Вы здесь

Пётр Глыбочко: «В медицине всегда есть к чему стремиться»

Как известно, процесс подготовки полноценного специалиста строится на трех «китах» – образовании, науке и практике. В вузе медицинском – на практике клинической. Если какой-то из этих элементов начинает «провисать», теряется весь смысл обучения – только в этом гармоничном триединстве студент может научиться мыслить как врач.

Осознавая это, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова сделал серьезный шаг в этом направлении – выступил инициатором создания научно-образовательных клинических центров (НОК-центров) и уже протестировал эту модель на собственной базе.

О принципах работы и перспективных задачах вновь созданных НОК-центров (на сегодняшний день их уже 16!) корреспонденту «Медицинской газеты» Алексею ПАПЫРИНУ рассказывает ректор Первого МГМУ им. И.М.Сеченова член-корреспондент РАМН Пётр ГЛЫБОЧКО.

– Пётр Витальевич, как появилась потребность создания на базе вуза НОК-центров?

– Такая потребность назрела давно. Объективно вся мировая практика научного развития основана на эффективности тесного взаимодействия образования, науки и прикладного применения знаний. Именно поэтому мировая элита научной мысли сосредоточена в крупнейших вузах. Именно они являются основными генераторами знаний и центрами притяжения интеллектуальных, материальных и других ресурсов. Поэтому глобальная задача – в гармоничном соединении клинической базы с возможностями исследовательских лабораторий и преподавательским потенциалом кафедр. В этом мы видим достижение максимального синергетического эффекта от совмещения научной и образовательной деятельности. По сути, мы говорим о создании научно-инновационных кластеров в рамках университетов.

Университетский клинический городок Первого Меда известен во всем мире. И надо понимать, что на базе наших клиник мы не только лечим, но и обучаем. К тому же разрабатываем новые технологии диагностики, лечения и профилактики заболеваний, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. У нас есть научные школы, которые передают знания на протяжении столетий. И, конечно же, многим научным коллективам стало тесно работать в рамках одной кафедры или клиники, а научно-исследовательские институты вуза охватывают далеко не все уникальные направления научной работы. Для того чтобы максимально «раскрыть» наши сильные стороны, ученым советом вуза было принято решение о создании НОК-центров, каждый из которых посвящен конкретной научной проблеме и лечению тематических больных.

– В чем суть деятельности НОК-центров Первого Меда?

– Статус НОК-центров выше, чем у отдельной клиники или кафедры, а значит, больше свободы действий и возможностей для решения поставленных научных задач. Новые структуры никак не нарушают деятельность кафедр. Они будут работать, как работали. С другой стороны, в рамках узкой тематики или редкого заболевания мы консолидируем усилия профильной клиники, кафедры и отдельной научной группы и обеспечиваем их современной диагностической и лабораторной базой. Что на выходе? Российский больной с редкой патологией не ищет врачей за рубежом, а получает высококвалифицированную и качественную помощь в наших клиниках. Да и врачу где-нибудь в регионе теперь проще сориентироваться, куда направить пациента со сложной тематикой. Мы же при этом получаем уникальную клиническую и научную базу. Но мы рассматриваем НОК-центры не только как наработку опыта врачебной практики. Они могут стать частью системы переподготовки и повышения квалификации для многих специалистов отрасли – задачи, поставленной высшим руководством страны.

Но задача стоит еще шире. НОК-центр не должен ограничиваться ресурсами кафедральных сотрудников, а напротив – консолидировать исследования, в том числе проводимые в других НИИ. Эту работу в настоящее время уже ведут НОК-центр «Метаболический синдром» и НОК-центр челюстно-лицевой хирургии. К примеру, еще ни один НОК-центр не отказался от сотрудничества с лабораторией молекулярно-генетических исследований НИИ молекулярной медицины или с НИИ социологии медицины. Все они планируют проводить социологические опросы удовлетворенности решением проблем лечения и организации работы в своем направлении.

– Получается, что создание НОК-центров – это грамотная интеграция научных школ и клинических баз для решения конкретных актуальных проблем?

– Безусловно. Например, профессор Виталий Андреевич Сулимов – директор клиники факультетской терапии им. В.Н.Виноградова, известнейший специалист в области кардиологии. И хотя в сфере интересов клиники Сулимова – широкий круг вопросов кардиологии, вновь созданный НОК-центр под его руководством будет заниматься в основном одной темой – аритмологией, поскольку это ключевое направление его деятельности.

– По каким конкретным показателям можно будет оценивать качество научной составляющей НОК-центра?

– К примеру, чем отличается кафедра, которая включена в НОК-центр, от любой другой кафедры? Или научно-исследовательский отдел НОК-центра от лаборатории НИЦ или НИИ? На самом деле вычислить их продуктивность совсем не сложно. В России наукометрия, как и во всем мире, имеет официальные показатели. Самые основные – это индекс цитирования, РИДы (результаты инновационной деятельности) – патенты на изобретения и полезные модели, ноу-хау и др. Но мало просто иметь РИДы, главное, чтобы все эти разработки были востребованными, внедрялись в жизнь и пользовались спросом на рынке. Еще один важный показатель успешной работы НОКцентра – финансируемые НИРы. Получить такой грант – значит, доказать, что коллектив учреждения предложил наиболее оптимальное и успешное решение поставленной задачи.

– Одна из основных задач создания НОК-центров – повысить качество образования в вузе. Можете привести примеры, как это будет выглядеть на практике?

- К примеру, наша задача – подтянуть к НОК-центрам студенческие научные кружки, заинтересовать их новыми направлениями исследований. Кафедры НОК-центров вскоре превратятся в оазисы, где по-настоящему бурлит молодежная наука, поскольку идет в ногу с практикой. Причем речь не только о вузовском, но и о последипломном образовании, помощи в профессиональном росте. Поэтому нами была поставлена задача изыскать резервы в штатном расписании, чтобы была возможность принимать на работу значительно больше молодых ученых и врачей. Ведь часто бывает, что после окончания ординатуры человек не находит места в клинике или на кафедре. Если он талантливый и целеустремленный, то обязательно устроится лаборантом-исследователем в интересующий его НОК-центр. Он может пойти на 0,25 или на 0,5 ставки – не имеет значения. Зато будет заниматься своей темой, окруженный опытными наставниками. Обучение на основе клинической работы, последних достижений науки, которые осуществляются «здесь и сейчас», безусловно, повысят качество медицинского образования. Нам всегда есть к чему стремиться!

– Какие из вновь созданных НОК-центров вы можете особо отметить?

– Абсолютно о любом из них можно рассказывать часами, настолько глубоки и ценны научные разработки. Например, стоит отметить НОКцентр психосоматической медицины под руководством академика РАМН Анатолия Болеславовича Смулевича. Уникальность его в том, что он занимается не психическими заболевания ми, с которыми человек подчас стесняется подойти. Он предметно изучает заболевания внутренних орга нов, которые в первую очередь связаны с нарушениями психики. НОК-центр новых технологий в челюстно-лицевой хирургии под руководством профессора Юрия Алексеевича Медведева единственный в стране проводит операции по устранению дефектов лицевого черепа на основе применения индивидуальных эндопротезов из пористого никелида титана.

Подобное можно рассказать и о члене-корреспонденте РАН, академике  РАМН   Юрии   Никитиче Беленкове (директор НОК центра метаболического синдрома), академике РАМН Николае Николаевиче Яхно (директор НОК-центра невро логии), или академике РАМН Александре Фёдоровиче Черноусове (директор НОК-центра хирургии пищевода и гастроэнтеро логии), академике РАМН Юрии Владимировиче Белове (директор НОК-центра аорты и инвазивной кардиологии) и многих других руководителях новых центров. Без сомнения, это на данный момент лучшие специалисты в своей области. Мы уверены в успехе нашего проекта под их руководством.

– На сегодняшний день в Первом Меде действуют 16 научно-образовательных клинических центров. В перспективе планируется охватить все кафедры, за исключением теоретических?

– Первый этап – создать НОК-центры на основе кафедр, расположенных на базе наших клиник. Здесь еще предстоит много работы. Второй этап – это работа с кафедрами, которые находятся на базе муниципальных учреждений. Это более сложный процесс, но мы находим взаимопонимание с новым руководителем Департамента здравоохранения правительства Москвы, членом-корреспондентом РАМН Георгием Натановичем Голуховым. Уже в сентябре мы намерены создать совместную рабочую группу по формированию НОКЦ на базе московских больниц. При этом не только расширятся профиль и тематика наших центров, но и гораздо больше больных смогут получить высококвалифицированную медицинскую помощь, что непременно скажется на улучшении ее качества.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru