Вы здесь

Без пафоса, по существу

Цель у чиновников и политиков одна, а решения могут быть разными

Очередной диалог между главой Минздрава России и членами Комитета Госдумы по охране здоровья в целом был продуктивен, хотя и показал, что у исполнительной и законодательной властей могут различаться взгляды на способы преодоления одной и той же отраслевой проблемы.

13 марта во время рабочей встречи с членами профильного Комитета Думы руководитель ведомства очень подробно, в цифрах и фактах, представил результаты реализации национальных проектов в сфере здравоохранения, а также решения острых вопросов кадровой политики и социальной поддержки медицинских работников. Подробнее об этом «МГ» расскажет после итоговой коллегии министерства.

А пока хотелось бы остановиться на втором пункте повестки – диалоге министра и парламентариев. Михаил Мурашко кратко, но предельно ёмко дал ответы на обращённые к нему вопросы членов Комитета по охране здоровья. Оказалось, что в ряде случаев либо проблема не столь остра, как её преподносят политики; либо решение, предлагаемое членами комитета, нельзя назвать хорошо продуманным; либо министерством на самом деле уже приняты меры, просто депутаты об этом не знают.

Надо уметь договариваться

Член Комитета по охране здоровья академик РАН Александр Румянцев считает не до конца юридически решённым вопрос об использовании клинических баз, на которых располагаются кафедры медицинских вузов для практической подготовки студентов и ординаторов. По словам академика, у обучающихся нет допуска к пациентам. То же самое касается преподавателей, которые ведут занятия на клинических кафедрах и не могут заниматься лечебной деятельностью без официального трудоустройства в данном лечебном учреждении. «По этой причине снижается качество подготовки будущих врачей», – высказал обес­покоенность А.Румянцев.

Отвечая на вопрос, М.Мурашко сказал, что на самом деле в нормативном плане всё урегулировано федеральными законами № 273­-ФЗ «Об образовании» и № 323-­ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», а также подзаконными актами. В частности, есть ведомственный приказ о том, как выстраиваются отношения между вузом и клинической базой, включая ведение пациентов сотрудниками и студентами клинических кафедр.

– Могу дать вам справку, где чётко расписано, кто что должен делать. Другое дело, что не всегда выстраиваются доверительные отношения между ректорами вузов и главными врачами лечебных учреждений именно в человеческом плане. Иной раз приходится даже указывать им на то, что такая настройка должна быть проведена ради достижения общего результата – подготовки хороших кадров для медицины, – продолжил М.Мурашко.

Очень важное дополнение сделала присутствовавшая на этой встрече заместитель министра здравоохранения Татьяна Семёнова. Она напомнила парламентариям, что данный вопрос активно рассматривался в Госдуме и Минздраве, начиная с 2012 г., и был окончательно урегулирован в 2016 г.

В итоге в федеральных законах № 323­ФЗ и № 273­ФЗ появилась норма, что профессорско­преподавательский научно­педагогический состав образовательных учреждений, который занимается практической подготовкой студентов и ординаторов медицинских вузов, приравнивается к медицинским работникам.

– Также в статье 83 Федерального закона «Об образовании» было закреплено понятие «клиническая база», а затем принят подзаконный акт, утверждающий типовое положение о взаимоотношениях между вузом и базой практической подготовки медицинских кадров. Ярким примером того, что это положение хорошо работает, является РНИМУ им. Н.И.Пирогова. В частности, профессора и преподаватели кафедры акушерства и гинекологии университета работают в Первой городской клинической больнице Москвы, оперируют и лечат пациентов, не вступая в трудовые отношения с этим учреждением, – подчеркнула Т.Семёнова.

В то же время Минздрав готов к взаимодействию с депутатским корпусом в части пересмотра содержания и статуса образовательных стандартов. Именно эта мера позволит остановить снижение качества подготовки будущих врачей. Стандарты, по выражению замминистра, действительно «стали слишком рамочными». Они не содержат в себе основную образовательную программу, где перечислены обязательные к изу­чению дисциплины и практические навыки, которые в процессе обучения должен освоить будущий медработник.

Министерство здравоохранения уже получило поддержку аппарата Правительства и Минобразования, теперь надеется на то, что и Госдума поддержит его инициативу внести коррективы в закон об образовании. А именно – разработать типовую форму образовательной программы для всех медицинских учебных заведений независимо от формы собственности. Последнее замечание принципиально важное, учитывая, что на рынке появляются негосударственные вузы, которые работают по своим образовательным программам.

Регион отказался, государство поможет?

Депутат Александр Петров сформулировал свой вопрос министру весьма эмоционально: «От имени своих избирателей хочу напомнить, что в Еврейской автономной облас­ти нет детской поликлиники. Есть восемь кабинетов детских врачей, и всё. На это даже указывала Счётная палата. Мы считаем, что вопрос необходимо взять под контроль министру здравоохранения России. Просим вас найти решение и как можно быстрее построить детскую поликлинику в этом субъекте РФ».

Ответ М.Мурашко был настолько неожиданным, что сразу обнулил весь градус депутатского пафоса.

– Поскольку я глубоко погружён в эту тему, могу провести для присутствующих исторический экскурс. Мы предлагали администрации региона передать под детскую поликлинику гостиницу, которая принадлежала государству. Была возможность оснастить это здание медтехникой и сделать прекрасную поликлинику. Но руководство региона приняло решение продать гостиницу. Было сказано, что вырученные деньги направят на строительство детской поликлиники. Однако что­то, видимо, не сработало…, – с иронией сказал министр.

В то же время, по его словам, Минздрав России этот объект поддерживает. Ожидается, что возведение здания детской поликлиники в ЕАО будет включено либо в федеральный проект «Модернизация первичного звена здравоохранения», либо в другую федеральную программу по строительству медицинских учреждений.

Ухудшения нет

Удалось ли в 2023 г. преодолеть дефицит кадров в здравоохранении? В каких регионах ситуация остаётся наиболее острой? Об этом спросил министра депутат Николай Осадчий. Особенно сильно парламентария интересует, как обстоят дела с кадрами психиатров и инфекционистов. Спрашивая об этом, политик обосновал свой интерес неблагоприятным информационным фоном, который, по его выражению, «постоянно нагнетается средствами массовой информации».

Сказанное нардепом можно понять так: на самом деле никакой инфекционной угрозы ни миру, ни России нет, её придумали и разгоняют журналисты. То же самое с психическими заболеваниями: этот раздел здравоохранения в полном порядке, вот только СМИ нагнетают страсти. Но коль скоро речь идёт лишь об информационном шуме, нагнетаемом журналистами, то зачем же депутат интересуется, достаточно ли специалистов в инфекционной и психиатрической службах?

Ответ главы Минздрава России абсолютно недвусмысленно дал понять, что задача укрепить кад­ровую службу данных разделов здравоохранения обусловлена реальной необходимостью, а вовсе не фантазиями СМИ.

– Что касается подготовки специалистов для психиатрической и инфекционной служб, они находятся в зоне особого внимания, и по ним уже приняты решения. По обеим специальностям выделены дополнительные объёмы приёма в ординатуру, – сообщил М.Мурашко.

Кроме того, министр сказал, что социальные выплаты, которые получили уже 990 тыс. медработников, обеспечили кадровую стабильность отрасли. Дальнейшего ухудшения ситуации нет. По отдельным субъектам РФ и направлениям медицины видна даже позитивная динамика в плане кадровой обеспеченности.

– Самое сложное положение по­прежнему сохраняется в первичном звене, особенно в сельском здравоохранении. Именно поэтому Президент России в послании Федеральному собранию предложил ряд мер по поддержке специалистов «первички» в виде дополнительных социальных выплат. Также все слышали, что Президент сообщил о пилотном проекте по внедрению новой системы оплаты труда. Такое решение принципиально важно для системы здравоохранения страны, – подчеркнул министр.

Отучился – отработай

Задача обеспечить юридическую и финансовую ответственность выпускников медицинских вузов, которые нарушили договор о целевом обучении, уже решена. Но она не решена в отношении студентов­целевиков медицинских колледжей. Правовая норма о компенсации стоимости обу­чения выпускников, нарушивших условия договора, прописана очень размыто, и руководители медколледжей обращают на это внимание. Член Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Леонов поинтересовался, как министерство здравоохранения относится к идее ужесточить требования к тем студентам медколледжей, которые нарушают свои обязательства по окончании учёбы и не выходят на работу по месту целевого направления?

– Мы против ужесточения – мы за повышение ответственнос­ти, – переформулировал задачу М.Мурашко. Но в целом, по выражению министра, идея верная: когда государство предоставляет гражданам определённые преференции, это должна быть дорога с двусторонним движением.

Тема, которую в своём вопросе обозначил депутат, действительно тревожит министерство. В то же время, напомнил министр, задача повышения ответственности студентов­целевиков медицинских колледжей решается в рамках действующего правового поля. Субъекты РФ, принимая решения о финансировании системы образования, могут доводить средства на целевое обучение через главного врача медицинской организации, который направляет человека на учёбу с условием его возвращения в это учреждение.

– Заключается трёхсторонний договор между студентом, колледжем и лечебным учреждением. Главный врач оплачивает учёбу, тем самым формируя ответственность студента, в том числе финансовую. Таким образом, вариант решения проблемы уже есть. Соответствующее инструктивное письмо мы направили в регионы ещё в прошлом году, потому как видим, что есть разница между субъектами РФ в процентах возврата целевых студентов к месту работы по окончании обучения, – разъяснил М.Мурашко.

При этом ведомство готово обсудить с комитетом и вариант изменения федерального законодательства, если такая инициатива появится.

Передвижка буксует

Обеспокоенность физической доступностью лекарств для населения страны высказал депутат Евгений Нифантьев. Он напомнил, что в нашей стране работает более 77 тыс. аптечных организаций и по понятным причинам они расположены на территории неравномерно.

– Зачастую остро стоит вопрос обеспечения лекарствами жителей малонаселённых пунктов. Какие меры принимаются министерством по повышению лекарственной доступности для этой категории граждан? И какова позиция Мин­здрава относительно депутатской инициативы о передвижных аптечных пунктах, которые могли бы работать в тех населённых пунктах, где нет стационарных аптек, участковых больниц и ФАПов, в которых можно приобрести лекарства? – Так звучал вопрос парламентария, вся профессиональная деятельность которого, к слову, связана с фармбизнесом.

Отвечая по порядку, министр сначала напомнил, что в кратчайшие сроки, всего за один квартал, был реализован новый формат лицензирования фельдшерско­акушерских пунктов по продаже лекарств. Это открыло новые возможности для жителей тех населённых пунктов, где нет аптечных организаций. Но что касается следующей итерации – организации мобильных аптек – тут не всё так просто, бизнесу придётся подождать.

– Вы правы, данное направление нужно расширять и предусматривать новые формы обеспечения лекарственной доступности. Но для нас в этом вопросе, как в медицине вообще, основополагающим является следование принципу «не навреди». Когда используем мобильные формы доставки и розничного отпуска лекарственных препаратов, нельзя пренебрегать соблюдением надлежащих условий их хранения. По нашей просьбе было проведено лабораторное тестирование: если препарат из­за погодных условий находится в условиях глубокой заморозки или, напротив, повышенных температур, это отражается на его свойствах и качестве. С учётом этого  мы считаем, что формат пилотного проекта по организации передвижных аптечных пунктов может быть рассмотрен, но с очень жёсткими требованиями по недопущению изменения качества лекарств, – заявил М.Мурашко.

Кроме того, министр считает необходимым заранее рассчитать, насколько экономически эффективно и целесообразно будет заниматься организацией такой формы доставки лекарств. Глава ведомства не исключает появления и других решений, более оптимальных во всех смыслах.

Елена БУШ,

обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru