Вы здесь

Старикам везде должна быть дорога

Считается, что с возрастом мозг человека «работает» всё хуже и хуже: пожилые люди с трудом запоминают информацию. Однако психологи Гарвардского университета показали, что стареющий мозг впитывает большее количество информации, чем мозг молодых людей, но делает это медленнее и надежнее, связывая ее с другими явлениями и классифицируя.

В американском супермаркете, особенно летом, перед покупателем обычно стоит выбор - к какому кассиру встать в очередь? К молодому, который подрабатывает на каникулах, или к старому, который подрабатывает к пенсии. Опытные покупатели обычно склоняются ко второму варианту. Пожилые работают медленнее, зато они делают меньше ошибок, в результате обслуживание идет быстрее и надежнее.

Недавно выяснилось, что такой выбор имеет под собой и статистические, и научные, психологические обоснования. Дело в том, что сейчас в массовом порядке выходят на пенсию представители самого многолюдного в американской истории поколения «бэби-бумерс». Тут-то и выяснилось, что найти им смену труднее, чем казалось. Потому такие крупные компании, как, скажем, гигантская торговая сеть «Уолл-март», заманивает обратно на работу пенсионеров, предлагая даже рядовым сотрудникам, тем же кассирам, укороченную неделю и рабочие места во Флориде.

Заинтересовавшись этим фактом, за дело взялась наука, которая решила разобраться, что происходит с нашим стареющим мозгом - чем он хуже и чем, что гораздо интереснее, лучше молодого. Один из авторов исследования, сотрудница кафедры психологии Гарвардского университета Шелли Карсон рассказала: «Принято считать, что с годами мозг начинает работать хуже. Наше исследование показало, что мозг пожилых людей впитывает большее количество информации, чем мозг молодых людей; делает это медленнее из-за расширения фокуса внимания, но надежнее, связывая ее по ходу запоминания с другими явлениями и классифицируя ее в мозгу в связи с последними».

Можно ли считать это мудростью, которая, как всегда верили, приходит с годами?

«Начну с определения, что такое мудрость, - продолжает Шелли Карсон. - Одно из запомнившихся мне определений: мудрость - это способность воспринимать всё шире и глубже. Можно сказать по-другому: мудрость - это умение использовать собранный за долгие годы жизненный опыт. Если накопленная информация - знания, а мудрость - умение организовать эти знания и использовать их, то, конечно, старость связана с мудростью. Но с годами далеко не всегда приходит мудрость: она присуща только стареющему не патологическим, вследствие болезней, а естественным путем мозгу».

Разумеется, в полагающихся на использование накопленного опыта и знаний профессиях работодатели отдают предпочтение пожилым людям. В числе таких профессий - адвокатская и судейская, то есть те, где не требуется техническое образование. В то же время в последние десятилетия стало заметно, как президентами крупных компаний, профессорами, комментаторами новостей всё чаще становятся молодые люди. Это происходит, возможно, из-за того, что наше общество отдает предпочтение молодо выглядящим людям и потому, что технологическое развитие нашего общества требует знаний, накопление и быстрая переработка которых успешнее производятся молодыми людьми.

Что касается политики, мозг пожилого человека менее импульсивен, и это преимущество солидного по возрасту президента, такого как бывший президент Рейган или кандидат в президенты от партии республиканцев Маккейн. Также пожилых людей, политиков в том числе, меньше заботит, что о них думают другие. И конечно, не надо забывать об умудренности жизненным опытом. Всё это вместе взятое говорит, что предпочтительнее иметь пожилого президента. Молодой же будет скорее склонен вносить изменения в принятый порядок вещей и дел, он будет спонтанен в вынесении и принятии решений. Но мудрости ему взять неоткуда.

Если говорить о творческой деятельности, всё зависит от того, каким видом творчества занят человек. Типичными примерами являются изобразительное искусство, музыка, литература и наука. Заслуженный профессор отделения психологии Университета штата Калифорния в Дейвисе Дин Кит Саймонтон провел важнейшее исследование творческого процесса на протяжении жизни человека. Он обнаружил, что человек достигает пика в творческой деятельности в разный для каждого вида творчества период. Физик-теоретик, как правило, достигает вершины своего творческого потенциала в молодом возрасте. Примерами могут служить Эйнштейн и гений-математик Джон Форбс Нэш, ставший героем книги и фильма «Игры разума». Композиторы, художники и писатели успешнее творят в более поздний период своей жизни. Но творческий потенциал распространяется по всей длине жизни. Накопленный же опыт способствует не всякому творческому процессу.

Пожилые люди с их накопленными знаниями и опытом становятся прекрасными консультантами практически во всех родах деятельности человека, где не требуется базы технических знаний. Другое поле деятельности, где грех не использовать пожилых людей, - это преподавание. В Америке ширится движение среди граждан в возрасте, безвозмездно предлагающих свой опыт, - они становятся наставниками в учебных заведениях.

Что можно сделать, чтобы наш мозг не слабел со старостью? Разные исследования предлагают разные способы поддержания живости ума. Самый популярный -постоянное получение знаний. Выйдя на пенсию, многие начинают брать какие-нибудь уроки: рисования, языка, стрельбы из лука, философии. Но самое главное -это оставаться активными физически. Занимаясь аэробикой, например, мы питаем мозг кислородом. Правильное питание и отдых как минимум 8 часов в день - две следующие важные составляющие поддержания жизнедеятельности клеток мозга и системы нашей памяти.

Юрий БЛИЕВ, обозреватель «МГ».

По материалам Associated Press.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru