Вы здесь

От «истории болезни» к «истории здоровья»

 Управление на основе данных – ключ к цифровой трансформации отрасли    

Учёные из Башкортостана предложили решение по цифровой трансформации первичного звена здравоохранения, когда пациент становится активным и заинтересованным участником процесса охраны здоровья, а врач использует время, отведённое на приём больного, с максимальной пользой для последнего. Разве не об этом, как о важнейшей цели, говорится со всех трибун?

 

                                                                           Цифра цифре - рознь

 

 Один из разделов Нацпроекта «Здравоохранение» - федеральный проект (ФП) «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)», - пожалуй, самый непрозрачный в плане оценки его качественных результатов. Как именно тотальная и весьма высокозатратная информатизация медицинской отрасли отразится на снижении заболеваемости и смертности, росте продолжительности жизни населения России? Изначально - в 2019 году - понимания этой причинно-следственной зависимости не было, о чём тогда с тревогой говорили эксперты, выступая на площадке Комитета Госдумы по охране здоровья.   

 

 Как заявлено на сайте Минздрава России, к 2024 году по всей России «заработает система электронных рецептов и автоматизированное управление льготным лекарственным обеспечением. В личном кабинете пациента «Моё здоровье» на портале госуслуг будут доступны запись к врачу и на диспансеризацию, подача заявления на полис, медицинские документы независимо от региона, где находится пациент». Бесспорно, это важные организационные решения, но так ли уж существенно они способны повлиять на общественное здоровье и на здоровье каждого человека?

 

 Цифровое здравоохранение и цифровая медицина - не одно и то же. То, что подразумевает под собой ФП «Создание единого цифрового контура» — это повсеместное внедрение информационных систем лечебных учреждений, их основная задача - передача информации по вертикали, от врачей к органам управления здравоохранения. В свою очередь цифровая медицина предполагает горизонтальный обмен между врачом и пациентом данными о состоянии его здоровья и необходимом лечении. Это не про учёт и отчётность, а про реальное здоровье каждого человека.

 

 Так можно ли использовать «цифру» не только для сбора статистических данных о работе системы здравоохранения, не только для маршрутизации потоков пациентов без участия «живых» работников регистратуры, а в первую очередь для снижения показателей запущенности заболеваний, инвалидизации и неблагоприятных исходов за счёт своевременного выявления патологий? Можно. Более того, инструменты - как минимум два цифровых медицинских продукта, решающих как раз такого рода задачи, - уже разработаны и протестированы, удобство и эффективность их использования доказаны.    

 

 Авторы данных разработок – онколог, доктор медицинских наук, профессор, лауреат государственной премии Республики Башкортостан в области науки и техники Айрат Ханов и инженер-системоаналитик, автор более 50 программно-информационных систем, один из разработчиков первого прототипа системы ИНН для налоговой службы РФ, кандидат технических наук, доцент Анатолий Тюрганов.   

 

                                                                            300 пациентов в день: такое возможно?    

 

 Первый проект, который реализовали Айрат Ханов и Анатолий Тюрганов, родился из реальных потребностей онкологической службы, а не из фантазий чиновников и IT-специалистов.  

 

 - Современная онкология сосредоточена в первую очередь на инновационных лекарственных препаратах, на использовании возможностей лучевой терапии и хирургии, на молекулярно-генетической диагностике. Одним словом, на высоких технологиях. А, с моей точки зрения, необходимо больше внимания уделять вторичной профилактике и раннем выявлении рака. Проявлять же онкологическую настороженность значительно проще и эффективнее, когда у врача любой специальности есть чёткие подсказки, где надо провести диагностический поиск, а где ситуация благополучная. Дать врачу эти подсказки может сам пациент, - говорит Айрат Ханов.

 

 Именно с этой целью было разработано общедоступное бесплатное мобильное приложение «ОНКОРИСК», направленное на повышение показателей ранней диагностики рака за счёт своевременного обращения пациента к онкологу. Приложение скачивается на смартфон, человек периодически заполняет несложную анкету, вопросы которой составлены профессором Хановым - онкологом с более чем 30-летним опытом. Здесь учтены прямые и косвенные признаки развития опухолевого процесса либо его потенциальных рисков. А далее, программа, созданная А. Тюргановым, анализирует ответы и выдаёт текстовое заключение на текущий момент, выделяя цветом степень риска. Красный сигнал: есть симптомы, настораживающие в отношении рака, рекомендуется обязательный осмотр врача в ближайшее время. Жёлтый сигнал: есть факторы, повышающие вероятность развития рака и требующие постоянного контроля, рекомендуется регулярное наблюдение (медицинский осмотр, диспансеризация). Зелёный: сейчас факторов риска нет, рекомендуется регулярно проходить опрос. Своего рода система поддержки принятия пациентских решений.

 

 Следующий программный продукт этой группы авторов стал ответом на экстремальную ситуацию, сложившуюся в системе здравоохранения во время пандемии COVID-19. Количество обращений за медицинской помощью в поликлиники возросло кратно, тогда как возможности учреждений первичного звена сократились из-за того, что медработники тоже заболевали. Как обеспечить патронаж больных коронавирусной инфекцией, которые проходят лечение на дому, проводить мониторинг их состояния и вовремя вносить коррективы в схему терапии в условиях, когда у врача физически не хватает времени за смену посетить каждого пациента?

 

 - Наша программа была протестирована в поликлинике Уфы в самый острый период пандемии COVID-19. С её помощью один врач наблюдал 45 больных, при этом мог дистанционно проводить мониторинг лечения до 300 пациентов в день. Разве в обычной практике триста человек в день могут попасть на приём к терапевту? Конечно, нет. Удалённый контакт с врачом избавляет людей от риска инфекционного заражения в поликлинике, а врачу высвобождает время для посещения тех пациентов, которых необходимо увидеть лично, - поясняет Анатолий Тюрганов.

 

 Акценты, которые должны быть расставлены в цифровом коммуникаторе «врач-пациент», разработчикам указали сами доктора. Они увидели, что при коронавирусной инфекции очень важно отслеживать реакцию организма на препараты и, ориентируясь на текущие результаты, менять схему терапии. COVID-19 в амбулаторных условиях требует фактически такого же контроля, как в стационаре. Предложенная уфимскими разработчиками информационная система обеспечивает как раз такой подход - управление лечением по отклонению и может быть использована не только в периоды инфекционных вспышек, а вообще в повседневной работе участковой службы.   

 

                                                                                Ещё один помощник. Лучший

 

 До настоящего времени основным хранилищем медицинской информации человека была «история болезни» - документ, который заполняется врачом в бумажном либо электронном виде. Название говорит само за себя: система здравоохранения начинает интересоваться состоянием здоровья гражданина только тогда, когда он переступает порог лечебного учреждения и предъявляет жалобы на ухудшающееся самочувствие. Она экономически заинтересована в общении с больными, а не со здоровыми.

 

 Изменить ситуацию в одночасье будет сложно, потребуется время, но начинать это делать необходимо. Вместо многих «историй болезни» главным медицинским документом каждого человека должна стать единая «история здоровья». Именно так - «История здоровья» - называется ещё одна электронная программа, разработанная уфимскими учёными. И это уже не просто коммуникатор, связывающий врача и пациента, а, по большому счёту, инструмент для глобальной цифровой трансформации первичного звена здравоохранения. Причём, трансформации в сторону роста не количественных, а качественных показателей работы поликлиник - того, что сегодня, увы, не просматривается.

 

 - Суть данного предложения - внедрение в амбулаторном звене тех же принципов маршрутизации, организации диагностики и контроля лечения, которые применяются в стационаре. Цифровая медицинская платформа «История здоровья» позволяет обеспечивать высокое качество медицинской помощи, используя актуальные данные о состоянии здоровья пациента, проводя мониторинг и коррекцию отклонений, ситуационное управление, - рассказывает Анатолий Тюрганов.

 

 Пользователь с помощью мобильного приложения собирает историю показателей состояния своего здоровья, эти сведения обезличенно хранятся в облаке. По своему желанию или при необходимости человек может предоставить лечащему врачу любой медицинской организации в любом регионе при встрече или удалённо доступ к своим медицинским данным. В свою очередь врач получает возможность удалённо управлять маршрутизацией, диагностикой и лечением.

 

 Такой механизм обратной связи имеет огромные преимущества, когда поликлиническому врачу необходимо вести диспансерное наблюдение пациентов с хроническими заболеваниями. Сегодня оно «хромает» из-за того, что пациенты надолго пропадают из поля зрения медиков, а затем появляются с обострениями. Доктору же просто-напросто не хватает рабочего времени на то, чтобы прочитывать все амбулаторные карты и проактивно приглашать диспансерных пациентов на регламентный осмотр и анализы. Программа «История здоровья», анализируя внесённые пациентами свежие данные об изменениях в состоянии здоровья, сама делает для врача выборку, на кого из них следует обратить внимание незамедлительно.

 

 Не менее важно, по словам Айрата Ханова, иметь «историю здоровья» и всем остальным людям, даже если пока они не находятся на диспансерном наблюдении. И вот почему. Когда ты приходишь в поликлинику, тебе кажется, что на протяжении 12 минут, которые отведены врачу на приём, он всецело принадлежит тебе. К сожалению, это не так, поскольку современные требования вынуждают медработника больше половины из этих 12 минут тратить на заполнение амбулаторной карты. Внимательно выслушать и расспросить пациента у врача не получается при всём желании. Решение проблемы лежит в плоскости цифровой медицины.

 

 Когда человек либо регулярно, при изменении состояния здоровья или хотя бы перед визитом к врачу заполняет свою «историю здоровья», это уже даёт специалисту много важной информации. Принципиальная особенность доврачебных опросников заключается в том, что они позволяют врачу по ответам получить представление не только об основном заболевании, но также о возможных рисках других болезней, в том числе, социально значимых, то есть вовремя «отловить» признаки возможных опухолей, сердечно-сосудистых катастроф, сахарного диабета.    

 

 - В беседе с врачом человек обычно испытывает волнение, поэтому он может что-то сказать, а что-то упустить. Наш цифровой инструмент позволяет заранее, до визита к врачу в спокойной обстановке отметить в опроснике все те симптомы , которые человека беспокоят, вспомнить о наследственных и ранее перенесённых заболеваниях. В результате может оказаться, что позиций, которые должны вызвать настоящее беспокойство и врача, и пациента, не одна-две, а десять-двенадцать. Таким образом, цифровая «история здоровья» - это инструмент, с помощью которого человек сам заботится о себе и помогает врачу за пресловутые двенадцать минут обратить внимание на то, на что действительно необходимо его обратить, ничего не упустив, поставить предварительный диагноз, назначить всю необходимую диагностику и дать правильные рекомендации, - продолжает А.Ханов.  

 

                                                                          Особенности и преимущества  

 

 Итак, информатизация отрасли может дать действительно значимые результаты для государства и населения, если будет ориентирована не только на сбор информации о показателях общественного здоровья, но и на изменение самих этих показателей в лучшую сторону. Цифровая медицинская платформа «История здоровья» как раз работает на достижение этой цели. Ещё раз перечислим её особенности и преимущества.

 

 Во-первых, пациент с помощью доврачебного диагностического опросника в бесплатном мобильном приложении собирает историю показателей состояния своего здоровья, свой изменяющийся «цифровой портрет», обезличено хранящийся в облаке. На вопрос каким образом обеспечивается надёжность защиты персональных данных пациентов, Анатолий Тюрганов отвечает: «Надёжность защиты персональных данных обеспечивается их отсутствием. Таких данных в системе просто нет, они туда не заносятся». Пациенту присваивается только персональный код в системе и более никаких сведений о нём, даже фамилии, там не значится. Медицинская информация гражданина полностью анонимизирована. Код и персональные данные, то есть фамилия пациента, совмещаются только на экране компьютера или смартфона врача, никто более совместить их не может.

 

 Во-вторых, цифровая медицинская платформа «История здоровья» обеспечивает удалённую коммуникацию врача и пациента в режиме 24/7. Поскольку налажен удалённый мониторинг состояния пациента, корректировка лечения может проводиться на основе оперативных данных. Это существенно повышает эффективность терапии.

 

 В-третьих, врачи снижают затраты времени на ввод данных о состоянии здоровья пациента в МИС, так как их можно просто скопировать из «истории здоровья». Цифровая платформа не заменяет, а дополняет функционал МИС. В отличие от обязательного использования МИС, «История здоровья» может применяться эпизодически при необходимости или постоянно.

 

 Ну а как сформировать доверие к цифровым «медицинским» инструментам у врачей и населения?

 

 - Думаю, врачи сразу оценят все плюсы использования цифрового помощника, поскольку данные вводятся пациентом, а доктор только использует его как оперативный источник информации. Внедрить программу «История здоровья» в поликлинике можно всего за один день. Эта опция очень хорошо вписывается в проекты «Телемедицина» и «Удалённый мониторинг», которые в настоящее время в России активно развиваются. Что касается населения, следует в первую очередь начать просветительскую работу с организованными группами - теми, кто приходит на периодические медосмотры, на диспансеризацию. Данную цифровую программу можно встроить в сервис удалённой записи к врачу, например, на портале Госуслуг. Люди привыкли к удобству и эффективности общения в мессенджерах, используют их на работе и дома, круглосуточно. Это уже давно не будущее нашего общества, а настоящее, - считает Айрат Ханов.

 

Елена БУШ, обозреватель «МГ», Уфа.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru