Вы здесь

Школьная медицина на пороге перемен




Вернутся ли в образовательные учреждения врачи и медицинские сёстры?

 

Законопроекты по внедрению новой системы школьной медицины, работа над которыми не останавливалась и в парламентские каникулы, будут внесены на рассмотрение Госдумы РФ в уже открывшуюся осеннюю сессию, сообщили в Комитете палаты по охране здоровья. Подход к школьному здравоохранению надо изменить, усовершенствовав его законодательную базу, считают и эксперты Общероссийского народного фронта.

Выполняя поручение Президента

«Мы проводили встречи с людьми, посещали школы, обсуждали систему оценки здоровья, контроль качества питания и многое другое. Тогда и зародилась мысль создать новую систему школьной медицины, при которой доктор имел бы возможность профессионального роста и занимался бы делом. Предложение было поддержано партией «Единая Россия», её председателем Дмитрием Медведевым, а потом и Президентом РФ Владимиром Путиным», – заявил Дмитрий Морозов, председатель Комитета Госдумы РФ по охране здоровья, разрабатывающего законодательные инициативы по внедрению новой системы школьной медицины.

Поручение Правительству проанализировать ситуацию в области охраны здоровья школьников и принять необходимые меры по его охране, включая оказание первичной медико-санитарной помощи, глава государства В.Путин дал в декабре 2016 г. «Надеюсь, что в течение года мы полностью обеспечим нормативно-правовую базу для внедрения новой системы школьной медицины», – сказал тогда Д.Морозов.

Руководитель профильного комитета Госдумы отметил, что пилотный проект такой медицины апробирован в 5 субъектах Федерации и обсуждался на парламентских слушаниях в нижней палате Федерального Собрания РФ. «Мы исходили из того, что дети практически живут в школах. Выработанные после слушаний рекомендации легли в основу нашей работы», – резюмировал Д.Морозов. Возглавляя думский комитет, он является и федеральным координатором партийного проекта «Единой России» «Здоровье – детям», реализация задач которого рассчитана на 2017-2022 гг. Важное звено в этом проекте отводится развитию школьной медицины. Активисты партии выступают, например, за то, чтобы в каждой школе работал специально подготовленный школьный врач, за создание доступной среды для детей-инвалидов, разработку на федеральном уровне стандарта оснащения школьного медицинского кабинета и т.д.

Как здоровье?

Необходимость целенаправленного развития системы школьной медицины подтверждают и последние данные Роспотребнадзора, согласно которым количество абсолютно здоровых детей в нашей стране не превышает 10-12%, а хронические заболевания есть более чем у половины школьников 7-9 лет и 60% старшеклассников. Частота функциональных нарушений у школьников увеличилась за последние 10 лет в 1,5 раза, хронических болезней – в 2.

Как отметили в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, большая часть этих проблем связана с нерациональным питанием детей, избыточным потреблением соли, сахара, мучных продуктов, недостаточным потреблением овощей и фруктов. Ранее министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова сообщила, что Минздрав совместно с Минсельхозом активно работают над реализацией программы по продвижению здорового питания. Она подчеркнула, что возглавляемое ею министерство строго отслеживает питание детей в школах и дошкольных образовательных учреждениях.

Данные Роспотребнадзора хорошо согласуются с результатами исследования, проведённого НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Национального научно-практического центра здоровья детей Минздрава России. Специалисты института в течение 11 лет вели наблюдение за здоровьем школьников из 4 учебных заведений Москвы – начиная с года, когда дети пришли в первый класс, и заканчивая 11-м классом. Всего в исследовании участвовало 426 детей, каждого из которых раз в год обследовали несколько врачей. Главный вывод специалистов: за время обучения в школе здоровье детей существенно ухудшается. Так, обследование первоклассников показало, что абсолютно здоровыми могут считаться 4,3% из них – эти дети попали в I группу здоровья. Ко II группе – «практически здоровых» – были причислены 44,4% первоклашек. К 11-му классу в I группе здоровья не осталось ни одного человека, численность учащихся со II группой сократилась на четверть – до 34%. Остальные дети попали в III и IV группы здоровья, то есть в категорию лиц, имеющих отклонения здоровья или страдающих хроническими заболеваниями.

Необходимая составляющая

Проблема ухудшения состояния здоровья детей в России действительно существует и тревожит общество, считает член Комитета Совета Федерации по социальной политике Татьяна Кусайко. До парламента, в 2011-2016 гг., она работала главным врачом детской поликлиники № 1 Мурманска.

«Это вызывает беспокойство у государства, у педиатрического сообщества в том числе. К снижению числа здоровых детей приводит совокупность различных факторов, таких как ухудшение экологической обстановки, генетические нарушения, не соответствующие возрасту физические, психоэмоциональные и психосоматические нагрузки», – сказала член Центрального штаба ОНФ. По мнению Т.Кусайко, главным в недопущении ухудшения состояния здоровья детей является профилактика. «Например, существующая гиподинамичность современных детей, неправильное питание ведут к ожирению, сахарному диабету, болезням сердца. На этом фоне невозможно переоценить важность формирования здорового образа жизни. В рамках его популяризации и профилактики заболеваний проводится много мероприятий при поддержке государства, общественных объединений, волонтёров», – отметила она. Сенатор добавила, что работы в этом направлении ещё очень много.

«Новые федеральные проекты и программы по защите и охране детства, формированию здорового образа жизни как раз показывают, что работа ведётся. Но ещё необходимо отметить и ответственность родителей, которые в первую очередь должны заботиться о формировании здорового образа жизни своих детей, в том числе на собственном примере», – полагает Т.Кусайко. Она подчеркнула, что основа защиты детского организма от многих болезней – вакцинопрофилактика, поэтому отказ родителей от прививок также приводит к росту заболеваемости детей.

«Школьная медицина, организованная должным образом, гигиена детей – необходимые составляющие в сохранении здоровья несовершеннолетних, основные направления которых – диагностика здоровья обучающихся, оценка распространённости факторов риска и санитарно-эпидемиологического благополучия, медицинский анализ готовности к новому учебному году, оздоровление детей в период отдыха, – отметила представитель Центрального штаба ОНФ. – Одним из важнейших факторов является состояние первичной медико-санитарной помощи. Дефицит кадров в этой сфере оказывает решающее значение в её снижении. Внесённые в этом году изменения в порядок проведения диспансеризации, возможно, в скором времени дадут положительные результаты. Ведь для полного выздоровления или предотвращения болезни важна вовремя выявленная патология. В условиях, когда в школах медперсонал зачастую представлен работающими на полставки, врачами-совместителями, а медсёстры приходят по расписанию, не находятся там постоянно, профилактическая работа и ранняя диагностика крайне затруднительны. Надо законодательно закрепить основы межведомственного взаимодействия образовательных и медицинских организаций, а также полномочия систем образования и здравоохранения при организации охраны здоровья детей и подростков».

Казалось бы, порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения в школе, а также рекомендуемые штатные нормативы мед работников, которые окончательно должны определять региональные власти, уже прописаны в российском законодательстве. На то есть и закон об охране здоровья граждан, и закон об образовании, и соответствующие нормативные акты.

Так, кстати, считают и в Минздраве России. Но факт остаётся, увы, фактом: до 40% выпускников школ, как отмечалось на парламентских слушаниях в Госдуме, не способны выполнить минимальные нормативы физической подготовки. Значит, нужны единая система мониторинга учащихся для контроля за их здоровьем и новый подход к организации школьного здравоохранения.

Рано снимать с контроля…

А всё новое, как известно, – это хорошо забытое старое. Значит, надо вернуть в школы медицинские кабинеты, врачей и медсестёр, которые начали исчезать из них после того, как были приняты закон об охране здоровья граждан и новый закон об образовании.

«Тогда мы фактически доверили организацию оказания медпомощи только системе здравоохранения. После этого школы были вынуждены убрать медиков из своего штатного расписания, а чтобы медкабинеты у них всё же остались – передать для этого в систему здравоохранения полностью оборудованные помещения, либо получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, – рассказывает заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Любовь Духанина. – При этом Министерство здравоохранения РФ утвердило такой перечень оборудования, который должен быть в этих кабинетах, что во многих регионах просто не хватало средств, чтобы его закупить, – прежде школьные врачи и медсёстры обходились гораздо меньшим количеством инструментов».

В результате, по словам Д.Морозова, во многих школах заботиться о здоровье учеников сейчас, по сути, приходится учителям. «А как они могут с этой задачей справиться, если врача мы готовим 6 лет? – задаётся вопросом депутат. – Почему мы вдруг взяли и, по сути, возложили на учителей всю ответственность за здоровье детей, не говоря уже об обязанности оказывать первую помощь? Что он может сделать, если у одного из 30 школьников на его уроке начались судороги? Или приступ астмы? Да в этом случае даже я со своей специальностью детского хирурга не хотел бы купировать такой приступ, не имея медикаментов. А ведь учитель не имеет права давать детям лекарства!»

Но у Минздрава свои соображения. Диагнозы школьников в электронных медицинских картах не должны быть доступны учителям или медработникам школы, сказала журналистам В.Скворцова. «Когда мы говорим о том, что школьные учителя должны быть о чём-то информированы, они должны быть информированы о группе здоровья, так бы я сказала. И о тех рисках, которые сопровождают ребёнка: возможности, как он переносит нагрузки физические, стрессовые и другие вопросы. Но при этом диагнозы не раскрываются», – цитирует её ТАСС. В.Скворцова отметила, что в рамках совместной работы с Министерством образования к сети будут подключены «те амбулаторные медицинские организации, где наблюдаются дети, и в том числе подключаем представителей школьной медицины, если они самостоятельно лицензированы, а не работают по договору с рядом находящейся поликлиникой».

А заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева провела, как уже сообщала «МГ», совещание по вопросу реализации проекта «Школьная медицина» в российских регионах. В его рамках будет организовано специальное обучение для школьных медработников, которым предстоит выстраивать свою работу с упором на профилактику болезней учащихся, уделять больше внимания контролю, соблюдению санитарных норм, отслеживать уровень физической и учебной нагрузки. Результатом такой деятельности должно стать снижение числа школьников, страдающих близорукостью, нарушениями осанки и ожирением.

Минздрав и Минобразования России уже работают над созданием единой базы данных для профилактики заболеваемости у детей школьного возраста.

Отказавшись закреплять постоянное присутствие в школах медработников, Минздрав откликнулся пока лишь на предложение ОНФ разработать перечни посин-дромной укладки медикаментов и перевязочных материалов для оказания детям неотложной медпомощи. Со следующего года, правда, в ряде медвузов начнётся подготовка специалистов по новой специальности «бакалавр-школьная медицина».

Такая вот ситуация. А ведь возврат медкабинетов в школы был предусмотрен ещё 4 года назад «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», утверждённой Президентом РФ.

Так что поручение главы государства о разработке мер по охране здоровья школьников выполнено не в полной мере, и снимать его с контроля преждевременно, считают в Народном фронте. А пока школьная медицина – в ожидании перемен…

Константин ЩЕГЛОВ, обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru