Вы здесь

Акценты Елена Свекольникова: «Мы выступаем за конструктивный диалог»

В наше сверхбыстротечное время профсоюзные организации редко находятся в фокусе внимания общества, средств массовой информации. Всё дело в том, что они сосредоточены на каждо­дневных делах и заботах медицинских работников. Защита их прав, организация отдыха, охрана труда, если именно это ставить во главу угла, требует нередко настойчивых и последовательных действий. Между тем, решение подобных вопросов в плоскости открытого противостояния с властью в наше время не обещает ничего хорошего. При этом, никто не отменял погоню за жёсткой критикой, скандалами, «чернухой» в журналистике. И не всегда телеканалы и газеты готовы рассказать о том, как профсоюз стремится обеспечить право каждого профессионала, занятого в сфере общественного здоровья, на достойный труд. На примере коллективного договора об этом рассказывает гость «МГ» – председатель региональной организации Профсоюза работников здравоохранения Астраханской области Елена СВЕКОЛЬНИКОВА.

 

– Елена Владимировна, в представлении ряда так называемых профсоюзов, появившихся в последние годы, именно протест является наиболее предпочтительной формой отстаивания интересов работников здравоохранения. Но ничего кроме, с позволения сказать, хайпа, они добиться не могут. Региональные же организации Профсоюза работников здравоохранения РФ выбирают чаще всего путь переговоров и добиваются успеха. В чём секрет такой эффективной дипломатии?

 

– Основной принцип работы Астраханской областной организации Профсоюза работников здравоохранения РФ, действительно, диалог, умение услышать вторую сторону и договориться. Это представительство и защита индивидуальных, коллективных социально­трудовых, профессиональных, экономических и иных прав и интересов медиков – членов профсоюза. В своей деятельности мы независимы от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений, им не подотчётны и не подконтрольны. Взаимоотношения с ними строим на основе социального партнёрства, взаимного диалога и сотрудничества. Только так и никак иначе. Девиз нашего профсоюза: добиваться лучшего для медицинских работников – достойной заработной платы, безопасных условий труда, комфортного отдыха и успешной жизни. Секрет, наверное, в принципиальности и в позиции, которая отвечает интересам медицинских работников. Власть понимает, что речь идёт не о политических амбициях, а о желании помочь людям самой гуманной профессии. Кроме того, настойчивая и последовательная работа всегда даёт больше результатов, нежели «всплески» политической активности новых профсоюзов.

 

– Защита профессиональных интересов медицинских сестёр, врачей и сотрудников, не участвующих непосредственно в лечебном процессе, дело сложное. В то же время пандемия, наверное, усложнила конструктивные диалоги с руководством лечебных учреждений. Однако вам и вашим сотрудникам приходится разбираться в весьма непростых ситуациях… Поделитесь с нами, часто ли медицинские работники обращаются с жалобами в профсоюзные организации по поводу нарушения их прав?

 

– Да, действительно, обращения медицинских работников, членов профсоюза, были нами зафиксированы в основном в период пандемии. В марте 2020 г. обкомом профсоюза открыл телефон горячей линии. Обратиться по нему за правовой или информационной поддержкой мог любой медик, даже не член профсоюза. Так, к примеру, в том же 2020 г. правовым инспектором труда была оказана помощь в ответ на 1557 (цифра из открытого отчёта) обращений. В данное число входят и отказы в назначении досрочной пенсии медицинским работникам, а также оказание юридических консультаций при заключении коллективных договоров.

 

– Все ли главные врачи больниц и поликлиник области заключили коллективные договоры?

 

– Почти. Процент заключения коллективных договоров в медицинских учреждениях нашего региона держится на уровне 89%.

 

– Как вы считаете, что предпочтительнее – типовая форма договора или обязательно надо учитывать специализацию каждой клиники?

 

– Однозначно необходимо учитывать специализацию каждого конкретного учреждения. Больницы и поликлиники могут быть подчинены разным ведомствам: Минздраву, ФМБА, Роспотребнадзору, то есть там различная система оплаты труда, рабочего времени, разные ставки и т.д. И это важно отметить и прописать при заключении коллективных договоров.

 

– Удалось ли с помощью коллективного договора разрешить какие­то конфликтные ситуации?

 

– Сам по себе коллективный договор направлен на предотвращение спорных ситуаций в любом медицинском учреждении. Это основа благоприятной обстановки в коллективе, выстраивания конструктивного разговора работодателя с подчинёнными. Ведь это документ, который содействует решению вопросов трудовых отношений и исполнению взаимных обязанностей всеми участниками рабочего процесса. Когда есть согласие и дух товарищества, производительность труда повышается! Это универсальный и гибкий метод усовершенствовать взаимодействие работников и руководителей.

 

– А в этом вопросе вы взаимодействуете с региональным Министерством здравоохранения?

 

– Безусловно. Каждые три года мы заключаем новое отраслевое соглашение с нашим штабом отрасли. Последнее мы подписали буквально 30 мая текущего года, оно будет действовать до 2025 г.

 

Отраслевое соглашение – важнейший документ системы социального партнёрства, который предусматривает взаимные обязательства сторон не только по вопросам заработной платы, но и компенсаций работникам, условий охраны труда, дополнительных гарантий и льгот медработников.

 

На основе данного соглашения в дальнейшем разрабатываются и заключаются коллективные договоры в учреждениях, подведомственных Министерству здравоохранения области.

 

– На ваш взгляд, в чём отличия и сильные стороны этого отраслевого соглашения?

 

– В нём есть принципиальные отличия от прежнего документа. Новое соглашение предусматривает изменения, которые произошли с 2019 г. в трудовом законодательстве и иных нормативно­правовых актах.

 

Например, в новом документе водителям скорой помощи был сохранён дополнительный отпуск за непрерывный стаж работы свыше 3 лет. Кроме того, увеличен минимальный размер дополнительной оплаты не освобождённым от основной деятельности председателям первичной профсоюзной организации. Теперь он будет составлять не менее 30% от должностного оклада.

 

Также в документе определены минимальные размеры дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда в соответствии с классами вредности по результатам специальной оценки условий труда.

 

– На этот документ опираются и первичные организации, и работодатели при заключении коллективных договоров. Может, стоит продлевать отраслевое соглашение, что называется, автоматом?

 

– Нет, «автоматом» как при сдаче экзамена, не получится. При заключении нового отраслевого соглашения необходимо учитывать те изменения, которые происходят за три года в российском законодательстве, в общей ситуации в стране и т.д. Поэтому пролонгировать его без пересмотра не представляется возможным.

 

– По большому счёту, суть профсоюза – в солидарности: вместе, объединившись, сообща, легче справляться с любыми проблемами… Возможно, активисты выступают с какими­то инициативами по совершенствованию отраслевого и коллективного договоров?

 

– Да, конечно. Как я уже говорила, коллективные договоры заключаются как раз на основе отраслевого соглашения. При этом, в каждом отдельном медицинском учреждении этот документ имеет свои особенности. Их­то, как раз и обсуждают профсоюзные активисты, внося свои предложения. Обком профсоюза поддерживает первичные организации, которые неформально подходят к утверждению коллективного договора. Мы в курсе каждого заключённого такого соглашения и помогаем отстоять активистам обоснованные дополнения или изменения.

 

– Поделитесь вашими ближайшими планами?

 

– В современном здравоохранении существует множество нерешённых проблем. Начиная с кадрового дефицита в отрасли, продолжая низкими зарплатами педагогов в медицинских колледжах и заканчивая платными медицинскими осмотрами у студентов высших учебных медицинских учреждений. И кому, как не профсоюзу, заниматься решением этих задач? Проблем ещё очень много. И время такое, когда их вряд ли станет меньше. Все болевые точки трудно и перечислить. Но дорогу осилит идущий. Профсоюз вместе с органами управления здравоохранением нацелен на обсуждение и поиск путей решения проблем и осуществление эффективных действий по защите интересов работников жизненно важной отрасли. Мы не должны допустить, чтобы в период экономической нестабильности пострадали медицинские работники. Государство обязано позаботиться о людях, занятых в крайне сложной и ответственной области. Развитие медицины должно остаться приоритетом для правительства.

Беседу вёл Алексей ПИМШИН.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru