся весной. В её решении записано, что Минздрав видит развитие школьной медицины как одну из важных задач, ориентированных на профилактику.

– Образовательная деятельность относится к потенциально опасной для здоровья детей и нуждается в постоянном внимании со стороны медицинских работников отделений медицинской помощи обучающимся, а также администрации школ и специалистов службы Роспотребнадзора, – подчёркивает директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей, главный специалист Минздрава России по гигиене детей и подростков, член-корреспондент РАН Владислав Кучма.

К сожалению, на сегодняшний день в подавляющем большинстве субъектов РФ ощущается острый дефицит медицинских кадров, работающих в школах, что ограничивает доступ обучающихся к медицинской помощи. Продолжает сокращаться численность школьных педиатров и медицинских сестёр, практически отсутствуют врачи по гигиене детей и подростков, неадекватна оплата их труда. Об этом было заявлено на состоявшемся конгрессе, который прошёл под девизом «Здравоохранение и медицинские науки – от области образования к профессиональной деятельности в сфере охраны и укрепления здоровья детей, подростков и молодёжи».

– Роль медицинского работника в образовательном учреждении недооценена, – признала директор Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава России Елена Байбарина, приветствуя участников конгресса.

Между тем врач в школе необходим.

– Дети поступают в школу с лучшим уровнем здоровья, чем выходят из неё, – отметила главный государственный санитарный врач Анна Попова. – Это в определённой степени происходит от того, что сегодня во многих образовательных организациях нет человека, который бы следил, как школьники питаются, как сидят в классе, какие факторы на них воздействуют и что нужно предпринять, чтобы снизить риски.

По словам руководителя Роспотребнадзора, из-за нехватки мест в школах дети учатся в условиях переуплотнённости, зачастую в две, а порой и в три смены. Далеко не всегда мебель, освещённость, вентиляция и т.д. соответствуют требованиям (что оказывает прямое влияние на состояние здоровья детей). А проверки образовательных учреждений контролирующими органами могут проводиться не чаще одного раза в два года. Поэтому очень важно присутствие в школе специалиста, который бы смотрел за условиями пребывания детей, и не просто смотрел, а подсказывал руководству, администрации образовательной организации, на что следует обратить внимание.

Помощь школьного врача нужна и в организации рационального питания. В ряде регионов удалось добиться, чтобы учащиеся в течение дня получали горячие завтраки и обеды. Но какой состав блюд, какая калорийность, какое насыщение белками, жирами, углеводами, витаминами и микроэлементами, – остаётся неизвестным.

Тревогу вызывает растущий объём учебной нагрузки. Сегодня его формирует педагогический коллектив. СанПиНы дают рамочные позиции. Но даже с учётом санитарных норм и правил в учебный процесс закладывается столько, что учащиеся с трудом справляются.

Не обойтись без консультации специалиста и в приобретении товаров для детей. Требования к ним регулируются техническими регламентами Таможенного союза, но проблемы и здесь имеются.

– Мы бы очень хотели, чтобы на этапе составления технических заданий присутствовали люди со  специальными знаниями, понимающие, что нужно закупать для обучающихся и какого качества. К сожалению, высок удельный вес контрафактных товаров, которые попадают через эти закупки в школы, – отметила А.Попова.

Огромен вклад школьных медработников в вакцинопрофилактику инфекционных заболеваний. К сожалению, уровень невежества среди населения в части профилактических мероприятий растёт. Роль школьной медицины в этом нужно поднимать, считает А.Попова. И с ней нельзя не согласиться.

Школа - это место, где можно наиболее эффективно проводить профилактическую работу, ведь дети находятся в стенах образовательного учреждения не менее 6 часов ежедневно на протяжении целого десятилетия. Нельзя сказать, что этого не понимают властные структуры. В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг, утверждённой Президентом РФ, записано: восстановить медицинские кабинеты в образовательных организациях, обеспечить распространение здоровьесберегающих технологий обучения на все образовательные учреждения, ввести ежегодный мониторинг факторов риска здоровью обучающихся и оценки качества жизни. Но выполняются эти положения, мягко говоря, плохо, что с беспокойством констатировали участники конгресса. Конечно, многое упирается в материальную составляющую. Однако если не развивать школьную медицину, не вкладываться в профилактику, мы так и будем воспроизводить хронически больных, которых потом придётся лечить. А затраты на лечение потребуются значительно большие. Ещё Ф.Эрисман говорил: «…умение диагностировать и устранять санитарные недуги общества… вернее спасает от болезни и смерти, нежели все рецепты и лекарства, вместе взятые».

Что же предполагается сделать? Как рассказала Е.Байбарина, сейчас идут обсуждения с Фондом обязательного медицинского страхования по поводу тарифов и достойной оплаты труда школьных медиков. В пяти территориях РФ стартует пилотный проект «Школьная медицина». Он позволит сформировать современную модель школьного здравоохранения, определит основные виды деятельности медицинского работника образовательного учреждения и, если окажется успешным, будет распространён по всей стране.

Чтобы пополнить ряды школьных медработников, планируется подготовить бакалавров. С их выпуском, который состоится через два года, укомплектованность кадрами, полагают в Минздраве, возрастёт.

Разрабатываются программы по повышению квалификации школьных врачей и среднего медперсонала, а также программы для учителей и учащихся. Как справедливо заметила одна из участниц конгресса Ирина Груздева, учить нужно всех.

Рассматривается вопрос рационального использования имеющихся ресурсов. По словам Е.Байбариной, отделения медицинской помощи обучающимся поликлиник и центры здоровья детей функционируют каждый сам по себе, они не объединены между собой для общих целей. Специалисты разобщены, часто выполняют одну и ту же работу, дублируя друг друга. Поэтому разрабатываются специальные компьютерные программы с тем, чтобы соединить усилия и действовать в одном русле.

Впрочем, сохранение и укрепление здоровья детей – забота не только органов здравоохранения. Эти вопросы требуют комплексного, межведомственного подхода (хотя лидирующая, направляющая и объединяющая роль, бесспорно, должна принадлежать именно здравоохранению). Немалую ношу по здоровьесбережению после принятия федерального закона «Об образовании» педагоги взяли на себя. Но в реальной жизни они больше озабочены тем, как «напичкать» учеников знаниями, не особо задумываясь, какой ценой учёба достаётся детям. В образовательный процесс постоянно внедряются те или иные новшества, широкое распространение получили информационно-коммуникационные технологии. Безусловно, прогресс не остановить, техника будет меняться. Но она увеличивает информационную нагрузку, интеллектуальное напряжение, несёт новые риски для здоровья детей. И использование её без медицинского сопровождения и оценки неразумно.

– Мы ещё не учитываем информационное воздействие на детей, не просчитали его как гигиенический фактор, – заметила А.Попова.

Наши дети от рождения уже другие. Они с 3-4 месяцев начинают погружаться в информационную среду. У них другое восприятие и другая нагрузка на зрительный анализатор. Они совсем по-иному воспринимают реальность. Яркий пример тому, когда полуторагодовалый ребёнок пытается раздвинуть пальчиками картинку в книжке, не понимая, почему она не двигается – в телефоне же двигается. Если же дети используют компьютер не только как инструмент обучения, но и развлечения, постоянно играя в компьютерные игры, то смещение восприятия реальности ещё более глубокое. В летних оздоровительных учреждениях они испытывают стресс от того, что нет привычной среды, то есть погружения в виртуальный мир. У них в течение нескольких дней происходит буквально ломка. Они требуют Wi-Fi и отказываются участвовать в спортивных состязаниях, подвижных играх.

– Данную тему надо обязательно обсуждать педиатрам, гигиенистам. Мы её ещё не изучили как следует. А она очень актуальна, – подчеркнула главный государственный санитарный врач, поблагодарив при этом коллектив НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, его руководителя за привлечение внимания к безопасному использованию компьютерных технологий.

– Система образования и система здравоохранения должны тесно взаимодействовать в интересах детей, – не устаёт повторять В.Кучма.

На укрепление взаимопонимания в значительной мере направлена и утверждённая на конгрессе Концепция оценки качества оказания медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях. В ней содержится, как школа участвует в организации медицинской помощи, как участвуют врачи в гигиеническом воспитании учащихся, устраивает ли родителей и детей график работы медиков. Критерии качества включают наличие нормативной базы, показатели благожелательности к детям, доступности медицинской помощи обучающимся, требования к помещениям, оснащению медицинских кабинетов школ, сотрудничество с педагогами, родителями и детьми, требования к медицинским работникам, минимальный перечень услуг, охватывающий как популяционные, так и индивидуальные потребности обучающихся. Собственно медицинские компетенции работников отделений медицинской помощи обучающимся дополняются готовностью к обеспечению прав детей, умениями в сфере общения, информационно-разъяснительной работой по формированию здорового образа жизни.

Участники конгресса считают, что Концепция оценки качества оказания медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях должна быть принята в формате федеральных рекомендаций. Кстати, на форуме обсуждался и одобрен очередной блок федеральных рекомендаций из 7 документов. Среди них – «Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований в условиях организации занятий с использованием электронных средств обучения в образовательных организациях», «Алгоритм визуального контроля за соблюдением санитарно-гигиенических требований», «Алгоритм лабораторного контроля», «Алгоритм определения уровня санитарно-эпидемиологического благополучия».

Главное, как подчеркнул В.Кучма, чтобы в школах были люди, которые бы этим занимались. Не просто врачи или медсёстры, а обученные, компетентные специалисты.

Не секрет, что слабым звеном в работе отделений медицинской помощи обучающимся является недостаточный уровень подготовки кадров, низкая вооружённость персонала современными технологиями школьной медицины, отсутствие доступа медицинских работников школ к нормативно-правовой и методической базе, в том числе через интернет (увы, школьных врачей компьютерами редко обеспечивают). Поэтому так важны конгрессы, инициированные Российским обществом развития школьной и университетской медицины и здоровья. В нынешнем форуме приняли участие свыше 500 человек.

– Ваша роль и так велика, но она будет возрастать, – сказала Е.Байбарина, обращаясь к участникам конгресса. – Отсутствие в школе медицинского работника – это упущенные возможности прежде всего в плане профилактической работы. Поэтому специальность будет развиваться, обогащаться.

Валентина ЕВЛАНОВА, корр. «МГ».

На снимке: выступает В.Кучма
Фото автора.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru