Вы здесь

Внимание к пациентам – не на словах


Ежегодно в городскую клиническую больницу № 15 им. О.М.Филатова за помощью обращаются 70-80 тыс. москвичей и жителей других регионов

«Слова – словами, а чтобы закрепить достигнутое и сделать новый шаг в развитии с первых дней нового года важно не снижать темпы», – так считает главный врач больницы кандидат медицинских наук Валерий Вечорко, за плечами которого Минский государственный медицинский институт, Международный юридический институт и десятки лет работы на руководящих должностях в здравоохранении.

Валерий Иванович ни на шаг не отступал от задуманного, и сейчас на глазах – весомые результаты работы возглавляемого им лечебного учреждения. Нет сомнения, что и наступивший год будет для медиков успешным.

Надо признать, что крупные московские многопрофильные больницы кризис последних лет в отечественной медицине обошёл стороной. И причин этому несколько. Залог успеха – стабильное финансирование по территориальной программе ОМС и из столичного бюджета, грамотное управление, возможность ставить на поток самые передовые высокотехнологичные методы.

О сегодняшнем дне клиники, где каждый день спасают десятки жизней, беседа обозревателя «МГ» Алексея ПАПЫРИНА с Валерием ВЕЧОРКО.


– Валерий Иванович, новый год – время подводить итоги, намечать планы. Каким был 2017-й для одной из крупнейших больниц Москвы? Что сделано в интересах здоровья москвичей?

– Что касается нашего многопрофильного учреждения, то, без сомнения, оно будет уверенно развиваться и дальше.
Больница вошла в пилотные проекты Департамента здравоохранения: по пациенториентированности, «Москва – столица здоровья», по медицинской реабилитации, по качеству и безопасности оказания медицинской помощи (совместно с Росздравнадзором). В ближайших планах у нас создание реабилитационной службы для травматологических, неврологических и нейрохирургических пациентов.

Мы включены в городскую «инсультную сеть». Значение комплексной программы по борьбе с инсультом трудно переоценить – она позволяет обеспечить максимально эффективную медицинскую помощь в первые часы от возникновения симптомов заболевания.

Продолжается работа по внедрению стационарозамещающих технологий: уже сейчас функционирует гинекологический стационар кратковременного пребывания, в I квартале 2018 г. планируется открыть аналогичный стационар по хирургии и офтальмологии.

В больнице растёт объём оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Так, в прошлом году значимо увеличено количество высоко-технологичных вмешательств по профилю «ревматология».

Практически выполнено годовое задание по таким операциям в сердечно-сосудистой хирургии (более 700 операций), травматологии и ортопедии (270), офтальмологии (400), нейрохирургии (40).

В последнее время ликвидирована очередь на госпитализацию в стационарные отделения. Раньше ожидание на установку интраокулярных линз продолжалось несколько месяцев.

В 2017 г. активно стали выполняться минимально-инвазивные вмешательства при дегенеративных заболеваниях позвоночника. В наших планах внедрение эндоскопических технологий по этому направлению.

Проведена модернизация работы приёмного отделения. В первую очередь мы разделили потоки больных, поступающих на плановую и экстренную госпитализации.

Теперь их плановое поступление происходит через консультативно-диагностический центр больницы, а экстренных направляют в приёмное отделение, где была реорганизована работа смотровых кабинетов – в результате чего врачи разных специальностей проводят осмотр, а сам больной остаётся на месте. Это сокращает время пребывания пациента в приёмном отделении.

Из значимых результатов назовём следующее: увеличение числа плановых госпитализаций (с 13 тыс. в 2016 г. почти до 16 тыс. за 11 месяцев 2017 г.); сроки ожидания пациентами исследований и консультаций узких специалистов не превышают утверждённых нормативами (не более 10 дней).

В сентябре в состав структурных подразделений вошли 4 женские консультации с общим прикреплённым населением свыше 102 тыс. Открыто паллиативное отделение на 20 коек, которое сразу показало свою востребованность. За 11 месяцев через него прошли 400 человек.

– А как с техническим оснащением?

– Есть подвижки, и существенные. Закуплено медицинское оборудование для роддома, сосудистой хирургии, офтальмологии. Оснащается консультативно-диагностический центр. Современная офтальмологическая аппаратура позволила на более качественном и высокотехнологичном уровне проводить хирургическое лечение и диагностику катаракты, глаукомы, отслойки сетчатки, различных заболеваний глазного дна.

В 2018 году мы также ожидаем масштабные поставки новой техники. Наша гордость: введён в эксплуатацию после длительного капитального ремонта 2-й этаж главного корпуса клиники, где расположились 4 реанимационных отделения и операционный блок, оснащённые новейшим медицинским оборудованием, системами микроклимата и фильтрации воздуха. Готовятся к вводу в эксплуатацию новые операционные, в том числе и гибридная операционная с цифровым ангиографическим аппаратом.

Чтобы идти в ногу со временем, нужно активно продвигать информатизацию. Мы вошли в пилотный проект Департамента информационных технологий по реализации внедрения электронной истории болезни.

Для этого закуплено 60 единиц компьютерной техники, прокладывается локальная сеть в терапевтическом корпусе.

– Конечно же, ключевым моментом в успешной деятельности клиник остаются квалифицированные кадры. Очевидно, какое бы оборудование не удалось купить, без специалистов оно мало что значит…

– Мы гордимся своими коллегами. Всероссийское признание получил С.Горюнов. Он объявлен победителем Всероссийского конкурса «Лучший врач» в номинации «Лучший хирург» 2017 г. В числе первых статус «Московский врач» присвоен нашему хирургу М.Баглаенко. Лучшая акушерка Москвы Л.Нагайцева трудится в ГКБ № 15. Три наших специалиста по проекту столичного Департамента здравоохранения получили возможность пройти стажировку за рубежом в ведущих клиниках мира.

Сотни врачей освоили и продолжают осваивать программы непрерывного медицинского образования. На базе нашего лечебного учреждения Московским симуляционным центром Боткинской больницы обучено более 600 наших сотрудников. В коллектив влилось 14 докторов и 28 кандидатов медицинских наук.

В мае заработал учебно-методический центр, где обучаются и повышают квалификацию врачи и средние медицинские работники. Здесь функционируют симуляционный кабинет для отработки практических навыков и компьютерный класс для теоретических занятий и проведения тестирования обучающихся.

В 2017 г. в клинике приступили к работе две новые кафедры: анестезиологии и реаниматологии Сеченовского университета и травматологии и ортопедии Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И.Пирогова. Всего в больнице работает 10 университетских клиник совместно с кафедрами медицинских вузов и ведущими медицинскими научно-исследовательскими институтами, в которых трудятся известные специалисты нашей страны.

– Как изменились главные показатели?

– Лечебный процесс стал более интенсивным. Произошёл рост числа пролеченных больных. За счёт оптимизации наших внутренних резервов на 7% увеличилась загрузка коечного фонда, снизилась продолжительность лечения. При этом уменьшился предоперационный койко-день и повысилась хирургическая активность. Всё это говорит о том, что больница стала работать более эффективно и главное – качественно.

– Можно ли сказать, что внедрение малоинвазивных технологий идёт в ГКБ № 15 максимально широко?

– Да, конечно. При операциях на брюшной полости объём малоинвазиных вмешательств составляет почти от 70 до 100% (в зависимости от патологии). Если посмотреть статистику по офтальмологическим операциям, то они достигают 90%, при гинекологических вмешательствах – столько же. Всего за 11 месяцев выполнено свыше 30 тыс. таких операций. Цифры говорят сами за себя. Рост составил 10% относительно предыдущего периода.

– Удаётся ли увеличить количество прооперированных больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы?

– Кардиологическая помощь – одно из важнейших направлений в деятельности нашей клиники. У нас реализован полный цикл ведения таких больных, начиная с простейших плановых амбулаторных визитов до крайне сложных внутрисосудистых вмешательств и высокотехнологичных операций на открытом сердце (включая многоклапанное протезирование и полную замену грудной аорты). Основу для оказания этой помощи составляют несколько стационарных кардиологических отделений. Это отделения: кардиохирургии и сосудистой хирургии; хирургического лечения сложных нарушений ритма сердца и электрокардиостимуляции; рентгенохирургических методов диагностики и лечения сердца и магистральных сосудов. Для больных в критическом состоянии круглосуточно функционирует специализированная реанимационная служба.

В 2017 г. только за 11 месяцев сделано 911 операций на сердце (в 2016 г. – 870 операций, в 2015 г. – 769). Хочу подчеркнуть, что таких результатов невозможно добиться без поддержки со стороны руководства столичного Департамента здравоохранения, а также Москвы.

– Как в таком крупном стационаре удаётся контролировать выполнение клинических протоколов и порядков оказания помощи?

– В лечебном учреждении функционирует система внутреннего контроля. Она многоуровневая, многозадачная. Все сотрудники так или иначе участвуют в его осуществлении. По форме – это самоконтроль, требующий глубокого знания законодательства и наших внутренних требований к организации личной работы, умения пользоваться действующими инструкциями, передавать опыт работы молодым или новым сотрудникам. Такая система позволяет контролировать медицинскую деятельность, повышая качество медицинских услуг.

В больнице работает и внутренний «линейный» контроль по образу «линейного» контроля Департамента здравоохранения Москвы. В него входит группа сотрудников, которые следят за условиями пребывания, комфортом, инфекционной безопасностью, безопасностью в зданиях, оборотом лекарственных средств и т.д.

Контроль качества осуществляется в текущем и сплошном режиме заведующими и руководителями структурных подразделений.

– Можно ли сказать, что ГКБ № 15 удовлетворяет потребность в стационарной медицинской помощи большинства районов Восточного административного округа столицы?

– И не только Восточного. Ежегодно к нам обращаются за помощью 70-80 тыс. человек, в том числе со всей Москвы, и иногородние. Так, в 2016 г. пролечено по ОМС 17 тыс. жителей других регионов России, за 11 месяцев прошлого года – 16 600. К нам едут из Московской области, Крыма, Чувашии, Хабаровска, Краснодарского и Ставропольского краёв, Камчатки, Северного Кавказа, Владимирской, Липецкой, Кемеровской областей и т.д.

В больнице можно получить и амбулаторную медицинскую помощь. В наш консультативно-диагностический центр ежегодно обращаются к узким специалистам и на исследования свыше 150 тыс. человек. В этом году с присоединением женских консультаций число посещений превысит 200 тыс.

– Система оплаты труда в стационарах сегодня «привязана» к результатам работы врача. В чём это у вас выражается?

– В 2017 г. больница внесла изменения в систему оплаты труда, которая стала ориентированной на мотивацию персонала к повышению эффективности и качества предоставляемых услуг. Во-первых, изменилась структура оплаты труда, она стала более сбалансированной. Согласно рекомендациям трёхсторонней комиссии, до 60% выросла доля гарантированных выплат по окладной части, 10% составляют выплаты компенсационного характера и в среднем приходится 30% на стимулирующие. Во-вторых, в условиях работы по «эффективному контракту» стимулирующие надбавки устанавливаются преимущественно за достижение конечных результатов, а именно пунктов, отражающих выполнение утверждённых объёмов государственного задания при соблюдении определённых критериев качества работы.

В-третьих, стимулирующие выплаты побуждают персонал повышать свой квалификационный уровень, заниматься научной деятельностью, претендовать на гранты Московского правительства.

– Продолжается модернизация московского здравоохранения, которая подразумевает, в том числе открытость, пациенториентированность и пропаганду ЗОЖ…

– У нас замечательный профессиональный коллектив. Есть победы и на спортивном поприще. Второй год подряд принимаем активное участие в спартакиаде медицинских работников. В этом году заняли первое место по волейболу. И не собираемся останавливаться на достигнутом.

С целью помощи медработникам и пациентам клиника начала сотрудничество с Всероссийским общественным движением «Волонтёры-медики». Образованы и активно работают общественный и молодёжный советы больницы. То есть и личным примером медицинские работники показывают, как надо относиться к сохранению своего здоровья.

Мы понимаем, что должны идти в ногу со временем. С учётом пожеланий посетителей обновлён официальный сайт больницы, есть страницы в социальных сетях, где предусмотрена возможность разместить отзывы, предложения и пожелания. Стараемся быть максимально доступными, поэтому практически каждый месяц проводим дни открытых дверей в КДЦ и акушерском отделении. В клинике проводятся школы здоровья по различным тематикам: будущие мамы, сердечно-сосудистые заболевания, офтальмология и многие другие.

Любой пациент здесь может оставить своё мнение, предложение. Перед выпиской ждём от него заполненную анкету, в которой предусмотрены все аспекты: и питание, и бытовые вопросы, и процесс лечения, и отношение персонала. Мы руководствуемся девизом: «Ваше здоровье – наш ежедневный труд».
 

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru