Вы здесь

Подъём, который настораживает

Специалисты обеспокоены ростом заболеваемости вакциноуправляемыми инфекциями
 
В последнее время существенно выросло количество случаев вакциноконтролируемых заболеваний. Ярким примером стала недавняя вспышка менингококковой инфекции со смертельными исходами на складе одного из маркет­плейсов. Это послужило поводом для привлечения внимания к проблеме. Среди многочисленных мероприятий оказался и «круглый стол» на тему: «Расширение Национального календаря профилактических прививок – стратегическая задача сохранения здоровья нации и сбережения детского и взрослого населения страны», затронувший вопросы совершенствования системы иммунопрофилактики и повышения приверженности вакцинации. Акцент был сделан на менингококковой инфекции.

В данный момент реализуется программа по расширению Национального календаря профилактических прививок на период до 2035 г. Согласно ей, вакцинацию от менингококковой инфекции запланировано включить в НКПП в 2025 г. Но уже сейчас, считают специалисты, можно многое сделать, чтобы противостоять натиску этой серьёзной угрозы.
 
От бессимптомного носительства до генерализованных форм

Заведующая научно­-исследовательским отделом интенсивной терапии неотложных состояний Детского научно­клинического центра инфекционных болезней ФМБА России невролог Алла Вильниц, более 30 лет занимающаяся изучением нейроинфекций, в том числе менингококковой, хорошо знает о её коварстве.

– Кто хоть однажды встречался с больным генерализованной формой менингококковой инфекции, либо с семьёй, в которой такой пациент, не задумываясь будет искать возможность защититься, – говорит она.

Эта бактериальная инфекция передаётся воздушно-­капельным путём и может протекать в разных клинических формах: от бессимптомного носительства и лёгкого назофарингита до генерализованных проявлений с развитием сепсиса, гнойного менингита. Часто наблюдается сочетание этих двух жизнеугрожающих состояний, то есть одновременно у больного и менингококковый сепсис, и гнойный менингит.

Большинство заболевших – дети раннего возраста. Однако болеют во всех возрастах, но с разной частотой. Примерно 80% – малыши первых пяти лет. Основными распространителями инфекции являются подростки и, по выражению специалистов, молодые взрослые.

Как известно, для инфекций, включая менингококковую, характерна определённая цикличность эпидемиологического процесса, периоды подъёмов и спадов. С 2021 г. заболеваемость растёт.

– Можно говорить, что мы находимся в преддверии очередного эпидемического подъёма заболеваемости менингококковой инфекции, – полагает А.Вильниц. – Ей присуща ещё и непредсказуемость появления гипервирулётных клонов, которые могут приводить к резкому, взрывному росту заболеваемости.

На сегодняшний день заболеваемость относительно небольшая, ни в какое сравнение не идущая с респираторными инфекциями, ковидом. Но при такой невысокой заболеваемости показатели летальности колоссальные. В отдельных возрастных когортах погибает каждый четвёртый­-пятый пациент. Это касается и детей раннего возраста, и пожилых пациентов.

Коварная «особа»

Клинические особенности данной инфекции таковы, что первые симптомы не специфичны (повышение температуры, головная боль, першение в горле, недомогание, то есть схожесть с простудными, кишечными и другими заболеваниями), поэтому поставить диагноз крайне сложно. Родители поздно обращаются за помощью, связывая подъём температуры с тем, что режутся зубки. А здесь важны часы и минуты, поскольку очень короток промежуток времени от появления первых симптомов до развития критического состояния, даже когда пациент попадает в специализированный стационар, спасти его уже бывает невозможно. Слишком маленькое терапевтическое окно для вмешательства. Более 50% генерализованных форм протекают крайне тяжело. Страшна эта инфекция своими осложнениями, такими как отёк мозга, кровоизлияния в надпочечники, острая почечная недостаточность и др. По словам А.Вильниц, практически не бывает, чтобы возникало одно осложнение, обычно – сразу несколько, каждое из которых может привести к летальному исходу.

Как свидетельствуют многолетние наблюдения российского референс­центра за менингококковой инфекцией и бактериальными менингитами, досуточная летальность за период с 2010 по 2016 г. составила более 60%.

– Сейчас мы проводим многоцентровое исследование по исходам от менингококковой инфекции у детей в различных регионах РФ, и по предварительным данным цифры ещё выше – более 70%, вне зависимости от возраста, – поведала А.Вильниц. – Врачи просто не успевают ничего сделать, настолько быстро всё происходит.

У выживших же нередко наблюдаются тяжёлые последствия, связанные с теми осложнениями, которые были в острый период. Генерализованные формы при развитии септического шока часто сопровождаются тромбозом глубоких сосудов, что приводит к потере конечностей у этих пациентов. Однако и в отдалённые периоды, через 3­5 лет от выздоровления, встречаются серьёзные проблемы, в частности психологические, причём не только у пациентов, но и у членов семьи.

В ряде исследований выявлено более 40 различных последствий после перенесённой менингококковой инфекции: и физических, и неврологических, и психологических. Специалисты приходят к выводу, что бремя последствий генерализованных форм для выживших и их семей недооценено, потому что нет полных данных. В Российской Федерации такие работы практически не ведутся.

Заболевание ложится серьёзным бременем и на систему здравоохранения, и на семью. Тяжёлые пациенты требуют очень много сил, средств и в острый период заболевания, ведь им нужна высокотехнологичная помощь с проведением различных методов терапии, дорогостоящие препараты, и в период реабилитации. По сведениям английских исследователей, ориентировочные затраты на лечение инвазивной формы менингококковой инфекции в случае потери пациентом конечности, последующих хирургических вмешательств, реабилитации достигают 2,8 млн долл.

Возможные риски

Инфекция хотя во многом и изучена, однако хранит немало белых пятен. В реальной жизни возникает ряд объективных проблем, которые очень трудно преодолимы, считает заведующая отделением детских инфекций терапевтического отдела Московского областного научно-­исследовательского клинического института им. М.Ф.Владимирского, главный специалист по инфекционным болезням у детей Министерства здравоохранения Московской области Елена Мескина.

Менингококк постепенно мигрирует в различные регионы РФ. И то там, то тут отмечается рост заболеваемости. В Центральной России произошла смена серотипа, пришёл серотип А, который и обусловил подъём заболеваемости, причём несколько изменилась её структура. Если считалось, что одной из наиболее подверженных когорт являются дети раннего возраста, то недавняя вспышка охватила молодых взрослых.

– Мы столкнулись в нынешнем сезоне с тем, что менингококковая инфекция – это вирус­ассоциированная инфекция. Хоть она и бактериальная, но развивается как раз после подъёма заболеваемости вирусными инфекциями. У тех, кто недавно перенёс ОРЗ, вероятность заболеть повышается, – отметила Е.Мескина.

По её словам, возбудитель достаточно трудно выделить стандартными доступными методами, потому что он плохо выживает во внешней среде, быстро погибает. Поэтому используют чувствительные методы диагностики. Когда их стали применять, то выяснилось, что инфекция встречается гораздо чаще, чем предполагали. Примерно 10% подростков уже сейчас носят менингококк. А когда собираются новые коллективы, например, студенты в общежитиях, новобранцы в казармах, то в таких ситуациях создаются условия для его распространения. Исследования показывают, что у каждого второго человека во вновь созданном коллективе выделяется менингококк. А это почва для тяжёлого протекания заболевания у кого­то.

Е.Мескина подчеркнула ещё один важный момент. Несмотря на то, что на разных территориях заболеваемость разная, тем не менее летальность стабильна. То есть риск тяжело заболеть и риск умереть в какой­то степени не зависим от того, насколько широко циркулирует менингококк в данный момент в конкретной популяции. В одном регионе циркуляция меньше, в другом больше, но всё равно риски смерти примерно стабильны.

По мнению специалиста, крайне важна не только настороженность врачей, но и родителей. Больше всего риску подвержены люди, перенёсшие предшествующую вирусную инфекцию, находящиеся в условиях скученности, тесно контактирующие друг с другом. Менингококк ещё называют «болезнью поцелуев», потому что он переносится через тесные контакты, подростки часто, приветствуя друг друга, обнимаются, целуются.

Исследование показало: если в спальне спит более двух человек, то это будет способствовать его распространению, что особенно характерно для хостелов, общежитий. Один человек может заразить всех в комнате.

Специалист обратила внимание на такой момент. Сейчас, в связи с обилием стрессовых ситуаций, многие стараются принимать антидепрессанты. С одной стороны, сам стресс способствует развитию менингококковой инфекции, с другой, ещё и средства, которыми пытаются его лечит, тоже будут тому способствовать. Ну и, конечно, курение, алкоголь.

Эта инфекция недооценена, соглашается Е.Мескина, не только потому, что возбудителя трудно выделить, но и потому, что он может вызывать огромное количество различных болезней: пневмония, артриты, поражение глаз, урогенитального тракта. Многие врачи даже не ожидают, что их причиной стал менингококк. Поэтому заболеваемость в 2­3 раза больше, чем та, которая регистрируется.

– Менингококковую инфекцию трудно распознать на начальной стадии. Для неё характерно бурное развитие. Даже если вовремя заподозрим и начнём правильно лечить, она настолько стремительно развивается, что мы не успеваем противодействовать ей, – подчеркнула Е.Мескина, отметив, что нужно обращать внимание на быстрое развитие симптомов, резкое ухудшение состояния (кстати, иногда сонливость – единственный первоначальный признак менингококковой инфекции, менингита у подростка), низкое давление, появление сыпи на ягодицах, ногах (причём, если она быстро нарастает, распространяясь на лицо, то это крайне грозный симптом).

Недооценённые возможности

Данные государственного доклада о санитарно­эпидемиологическом благополучии в РФ говорят, что значительное число случаев менингококковой инфекции можно предотвратить. В стране есть вакцины против менингококка А, С, W, Y. Исходя из серогрупповой принадлежности, которая вызывает генерализованные формы в России, реально избежать более половины случаев заболевания, используя комбинированные вакцины.

Исследование академика РАН Николая Брико, посвящённое влиянию вакцинации детей первого года жизни на заболеваемость и смертность, показывает, что помимо полутысячи спасённых жизней, она даёт ещё и монетарный выигрыш через 10-­15 лет после её введения.

– В РФ вакцинация против менингококковой инфекции входит в календарь прививок по эпидпоказаниям. Но очень хочется, чтобы она в перспективе была включена в основную, плановую часть национального календаря, чтобы мы универсально прививали детей первого года жизни, младших возрастных групп и, конечно, подростков, а также другие группы риска, – призналась Е.Мескина.

В арсенале врачей сейчас несколько вакцин. И, по мнению специалиста, необходимо разумно использовать имеющиеся возможности. Планово вакцинировать одними вакцинами. По клиническим показаниям в конкретном коллективе – другими. Моновалентные вакцины прекрасно будут работать в очагах. Но если стремимся повлиять на популяционную заболеваемость, то должны снизить носительство, а его уменьшает именно конъюгированный вариант вакцин.

В ряде субъектов РФ расширяют контингенты, которым показана вакцинация, включая их в региональные календари. И это – важный шаг на пути к достижению цели.

По мнению Е.Мескиной, на сегодняшний день недоиспользован такой инструмент, как вакцинация на добровольных началах. Людям, много путешествующим, например с религиозной или туристической целью, можно заранее предложить прививку.

– Менингококковая инфекция – одна из самых опасных. Если мы можем её профилактировать, то должны это делать и информировать пациентов о такой возможности ещё до того, как эта вакцина войдёт в Национальный календарь профилактических прививок, – соглашается А.Вильниц.

– Наша цель – объяснить популярно, доступно каждому пациенту важность вакцинации, – подытоживает заведующий лабораторией НИИ вакцин и сывороток им. И.И.Мечникова Михаил Костинов. – Если врач профилактирует заболевание, значит, это умный, грамотный врач, любящий своих пациентов.

Валентина ЕВЛАНОВА,
корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru