Вы здесь

Новый этап роста

 Изменить представление о неотложной медицине

Городской клинической больнице им. В.В.Вересаева 85 лет. В 1933 г., в 16 км от столицы, среди болот и непроходимых лесов было положено начало строительству Лианозовского вагоноремонтного завода. В 1937 г. открылись поликлиника и больница на 35 коек, которые должны были обслуживать всё увеличивающееся количество рабочих. Шаг за шагом лечебное учреждение строило новые корпуса, внедряло современные методы лечения, улучшало материально­техническую базу. Сегодня это одна из самых крупных клиник на севере мегаполиса. Развитие её не останавливалось никогда. Кроме капитального ремонта зданий, в этом году заканчивается строительство нового стационарного скоропомощного корпуса (ССК). Услугам персонала предоставлен весь комплекс медицинских и цифровых технологий, имеющийся в арсенале городского здравоохранения. Досконально продумана логистика помещений и маршрутизация пациентов. По сути, новый центр должен изменить представление о неотложной медицине и стать вектором её движения на долгие годы. О том, каким будет этот ультрасовременный центр спасения, беседа с главным врачом больницы им. В.В.Вересаева доктором медицинских наук Игорем ПАРФЁНОВЫМ.

 

– Игорь Павлович, сконцентрировать в одном скоропомощном комплексе все необходимые мощности, оборудование для экстренной помощи и минимизировать время от доставки пациента на «скорой» до начала экстренного лечения – цель исключительно важная. Другое дело, как к ней приблизиться? В связи с этим вопрос: каким образом будет контролироваться качество лечения в новом ССК?

 

  – Решение о создании 6 скоропомощных стационарных комплексов было принято правительством Москвы и Департаментом здравоохранения столицы в 2018 г. Именно ССК призваны стать местом, где оказание экстренной помощи будет построено по новому стандарту, принципу и подходу к оказанию скорой и неотложной помощи. В нём чётко прописываются все её параметры. Для этого медицинским сообществом города – врачами, медсёстрами, экспертами – создаются алгоритмы экстренной медицинской помощи. Они разработаны для 96% случаев оказания такой помощи.

 

  В больнице им. В.В.Вересаева сейчас завершается стадия строительства. ССК будет укомплектован новейшей аппаратурой, будут применяться передовые технологии. Естественно, стены и установленное оборудование сами по себе не являются спасением, ведь оказать помощь могут только специалисты, умеющие пользоваться сложным медицинским оборудованием. От их квалификации, добросовестного отношения к делу зависит, насколько эффективно будут работать новые подразделения.

 

  Также важное значение приобретают логистические решения – правило «золотого часа» никто не отменял. Поступающие пациенты будут распределяться по потокам. Красный (экстренные больные) – пациенты с угрозой для жизни. Жёлтый – в состоянии средней тяжести. Наконец, зелёный – больные в удовлетворительном состоянии. В соответствии с таким распределением будет работать комплекс.

 

  Ещё один принцип, по которому строиться работа новых ССК – пациенториентированность. Врач будет приходить к пациенту и проводить все необходимые лечебные и диагностические манипуляции, больной будет оставаться на одном месте – на диагностической койке.

 

  Соответственно, требования к сотрудникам, которые будут работать в новом подразделении, повышаются. Передовое оборудование, установленное в ССК, не только позволяет выполнить в полном объёме новый стандарт оказания экстренной медицинской помощи, но и требует воспользоваться им с максимальной эффективностью. Повторюсь, это могут сделать только высококвалифицированные специалисты.

 

  Следующая особенность, не второстепенная, связана с тем, что, поступая по экстренным медицинским показаниям в больницу, пациент часто начинает волноваться по поводу домашних проблем. Это повышает уровень стресса от нахождения в стационаре. У одних он связан с тем, что дома остался ребёнок школьного возраста. У других – пожилые родители, нуждающиеся в уходе. У третьих – домашние животные без попечения хозяев. Есть также больные, которым требуются медицинские справки, оформление или продление группы инвалидности. То есть десятки дел, скорее проблем, которые встают перед человеком, внезапно оказавшимся в стационаре. Согласитесь, это не вопросы оказания экстренной помощи. Но их помогут решить сотрудники социальной службы и специалисты психологической поддержки. Они возьмут на себя решение части житейских проблем больного человека непосредственно в СКК.

 

  – Новых скоропомощных стационарных комплексов в мегаполисе откроется шесть, ваш будет чем­то отличаться от остальных, или речь идёт о типовых проектах, где всё стандартизировано? Например, проект здания, спецификация аппаратуры и квалификации персонала...

 

  – Каждый ССК возводится по индивидуальному проекту. В плане архитектурного решения он должен эстетически вписаться в лечебное учреждение. Новый комплекс – не самостоятельная клиника, он внедряется в производственный процесс действующей больницы. А облик каждой клиники складывался годами. Однако все скоропомощные комплексы будет объединять единый стандарт оказания экстренной помощи, о чём мы говорили в начале беседы.

  – Больница им. В.В.Вересаева – многопрофильная клиника, в которой проходит лечение большее количество больных. Как будет сочетаться работа по экстренной и плановой медицинской помощи?

 

  – Конфликта интересов в этом не просматривается. Это же не перепрофилирование, наоборот, новый этап роста. Сочетание плановой и экстренной хирургии не противоречит одно другому. Наоборот, дополняет. Многопрофильное лечебное учреждение, каким является больница им. В.В.Вересаева, имеет отличное оборудование и специализированные отделения. Клиника известна в городе своей кардиохирургией, травматологией, другими отделениями, оказывающими высокотехнологичную помощь. Такой уровень работы достижим только во взаимодействии всех наших подразделений. Когда выстроена современная логистика, утверждён алгоритм действий, а сотрудники подготовлены и обучены особенностям работы в скоропомощном стационаре, достигается уже и новый уровень качества оказания медицинской помощи. Конечно, останутся плановая хирургия, кардиохирургия и другие профили оказания медицинской помощи.

 

  – Сейчас объявлен набор специалистов в эти медицинские учреждения. Ваш прогноз: насколько быстро удастся укомплектовать штат? Согласятся ли специалисты клинических отделений идти работать в новое подразделение или могут возникнуть какие­то сложности?

 

  – Многие сотрудники уже знают о преимуществах нового комплекса. Понимают, что это большой шаг для профессионального и карьерного роста, реализация здоровых амбиций по освоению новых технологических методов лечения. Представляете, у молодого доктора появляется перспектива освоить методики, включиться в работу команды, которая использует последние достижения медицинской науки и техники. Это же интересно и увлекательно, использовать для спасения людей всё самое передовое.

 

  Наш скоропомощной корпус рассчитан на 200 поступлений больных в сутки, а пиковая нагрузка – до 300 обращений. В проектах корпусов заложены особенности, позволяющие увеличить пропускную способность. Поэтому та часть коллектива больницы, которая будет работать в ССК, с оптимизмом воспринимает такую возможность. Но, проанализировав все ситуации, мы поняли, что того коллектива, который сейчас сложился в стационаре – недостаточно. Потребуется привлечь дополнительное количество специалистов, готовых работать в новых условиях. Кадровый центр Департамента здравоохранения Москвы сейчас проводит многоступенчатый отбор таких специалистов, всего их планируется набрать около 2 тыс. Это и врачи, и медсёстры, и немедицинские работники. При этом сначала будет оцениваться их потенциал, потом создаваться условия, чтобы отобранные прошли обучение на тренировочном полигоне в Сокольниках. Там детально «обкатают» технологии, которые будут применяться на практике. После этого кандидатов ждут оценочные процедуры, экзамены.. Люди, прошедшие перечисленные этапы отбора, получат возможность работать в создаваемых новых корпусах. При этом сначала пройдут обучение специалисты комплексов, которые откроются первыми: это ССК при больнице им. В.В.Вересаева и НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского.

 

  – Принимали ли участие специалисты больницы им. В.В.Вересаева в разработке нового стандарта? И если да, то в чём заключалась их работа?

 

  – Нет никакого секрета в том, что названные стандарты пишутся целой командой. Кардиологи определяли алгоритмы действий при инфаркте, неврологи – при инсульте. Привлекались в том числе специалисты и больницы им. В.В.Вересаева. Далее стандарты обкатывались на полигоне, то есть мы реально смотрели, что нужно предпринимать, когда пациент в тяжёлом состоянии, например с инсультом, попадает на каталке к нам. И в предлагаемые алгоритмы вносили изменения для улучшения эффективности действий сотрудников. Поэтому нельзя сказать, что подобная работа велась только одной больницей. Скорее, это командная практика, для отработки которой использовались сотрудники разных лечебных учреждений, специальностей, включая средний медицинский персонал.

 

  – Работает ли ваша команда над дополнительными мерами по улучшению качества медицинской помощи, распределению потоков пациентов и принимает ли участие в разработке СОПов?

 

  – Да, постоянно просчитываются подобные стандартные процедуры, которые позволяют контролировать качество одной или другой манипуляции. На самом деле речь идёт о ежедневной работе. Проходит какое­то время и может поменяться техника, ужесточаться требования. Новые технологии дают возможность осуществлять манипуляцию за значительно меньшее количество времени. И это находит отражение в порядке действий медицинских работников. Всё должно быть доведено до автоматизма. При этом наше желание и стремление – работать на самом современном уровне медицины.

Беседу вел Андрей ДЫМОВ.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru