Вы здесь

Фармкомпании все чаще используют ускоренные процедуры одобрения и предоставляют пациентам неэффективные препараты

Продажи одного из новых препаратов от бокового амиотрофического склероза (БАС) принесли его производителю 400 миллионов долларов. Но препарат оказался неэффективным. На лекарстве от рака крови фармкомпания заработала почти 850 миллионов долларов, прежде чем оно было отозвано, этот препарат приводил к смерти пациентов. Эти лекарственные средства были разрешены к продаже на американском рынке из-за стремления Управления по контролю за продуктами и лекарствами США быстро предоставлять пациентам новые лекарства - иногда даже до завершения их тестирования.

Авторы недавно завершенного американского исследования, опубликованного в медицинском журнале JAMA, утверждают, что не больше половины препаратов от рака, получивших ускоренное одобрение FDA, оказались эффективными.

В исследовании, результаты которого были представлены на ежегодном собрании Американской ассоциации исследований рака, были рассмотрены 129 препаратов, получивших ускоренное разрешение на лекарства от рака в период с 2013 по 2023 год. Лишь 43% доказали повышение выживаемости или качества жизни. Исследователи обнаружили, что из этих лекарств две трети получили в итоге регулярное одобрение, 10 препаратов были отозваны с рынка, но только 43% продемонстрировали, что они повышают общую выживаемость или улучшают качество жизни. 30 из 48 препаратов (63%) получили со временем другие назначения, например, более раннюю линию терапии. Кроме того, исследователи отметили, что препараты с ускоренным одобрением быстрее уходят с рынка: в среднем через 3,6 года в период с 2013 по 2023 год.

Программа ускоренного утверждения лекарственных средств была разработана в 1992 году, в основном в ответ на эпидемию ВИЧ/СПИДа в 1980-х годах, после того как сторонники программы призвали Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) ускорить доступ к инновационным продуктам, которые обещают помочь при серьезных, неизлечимых заболеваниях. Но с годами это превратилось в процесс утверждения, который, по словам критиков, вносит путаницу и может подвергать людей риску.

Благодаря этой ускоренной процедуре фармацевтические компании получают прибыль. Согласно данным, собранным агентством Bloomberg, с 2014 года они заработали по меньшей мере 3,6 миллиарда долларов на глобальных продажах лекарств, которые в большинстве случаев либо позже оказались неэффективными, либо были отозваны с рынка.
«Мы получаем лекарства все быстрее и быстрее, знаем о них все меньше и платим все больше и больше», — говорит профессор Йельского университета Грегг Гонсалвес, бывший активист по борьбе со СПИДом, который в 1990—х годах был частью группы, призывавшей FDA действовать быстрее, но, при этом, более жестко.

По его словам, группы пациентов, которые сейчас настаивают на скорейшем получении разрешений, извлекли неправильные уроки из кризиса, связанного с ВИЧ. «Идея не в том, чтобы иметь больше лекарств. Важно, чтобы лекарства были эффективными», - напоминает Гонсалвес. Существует несколько способов, с помощью которых фармацевтическая компания может ускорить предоставление лечения пациентам: это «приоритетная проверка», затем «ускоренная процедура», «ускоренное одобрение» и «прорывная терапия». 

Компании также могут использовать ваучеры для обеспечения более быстрой проверки лекарств, которые не соответствуют обычным требованиям. Анализ данных, проведенный агентством Bloomberg, показал, что большинство новых лекарственных средств в США одобрены одним или несколькими из этих ускоренных способов. В прошлом году две трети всех новых лекарств поступили на рынок таким образом. В некоторых случаях эти способы могут помочь пациентам получать медицинские препараты на годы быстрее, чем при традиционном одобрении. Они позволяют проводить меньше исследований лекарств до их утверждения, более оперативный анализ проведенных исследований или, в некоторых случаях, давать более широкий доступ к высшим должностным лицам FDA.

Ускоренное одобрение лекарств также оказывает влияние на инвесторов. Акции взлетают, когда компания объявляет, что один из ее препаратов прошел процедуру ускоренного одобрения. Позже, когда появляются признаки того, что лекарство не работает, акции обычно падают.

Препарат Amylyx Pharmaceuticals Inc. от БАС является одним из таких примеров. В 2022 году, когда компания добивалась одобрения, было завершено только одно небольшое испытание, которое, по словам критиков, не показало явной пользы. Один из руководителей пообещал отказаться от препарата, если исследования в конечном итоге подтвердят, что лечение на самом деле неэффективно. Акции компании выросли более чем на 50% после того, как консультанты FDA проголосовали за одобрение. После выхода на рынок «приоритетного» одобрения лечения препаратом Amylyx стоимость терапии составила 158 000 долларов в год.

Спустя почти полтора года после того, как препарат появился на рынке, масштабное исследование подтвердило то, что уже подозревали скептики: препарат Amylyx ничем не лучше плацебо. Акции компании упали более чем на 80%. Теперь Amylyx выводит свой препарат с рынка — после того, как его продажи принесли компании 400 миллионов долларов.
Десятилетия назад эксперты FDA работали не очень «гибко», и лекарства иногда не выпускались годами, поскольку агентство требовало больше данных. «Сейчас они зашли так далеко в противоположном направлении, что иногда одобряют то, чему буквально нет доказательств, кроме принятия желаемого за действительное», - говорит Диана Цукерман, президент некоммерческого Национального центра исследований в области здравоохранения.

Теоретически, программы ускоренного одобрения предназначены для наиболее перспективных и важных лекарств. На практике фармацевтическая промышленность нашла способы расширить использование этих препаратов, выйдя за рамки относительно узких областей применения, для которых они изначально предназначались. Это может быть связано с давлением на FDA со стороны пациентов и их близких, которые часто объединяют усилия через некоммерческие организации, что делает быстрое одобрение лекарств частью их миссии. Ассоциация БАС, например, заявила в своем ежегодном отчете, что она «провела кампанию, призванную побудить FDA действовать безотлагательно и гибко», чтобы обеспечить пациентов препаратом Amylyx.

После того, как препарат Amylyx потерпел неудачу в более масштабном исследовании, Ассоциация по борьбе с БАС опубликовала заявление, в котором выразила разочарование и отметила, что они поддержали раннее одобрение, поскольку препарат казался безопасным, а пациенты «были готовы рискнуть, если он окажется неэффективным».
Одна из проблем, связанных с тем, что Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов FDA быстро выводит лекарственное средство на рынок, заключается в том, что это может открыть путь и для получения одобрения аналогичных препаратов. Именно это произошло с группой препаратов от рака крови. Препарат Zydelig компании Gilead Sciences Inc. был одобрен в 2014 году благодаря ускоренному применению для лечения двух типов лимфом. Но в течение двух лет компания приостановила многочисленные исследования препарата из-за серьезных побочных эффектов и смерти пациентов в ходе испытаний. Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов опубликовало предупреждения о безопасности, однако в последующие годы агентство продолжало выдавать ускоренные разрешения на ряд аналогичных препаратов.

Одним из таких лекарств был препарат от рака крови Ukoniq от TG Therapeutics Inc., которая в феврале 2021 года получила ускоренное одобрение для лечения двух типов лимфомы на основе небольших исследований, в которых не оценивалось, увеличивается ли продолжительность жизни пациентов. Акции компании после быстрого одобрения подскочили на 12%.
Но менее чем через год более масштабное исследование препарата TG Therapeutics выявило потенциальный повышенный риск смерти по сравнению с пациентами, получавшими стандартное лечение.

Компания, по настоянию FDA, сняла препарат с продажи в апреле 2022 года и прекратила процедуру одобрения для лечения других видов рака. FDA, отвечая на вопросы о Ukoniq, заявило, что агентство потребовало дальнейшего изучения препарата, чтобы убедиться, что он эффективен.  В том же году компания Gilead объявила, что добровольно откажется от двух применений препарата Zydelig для лечения лимфомы в США, примерно через шесть лет после того, как компания прекратила испытания из-за смерти пациентов.

Представитель Gilead заявил, что отзыв препарата был вызван не соображениями безопасности, а скорее трудностями с регистрацией людей для участия в дополнительных исследованиях, требуемых FDA. Препарат Gilead по-прежнему продается для применения, для которого он был первоначально одобрен, - для лечения хронического лимфолейкоза.
Согласно исследованию JAMA Internal Medicine, компания Gilead заработала на мировых продажах препарата 842 миллиона долларов, прежде чем отозвала его для некоторых видов применения в США, где он принес почти половину этих доходов.
«За шесть лет до отзыва препарата уже были серьезные опасения по поводу токсических эффектов и минимума доказательств эффективности» в новых исследованиях, - сообщает Титас Банерджи, доцент клинической практики Университета здравоохранения и науки штата Орегон. 

Одна из проблем заключается в том, что иногда производители лекарств сопротивляются изъятию препарата с рынка даже после того, как становится очевидно, что он не работает. Препарат Makena, снижающий риск преждевременных родов, получил ускоренное одобрение в 2011 году. Восемь лет спустя масштабное судебное разбирательство показало, что препарат неэффективен.

FDA потребовалось еще четыре года, чтобы убрать его с рынка. Компания Makena за 12 лет своего существования на рынке заработала на продажах более 1,6 миллиарда долларов.
Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов пытается усилить свои позиции, чтобы убрать с рынка проблемные препараты. В феврале агентство впервые применило новую процедуру «ускоренной отмены», чтобы аннулировать одобрение препарата от рака костного мозга Pepaxto от Oncopeptides AB после того, как агентство пришло к выводу, что новое исследование не подтвердило эффективность препарата и фактически продемонстрировало, что пациенты, принимавшие его, умерли раньше.
Акции Oncopeptides, которые достигли двухлетнего максимума на торгах вскоре после ускоренного одобрения в феврале 2021 года, с тех пор потеряли более 95% своей стоимости.
Бюджет FDA все чаще наполняется от поступлений от фармацевтической промышленности на оплату услуг, связанных с обзорами лекарств. В прошлом году на такие выплаты пришлось почти половина бюджета агентства, составляющего почти 7 миллиардов долларов, по сравнению с примерно четвертью бюджета в 2010 году.

Согласно анализу данных, собранных Boston Consulting Group, в последние годы агентство одобряет все большее число лекарств, причем в прошлом году число одобренных новых терапевтических препаратов достигло беспрецедентного уровня. Компания также может использовать более одного ускоренного способа производства одного и того же препарата в надежде намного быстрее выйти на рынок.

В 2016 году был одобрен препарат от рака Eli Lilly & Co. Lartruvo, который прошел все четыре ускоренных пути одобрения. Ускоренное одобрение было основано на результатах одного исследования с участием 133 пациентов, которое показало многообещающие результаты по выживаемости при саркоме, хотя влияние препарата на замедление роста раковых клеток оставалось неясным.

Чуть более двух лет спустя более масштабное исследование показало, что препарат не оказывает никакого влияния на выживаемость пациентов, и Eli Lilly & Co отозвала его с рынка. Представитель Lilly заявил, что компания стремится быстро провести исследования, необходимые для подтверждения эффективности своего препарата, и что программа ускоренного утверждения является «эффективным механизмом» для быстрого доступа к перспективным методам лечения. За короткое время, пока препарат Lilly был доступен, его продажи превысили 500 миллионов долларов.

Марина КЫН
 

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru