Вы здесь

«Информационная интоксикация»


Педагогический диагноз для современных студентов-медиков неутешителен
 

 

Отсутствие у молодых людей желания учиться – проблема, которую в последние годы отмечают преподаватели разных вузов, включая медицинские. И если индифферентное отношение к учёбе студентов, допустим, консерватории или торгового института не будет сопряжёно с пугающими последствиями для всего общества, то о медицинских университетах этого не скажешь. Здесь вопрос «вялого» отношения к учёбе напрямую перекликается с темой общественной безопасности: студент, который без интереса посещает занятия по терапии или хирургии, вряд ли станет хорошим врачом, и перспектива оказаться на приёме у такого врача не радует никого. Вот почему данной теме уделили особое внимание на завершившейся в Красноярске Всероссийской конференции «Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании».

Чем же обусловлено снижение интереса российской молодёжи к процессу получения знаний, и можно ли исправить ситуацию? Своё видение причин этого явления и возможностей его преодоления представила участникам форума заведующая кафедрой педагогики и психологии Красноярского государственного медицинского университета им. В.Ф.Войно-Ясенецкого доктор философских наук Елена Авдеева. Педагогический диагноз, который можно поставить современным студентам, она формулирует так – «информационная интоксикация». А коль скоро речь идёт о диагнозе, то должны быть и способы лечения «больных».

Поколение постмодерна

– Начну с того, что почему-то всю ответственность за успеваемость возлагают на преподавателей. Однако это не справедливо. У нас хорошие педагоги, просто их методики преподавания направлены на тех студентов, которые были раньше, а не на тех, кто учится сегодня. К нам пришли другие студенты. Их называют поколением next, Z, Y, или студентами постмодерна. Особенности этого поколения хорошо прослеживаются на трёх уровнях: психическом, соматическом и педагогическом, – говорит Елена Авдеева и далее разъясняет сказанное.

Первый уровень – психический. В последнее время можно заметить у студентов признаки забывчивости, невнимательности, рассеянности. Молодые люди делают элементарные ошибки, путаются в простых вещах, совершают неадекватные действия, эмоционально срываются. Есть ощущение, будто значительная часть их внимания поглощена чем-то или кем-то.

Второй уровень – соматический. У нынешних студентов на занятиях всё чаще происходят учащение сердцебиения, подъём артериального давления, приступы удушья или гипервентиляции. Они жалуются на мелькающие звёздочки перед глазами и звон в ушах, проявляют признаки нервного тика, совершают бесконтрольные машинальные движения.

Наконец, третий уровень – педагогический. Изменяется лексика молодых людей, у них отсутствует способность строить осмысленные фразы. Десять лет назад обычный словарь молодого человека составлял более 40 тыс. слов, сегодня – около 10 тыс. и меньше. Причём, как ни странно это прозвучит, лексика поколения NEXT «высушивается» в том числе языком, на котором сегодня разговаривают с подрастающим поколением взрослые – родители, педагоги в школах, а затем и преподаватели в вузах.

– Об этом, кстати, в своих книгах говорит известный американский лингвист Диана Равич, что подчёркивает схожесть проблем в российской и американской системах образования. На протяжении ряда лет из образовательных материалов направленно исключались любые явные и скрытые неоднозначные суждения, образность, нестандартность и художественность. Из текстов, с которыми имеют дело студенты, было исключено всё, что могло бы пробудить у них мысль или поразить своей красочной яркостью. Сегодня очень редко встретишь лектора, который на занятиях говорит живым могучим русским языком. Всё это привело к совершенно незапланированному результату: появились единообразие, одинаковость выражения мыслей, общие речевые клише, шаблоны. Речь и тех, кто учит, и тех, кто учится, становится сухой, казённой и формальной. Читать такие тексты и слушать такую речь очень тяжело, это требует высокой концентрации внимания и усилий воли. А у сегодняшних студентов, как было сказано выше, нет ни того, ни другого. Поэтому не заставила себя долго ждать утрата интереса студентов к учёбе, – подчёркивает Е.Авдеева.

Куда ведёт отрыв от реальности

Далее она обращает внимание на то, что в техногенной или насыщенной информационной среде головной мозг не развивается, а претерпевает изменения, причём, не в лучшую сторону. И самую главную роль в этом негативном процессе, по её мнению, играет интернет.

– Имея массу достоинств, этот институт в то же время приводит не к развитию личности, а к искажению её развития, к манипуляции её сознанием, переформатированию поведения под влиянием виртуальной среды. На наших глазах рождается цифровое поколение, адаптированное к виртуальной среде и не адаптированное к среде живого человеческого взаимодействия. Такой человек, сидя на занятиях, изнывает, потому что от него требуют мыслить и общаться, а для него это трудно, – добавляет заведующая кафедрой педагогики и психологии КрасГМУ.

Итак, с появлением новейших средств коммуникации на молодого человека обрушилась мощная лавина информации, в значительной мере экологически грязная, неструктурированная. Началась в буквальном смысле информационная интоксикация – именно такой диагноз выставляется современной молодёжи, в том числе студентам, на основе собранного педагогического анамнеза. Интоксикация сознания происходит, когда человек начинает в огромных объёмах поглощать контент, не наладив его фильтрацию. Отравление информацией проявляется в расстройстве мышления, отличительными признаками которого являются примитивность, отрыв от реальности, отсутствие критики и всеядность.

– На наш взгляд, также к признакам информационной интоксикации у студентов необходимо отнести следующие поведенческие признаки: отсутствие мотивации совершать действия, провалы в памяти, раздражительность, конфликтность, хроническая усталость. Есть у этой «болезни» и соматические симптомы – головные боли и тошнота, сбои в работе эндокринной системы. Утомлённые поглощением огромных массивов ненужной информации, студенты просто не в состоянии воспринимать нужную информацию, которую им дают в процессе учёбы, – резюмирует специалист.

Что же, исходя из всего сказанного, необходимо изменить в практике обучения студентов-медиков, чтобы обратная реакция с их стороны была не «не хочу», а «мне интересно»?

На конференции прозвучало, в частности, предложение изменить традиционную последовательность процесса обучения и контроля знаний в медицинском вузе. Сейчас она выглядит так: теоретический опрос, потом – практика.

– Давайте попробуем наоборот: начнём с практики, а потом с помощью теории объясним, зачем и как мы это делали. Занятие, которое построено именно так, меняет позицию студента: из пассивного слушателя он превращается в активного ученика, задающего вопросы. При таком построении занятия мозг вынужден будет включиться и работать так, как положено, а не выполнять функцию «складского помещения», – убеждает коллег преподаватель Красноярского медуниверситета.

Второй приём связан со сменой формы обучения. Обычно система принуждает студента запоминать большие объёмы материала и затем отчитываться перед преподавателем по поводу выученного. А если предложить студенту не отчитываться, а учить других? В этом случае он становится преподавателем для других студентов. Ещё одна хорошая форма передачи и усвоения знаний – дискуссия, когда студенты обнаруживают и отстаивают разные взгляды на одну и ту же медицинскую проблему. В будущей работе им это очень пригодится, ведь врачи нередко демонстрируют разные точки зрения в сложных клинических случаях.

– При таких изменениях в образовательной работе происходит чудо, мы неоднократно убеждались в этом. Те студенты, кто обычно на занятиях предпочитал молчать, начинают говорить. И говорят страстно, убедительно, потому что им становится интересно учиться, – подытоживает Е.Авдеева.

Вероятно, есть и другие приёмы, методы и технологии «лечения» информационной интоксикации, которыми владеют преподаватели медицинских университетов России. О них непременно нужно рассказывать в рамках конференций по вузовской педагогике, если мы не хотим, чтобы год от года белые врачебные халаты надевало всё больше людей случайных, учившихся медицине безо всякого интереса, ремесленников из поколения NEXT.

Елена БУШ, обозреватель «МГ».
Фото Александра ХУДАСОВА.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru