Вы здесь

Найти отклик в душах студентов

Высшая школа должна быть не просто «кузницей кадров», а центром культуры, источником гуманистических знаний и нравственного воспитания. Преподаватели вуза постоянно ищут пути оптимизации деятельности студентов. В свою очередь, использование инновационных технологий основывается на представлениях преподавателя о тех личностных качествах, которые должны быть сформированы у студентов, и, что не менее важно, на знании преподавателем актуальных и потенциальных возможностей конкретного контингента студентов. Сегодня в нашей стране меняется система мировоззренческих ориентаций молодежи. Выбор профессии для молодого человека является основой его самоутверждения в обществе и определяет его дальнейшую жизнь.

Плоды кризиса

В Московском государственном медико-стоматологическом университете разработана и активно претворяется в жизнь концепция воспитательной работы. Сразу следует отметить, что в последние годы большой процент поступающих в вуз имеют явные проблемы, связанные с активностью по освоению учебно-профессиональной деятельности. Отсутствие активной жизненной позиции является результатом системного кризиса в современной России, наиболее остро проявляющегося в сфере воспитания молодых граждан, вынужденных усваивать, а впоследствии и воспроизводить не устоявшиеся, противоречивые ценности и опыт.

Далеко не все будущие студенты могут реально оценить свои интересы и способности и соотнести их с особенностями и требованиями избираемой профессии. Как следствие, наблюдается углубление противоречия между современными требованиями к профессиональной подготовке и недостаточной социальной и психологической зрелостью студентов. С каждым годом растет недовольство преподавателей вузов уровнем готовности абитуриентов к продолжению обучения в высшем учебном заведении. Лояльное отношение к таким студентам отрицательно влияет на уровень мотивации учебной деятельности других студентов.

Нет программ и инструментария социологических опросов студентов, нацеленных на определение уровня их удовлетворенности постановкой учебного процесса, степени включенности в соуправление учебно-воспитательной деятельностью, выявление ожиданий от получаемого образования. Однако не всё зависит от программ и технологий. Даже если они реализуются недостаточно, то есть учебные формы воспитательной работы - это то, чем мы, преподаватели, занимаемся каждый день, всю жизнь. Они могут иметь неспецифическую и специфическую составляющие. Неспецифическая воспитательная составляющая учебного процесса представляет собой воздействие всей организации, всей атмосферы, всего хода педагогического процесса на становление личностных качеств студента.

У студентов будут развиваться добросовестность, трудолюбие, исполнительность, ответственность и другие положительные качества, если организация в вузе различных видов деятельности и отношений будут представлять собой эффективную воспитывающую среду. Это означает соблюдение учебной дисциплины профессорско-преподавательским составом, выполнение ими своего педагогического долга, преданность своей педагогической деятельности и науке, заинтересованность в успехах студентов и достаточный уровень требовательности к ним, приверженность преподавателей здоровому образу жизни.

Второй воспитательной составляющей учебного процесса является специфическая составляющая. Это воздействие содержания учебной дисциплины на становление качеств личности студента. В процессе обучения любой дисциплине четкое объяснение материала, активное участие всех студентов в обсуждении, увлеченность изучением предмета, заинтересованность в конечном результате формируют у студентов умение самостоятельно мыслить, любовь к знаниям и творческой работе. Нужно помнить, что обучение и воспитание взаимно стимулируют друг друга, иначе говоря, имеют положительную обратную связь.

Целостная система воспитательной работы

Воспитание - сложный, многоплановый и многоуровневый процесс, в котором положительный результат достигается путем расширения социального партнерства, развитием согласованного взаимодействия студента, педагога-воспитателя, коллектива вуза в целом. Такое взаимодействие позволяет педагогам эффективно решать задачи обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, экономического и социального прогресса общества.

Профессиональное медицинское образование имеет возможность показать студентам пути реализации таких качеств, как милосердие и сострадание, позволяет представить ценности познания, разума, роли истории и культуры, что играет огромную роль в становлении и самосовершенствовании врача.

В университете создана целостная система воспитательной работы, решением ученого совета с целью профессиональной, квалифицированной организации воспитательной работы в масштабе университета, координации усилий всех структурных подразделений университета в решении воспитательных задач введена должность проректора по воспитательной работе, которую занимает профессор К.Дзугаев.

Вопросы воспитательной работы рассматриваются центральным методическим советом, учебно-методическими советами факультетов, ими вырабатываются рекомендации по улучшению качества воспитательного процесса.

Со дня зачисления в студенты, обучающиеся в МГМСУ вовлекаются в воспитательный процесс. Самым первым, ярким событием для них традиционно является ежегодное проведение Дня посвящения в студенты и участие в Московском параде студентов.

Одной из форм учебно-воспитательной работы со студентами является кураторство. Многолетний опыт нашего вуза показывает, что это незаменимая и эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов. Она позволяет решать многие задачи, в том числе оказывать студентам помощь в учебе и других возникающих проблемах, передавать молодежи жизненный опыт, знания и традиции, оказывать определенное воздействие на их мировоззрение и поведение.

Куратор как ключевая фигура

В нашем университете кураторская работа велась всегда и фактически не прекращалась даже в те годы, когда была официально отменена. Новый импульс работе дало введение должности проректора по воспитательной работе в 2007 г. За прошедший период мы стремились сохранить свои лучшие традиции и учесть в работе новые реалии. На настоящий момент со студентами стоматологического факультета кураторами работают 18 преподавателей. На лечебном факультете в 2007-2008 гг. было решено отойти от общепринятой практики кураторства, когда с одной или двумя группами студентов, как это остается и сейчас в МГМСУ на стоматологическом факультете, работает один преподаватель. На лечебном факультете куратор работает с 6-7 группами, то есть ведет весь поток. На наш взгляд, хотя это и осложняет работу куратора в части контроля посещаемости и успеваемости, тем не менее дает положительные результаты. Студенческий коллектив становится более сплоченным, а внеучеб-ные мероприятия - более организованными и интересными.

Ключевая фигура - куратор студенческой группы. Назначение кураторов производится приказом ректора. Это, как правило, представитель профилирующей кафедры. И это не случайно. Преподаватель ведет занятия в своих группах и обычно имеет возможность видеть студентов 1-2 раза в неделю, быть в курсе выполнения ими учебного плана. Кроме того, переход из школьного в студенческое состояние требует усилий и времени для приспособления к новой среде. Многие первокурсники не умеют принимать элементарные решения. В вузе они сталкиваются с необходимостью самостоятельно распоряжаться своим времени, с новой средой друзей, приезжие - с особенностями образа жизни в общежитии. Все эти факторы сильно влияют на процесс адаптации первокурсников, и часто на помощь приходит куратор.

Работа куратора является составной частью его педагогической деятельности и отражается в индивидуальных планах как внеаудиторная учебно-воспитательная работа, что учитывается при прохождении конкурса на очередной 5-летний период.

Очень важна работа куратора со студентами 1-го курса. Это одна из важнейших форм работы, которая в определенной мере определяет дальнейшую судьбу студента. Куратор должен сделать очень много: узнать о своих студентах как можно больше сначала заочно, по личным делам, потом в процессе встреч и бесед; провести организационное собрание в группе и удачно подобрать актив группы (старосту, ака-демсектор, профорга, редколлегию), помочь создать в группе атмосферу доброжелательности, товарищества и взаимопомощи, регулярно проводить с группой или активом встречи (кураторские часы).

С помощью кураторских часов мы не только помогаем первокурсникам правильно сориентироваться в новой для них обстановке, но и стремимся к тому, чтобы студенты стали патриотами нашего университета, впитали в себя его богатые традиции. На кураторских часах помимо обсуждения учебных проблем, воспитательной работы с отдельными студентами и группой в целом проходят торжественные мероприятия (дни рождения, праздники).

Еще одна забота куратора - оказать необходимую помощь в проблемах, возникающих в общежитии. Это помощь в расселении и обустройстве студентов, в организации их самостоятельной работы и досуга, в разрешении нестандартных ситуаций.

Кураторы совместно со студенческим профсоюзом и деканатами выявляют студентов, имеющих серьезные заболевания и нуждающихся, и оказывают им различные виды помощи (социальная стипендия, льготное питание, путевки в санаторий-профилакторий и летний оздоровительный лагерь, материальная помощь, бесплатные билеты в театры и др.).

В обязанности куратора традиционно входит анализ итогов экзаменационных сессий и контроль за текущей успеваемостью студентов как по итогам контрольных недель, так и по текущей информации преподавателей. По итогам контрольных недель проводятся собрания в группах, беседы с отстающими студентами, в необходимых случаях оповещаются их родители. Эти меры приносят определенный положительный эффект.

По итогам контрольных недель проводятся заседания выпускающих кафедр, на которых кураторы отчитываются о своей работе, на них же приглашаются и преподаватели общих кафедр. В свою очередь, члены совета кураторов участвуют в заседаниях общих кафедр. Таким образом мы добиваемся координации усилий кураторов и преподавателей-предметников.

Основной эффект контрольные недели дают на первых двух курсах. На старших курсах обычно меняются приоритеты учебной работы кураторов. Большее внимание кураторы уделяют сильным студентам, привлекая их к работе в СНО, к посещению факультативных курсов, научных семинаров и конференций, тематических выставок. Именно куратор, преподаватель выпускающей кафедры, первым пытается разглядеть в студентах младших курсов будущих специалистов, и часто под его руководством они делают свои первые шаги в науке. В университете созданы действенные стимулы для привлечения студентов в СНО. Это участие в олимпиадах и научных студенческих конференциях, публикация тезисов студенческих докладов, присуждение именных стипендий студентам, лауреатам конференции СНО, льготы при поступлении в аспирантуру, дополнительные шансы для хорошего трудоустройства. Сегодня для студентов нашего университета участвовать в конференции СНО весьма престижно.

Студенческое самоуправление

Студенческое самоуправление - особая форма инициативной, самостоятельной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизни молодежи, развитие социальной активности, поддержку ее инициатив. Студенческий совет МГМСУ вместе с профкомом ведет официальный сайт, где размещаются фотографии и краткие очерки о студентах, также оформляются стенды и публикуются материалы в периодических изданиях университета. На доске почета можно увидеть фотографии студентов, имеющих самые высокие рейтинговые баллы на курсе, занимающих призовые места на научных конференциях и олимпиадах, получающих именные стипендии, лучших организаторов общественных мероприятий.

По итогам года в университете проводится фестиваль, на котором награждают студентов, проявивших себя в жизни вуза - учебе, научно-исследовательской работе, общественной деятельности.

Большое внимание в университете уделяется патриотическому воспитанию студентов. Студенты МГМСУ ежегодно принимают участие в молодежной патриотической акции «Никто не забыт», в конкурсе плакатов Москвы. В преддверии Дня Победы проходит возложение венков к могиле неизвестного солдата и факельное шествие «Огонь нашей памяти».

Социальные и экономические проблемы в российском обществе существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей, подростков, молодежи. Результатом этого процесса является распространение в молодежной среде алкоголизма, наркомании, психотропных средств. За последние 10 лет число больных наркоманией среди молодежи возросло в 17 раз. В концепции воспитательной работы в университете в целом и в работе кураторов уделяется большое внимание вопросам укрепления и сохранения здоровья студентов, их психологической и материальной поддержки, воспитания у молодежи ценности семьи, здорового образа жизни. В университете введена практика встреч администрации с родителями студентов младших курсов для решения учебных и воспитательных вопросов.

В МГМСУ проводится очень серьезная работа в сфере развития физической культуры, сохранения и укрепления здоровья студентов. В сентябре 2008 г. открыт фитнес-центр, пока с аэробными программами, в декабре организованы школы сноуборда и горных лыж. В университете последние годы проводятся соревнования по боулингу, дартсу, шахматам, пейнтболу.

Мероприятия, организуемые нашим университетом, трудно представить без хора, выступление которого сопровождается бурей эмоций. В 2008 г. Академическому хору МГМСУ исполнилось 5 лет. За эти годы участники хора прошли великолепную школу, хор всегда является мощным и ярким действием, украшающим любое событие и место. Уже несколько раз Академический хор МГМСУ становился дипломантом Московского межвузовского фестиваля студенческого творчества «Паруса Надежды» в номинации «Классический вокал», ежегодно участвует в московском студенческом фестивале «Фестос».

Все вышеперечисленные аспекты воспитательной работы, и в частности кураторской, непосредственно связаны с решением еще одной очень важной задачи. Это воспитание в студентах уважения и доброжелательности к людям других взглядов, вероисповеданий и национальностей. В нашем многонациональном студенческом коллективе данный вопрос успешно решается, в том числе примером дружной работы кураторского коллектива. Надо сказать, что ежегодно в университете большой популярностью пользуются проводящиеся дни национальной культуры Армении, Азербайджана, Палестины, Йемена.

У каждого куратора есть свой подход к студентам, свои методы работы. В помощь им разработан дневник куратора студенческой группы. По отзывам наших студентов, усилия кураторов находят отклик в их душах, и это, наверное, самая большая радость для нас.

Елена БЕЛОВА,
старший преподаватель кафедры
общей и биоорганической химии,
куратор II потока
лечебного факультета,
кандидат педагогических наук.
Московский государственный
медико-стоматологический
университет.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru