Вы здесь

Свой – чужой

Стратегия развития и модернизации фармацевтической отрасли в России «Фарма 2020» стала катализатором создания в стране региональных фармкластеров. К 2020 г. государство собирается потратить 120 млрд руб. на модернизацию отечественной фарминдустрии, бизнес готов вложить сопоставимые суммы. Вместе с тем, как свидетельствует международный опыт, развитие локальных производств не всегда соответствует реальным успехам проекта «локализация». О «подводных камнях» на пути внедрения этих механизмов, задачах и перспективах локализации фармацевтического производства в России рассказал Александр Ситников, управляющий партнёр компании VegasLex, выступая на конференции «Фармацевтический бизнес в России – 2013: Эпоха перемен».


Эксперты ВОЗ выделяют четыре стадии в локализации производств (производство или сбор сырья; синтез активных субстанций; добавление неактивных субстанций; упаковка и маркировка). Все эти модели используются в разных странах мира в зависимости от степени развития экономики и наличия внутренних ресурсов. Опыт показывает, что наиболее успешное развитие локализации производств происходит в тех странах, где высока доля государственных расходов в лекарственном обеспечении.

– Сам по себе процесс локализации ничего нового не несёт, но преобразования лучше проводить естественным путём, – отметил А.Ситников. – Например, стимулируя и поощряя бизнес. Лучший стимул для производителя – налоговые льготы и гарантированный рынок сбыта.

Но локализация и замещение импорта – всё-таки разные понятия. По оценке ВОЗ полностью заменить импорт лекарств путём создания локальных производств невозможно, да в этом и нет необходимости, – во всём должен быть разумный баланс. Вместе с тем значительная доля импортных препаратов на рынке является сдерживающим фактором для развития локальных производств. Если зарубежный производитель уже имеет свободный доступ в государство, необходимости в локализации производства он, как правило, не видит.

Именно по этой причине провалилась локализация в странах Африки. Импортировать лекарства на территорию этих стран было крайне выгодно – благодаря очень низким тарифам на их ввоз. А вот импортировать субстанции, из которых местные фармкомпании смогут сами сделать готовые препараты, – невыгодно из-за высоких тарифов. Если добавить ещё немного негатива в виде отсутствия преференций для локальных продуктов при госзакупках большого числа административных барьеров, получим «картину маслом»: лекарственным средствам местного производства сложно, а порой и вовсе невозможно конкурировать с импортируемой готовой продукцией.

А вот, к примеру, в Китае, локализация прошла успешно, и большинство международных компаний в настоящее время организуют производство на территории этой страны. Во многом это произошло благодаря взвешенной государственной политике по созданию преференций и налоговых льгот для местных производителей. Ещё один фактор «за» – наличие дешёвых производственных и кадровых ресурсов, а также возможность гарантированного рынка сбыта в соседних азиатских странах.
 
Среди наших ближайших соседей наиболее успешно внедряет механизмы локализации Украина. Там также создана гибкая система преференций для отечественных производителей, на государственном уровне оказывается поддержка локализации производств, внедрены международные стандарты качества производства GMP.

В России также имеется достаточно примеров локализации производств иностранных фармкомпаний на территории страны. Бизнес готов вложить в российский фармрынок в ближайшей перспективе более 1 млрд долл., построив в нашей стране более десятка новых заводов и модернизировав действующие производства. В основном успешные проекты локализации реализуются в рамках специально созданных фармацевтических кластеров. Так, к концу 2012 г. биофармацевтические кластеры сумели привлечь в Россию более 50% всех инвестиций в области фармацевтики и медицинских изделий.

Конечно, рынка без барьеров не бывает, но, несмотря на все сложности российский фармрынок по-прежнему остаётся привлекательным для инвесторов. Некоторые производители локализуют производство поэтапно на контактной основе с российскими заводами. А есть и такие, которые уже запустили производство полного цикла на территории России и поставляют лекарства на рынок.

Вместе с тем, по словам А.Ситникова, благоприятная для производителя обстановка складывается из многих составляющих, и сегодня, локализуя своё производство в России, компании сталкиваются с рядом серьёзных проблем. Среди основных рисков – отсутствие ценовых и налоговых льгот для инвесторов и гарантированного рынка сбыта (зачем производить препараты там, где они никому не нужны?), длительная окупаемость проектов, нестабильность регуляторной среды./

– В настоящее время в России ведётся работа по формированию долгосрочных трендов в сфере законодательства, регулирующего фармотрасль, и понятно, что факторы, определяющие эти самые тренды, могут поменяться за 3-5 лет, – отметил А.Ситников. – Самое простое в этой ситуации – занять выжидательную позицию и пассивно следить за изменениями в правоприменительной практике, но это тупиковый путь. Идеология реформирования отрасли сформирована, есть стратегия, уже на подходе основные нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу, и профессиональное сообщество должно активнее вовлекаться в их обсуждение и разработку.

Ирина СТЕПАНОВА, корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru