Вы здесь

Хирургия, обрученная с искусством

 

   То, что в Англии умеют хранить память о людях, проявивших себя в разных областях, хорошо известно. Не являются исключением и медики. Судя по множеству посвящённых им мемориальных досок на стенах зданий, британцы почитают их не меньше чем выдающихся писателей, политиков или артистов. Лишний раз и с неожиданной стороны убедиться в этом довелось, посетив недавно Холборн-Блумсбери — пожалуй, самый «медицинский» район Лондона.  

   Помимо Института по изучению рака, Британской медицинской ассоциации, Института неврологии и других учреждений, связанных с врачеванием, здесь больше 200 лет находится Королевский колледж хирургов. Перед входом туда привлекла внимание вывеска «Война, искусство и хирургия». Она извещала о выставке в залах расположенного в колледже музея, что был создан на основе анатомической коллекции, доставшейся в 1799г. от знаменитого шотландского врача Джона Хантера, имя которого носит музей.

   Экспозицию открывали две висящие рядом картины. Одна, под названием «Рождение пластической хирургии» (см. на снимке), была создана в 1916г. Генри Тонксом. Другая изображала работу хирургической бригады в оборудованной по последнему слову современной операционной. Её автором являлась ныне здравствующая художница Джулия Миджли.

   Картины соседствовали не случайно. Они открывали экспозицию в связи со 100-летием первой мировой войны, повлекшей беспримерное до тех пор в истории количество погибших, раненых и изувеченных. Генри Тонкс знал об этом не понаслышке и ничуть не преувеличил, назвав свою картину именно так. По изначальному образованию он был врачом, накопившим изрядный стаж, оперируя в двух лондонских госпиталях и преподавая анатомию в медицинской школе при одном из них. Обнаружив в себе склонность к живописи, он немало преуспел и в ней, став в ряд известных довоенных английских художников.

   В 1914 г. Тонкс направился на фронт в должности хирурга, приписанного к Британскому Красному Кресту, сначала во Францию, затем в Италию. В военном госпитале он встретил  Гарольда Джиллиса, впервые разрабатывавшего методы лечения людей, лица которых обезображены огнестрельными ранениями и ожогами. К тому времени Тонкс, помимо звания капитана медицинской службы, получил ещё и статус официального военного художника. Работая в этом качестве, он и запечатлел с натуры момент первой пластической операции под руководством Джиллиса. Она была сделана рядовому Роберту Дэвидсону, у которого при ранении оторвало верхнюю губу и левую щеку. Благодаря операции, осуществлённой Джиллисом, он обрёл возможность не только снова говорить, но даже изъясняться с присущим ему акцентом. 

   Впоследствии Джиллис был признан основателем реконструктивной челюстно-лицевой хирургии, при обучении которой сегодня не обходятся без его методик. А галерея рисунков и картин, сделанных Тонксом, даёт неподдельное представление о труде военных медиков и о том, с чем им приходилось тогда иметь дело. Изображения на иных, надо признать, не для слабонервных.

   С ними перекликались вывешенные напротив работы Миджли, специально выполненные ею почти через 100 лет. Подобно Тонксу, она была прикомандирована как штатный художник к медико-реабилитационному центру министерства обороны. Но запечатленные ею сцены подсмотрены не только среди раненых военнослужащих, но и в учебном лагере в графстве Йоркшир, где тренируют военно-медицинский персонал перед отправкой в Афганистан и другие зоны боевых действий, а также во время практических занятий в Королевском хирургическом колледже.

   - Главная цель нашего проекта в том, чтобы отдать должное Тонксу, - сказала Миджли. - И заодно снять шляпу перед великим мастерством хирургов — как тогдашних, так и нынешних. Хотя хотелось бы, чтобы поводов применять его у них было как можно меньше.

   Сам Тонкс не рассчитывал, что его работы когда-нибудь могут предстать перед широкой публикой, сказав, что «они являют слишком тяжёлое зрелище.» Тем не менее сотрудники музея посчитали нужным создать с их помощью экспозицию, которая не только отражает хирургию как науку и искусство, но и вызывает заслуженное восхищение теми, кто виртуозно владеет ею.

Том ЗАЙЦЕВ.

 

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru