Вы здесь

Нет - «услуге», да - «помощи»!  

 Долгая история с отказом от использования фразы «медицинская услуга» применительно к оказанию медицинской помощи вышла на финишную прямую.  20 марта 2024 года в Государственную Думу внесён законопроект № 580179-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статью 1 Закона «О защите прав потребителей»», который в случае его принятия может стать исторически значимым.   

 У данной законодательной инициативы большая группа авторов: свои подписи под законопроектом поставили семь членов Совета Федерации и двадцать один депутат Госдумы. Справедливости ради следует отметить, что сама идея ограничить использование формулировки «медуслуга» исключительно финансово-экономическими документами и не описывать с её помощью работу врача с пациентом на протяжении многих лет высказывалась профессиональным медицинским сообществом в лице   Нацмедпалаты и Российского общества хирургов. Наконец, после того, как в начале февраля 2024 года Президент России Владимир Путин рекомендовал прислушаться к доводам врачебной общественности, идея быстро обрела форму законопроекта.

 - Не знаю, почему наши бюрократические структуры так упираются, - сказал глава государства на встрече с доверенными лицами, которые спросили его мнение о возможности отказа от термина «медицинская услуга».    

 В Пояснительной записке к внесённому законопроекту сказано, что он  разработан в целях повышения престижа врачебной профессии и декриминализации деятельности по оказанию медицинской помощи. Широкое использование в общественной среде и медийном пространстве  слов «медицинская услуга» ассоциирует в сознании людей медработников с лицами, которые расчётливо оказывают услуги, а не искренне, с полной самоотдачей помогают своим пациентам.

 Авторы проекта закона подчёркивают: «Медицинская помощь, гарантированная Конституцией Российской Федерации, не может определяться понятием «услуга» (равно как врачи не выполняют чей-либо заказ на услугу) или удовлетворять чьи-либо потребности в соответствии с пожеланиями потребителя. Применение к медицинской деятельности термина «услуга» влечёт распространение на указанные отношения положений Закона РФ «О защите прав потребителей». На практике это означает, что к отношениям по оказанию медицинской помощи возможно применение общеизвестного правила «потребитель всегда прав», поскольку услуга в рамках указанного закона подразумевает удовлетворение требований потребителя».

 Драматическим «побочным эффектом» подмены терминов «услуга» и «медицинская помощь» в Федеральном законе № 323 «Об основах охраны здоровья граждан» стало применение к медицинской деятельности статьи 238 Уголовного кодекса РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Суды, рассматривая дела о ятрогенных преступлениях, ссылаются на нормы Федерального закона № 323, что  приводит к осуждению врачей не за совершение непреднамеренной врачебной ошибки, а за якобы умышленное несоблюдение требований к оказанию конкретного вида медицинской услуги (наказание - до 10 лет лишения свободы).

 В результате, указывают сенаторы и депутаты, сложилась ситуация, когда врачи боятся брать на себя риски лечения сложных и тяжёлых пациентов из-за высокой вероятности неудачи и наступления уголовной ответственности: взялся оказывать услугу, но не оказал её так, чтобы клиент и его родственники остались довольны. Кстати, в Пояснительной записке к законопроекту впервые использована фраза «обоснованный риск»: он нередко сопровождает действия медицинского работника при спасении жизни больного или пострадавшего. Очень важно, чтобы и эта формулировка также оказалась закреплена в законодательстве.

 Итак, законопроектом предлагается дифференцировать толкование и применение терминов «медицинская помощь» и «медицинская услуга». Так, под словами «медицинская помощь» должны подразумеваться медицинское вмешательство или комплекс действий по оказанию помощи пациентам. При этом отношения по оказанию медицинской помощи, в том числе правила и условия её оказания, права и обязанности, а также ответственность медработников регулируются только нормами специального законодательства, но никак не законом «О защите прав потребителей».                 

 В то же время понятие «медицинская услуга» предлагается употреблять узко - исключительно в документах, сопровождающих финансирование системы здравоохранения, составление номенклатур и стандартов, лицензирование медицинской деятельности, ведение статистического учёта в отрасли.

 Помимо повышения престижа врачебной профессии отказ от слова «услуга» применительно к работе доктора даст ещё один важный результат - ограничит применение статьи 238 УК РФ в отношении медиков, то есть станет серьёзным шагом к декриминализации врачебной деятельности.

 Вот как прокомментировал данный законопроект один из его авторов, Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев: «Предложено решение вопроса, который давно поднимает медицинское сообщество страны: что делают врачи и медсёстры на работе в прифронтовых госпиталях, в машинах скорой помощи, во время экстренных операций, на приёме в поликлинике – помогают, лечат, спасают или оказывают услугу? Пришло время расставить всё по своим местам: для каждого из понятий - «помощь» и «услуга» - будут законодательно определены свои ниши. Предложенные нами поправки в законодательство помогут решению проблемы дефицита кадров в здравоохранении, поскольку сегодня врачи, опасаясь необоснованного уголовного преследования по статье 238 УК РФ, уходят из профессии. А это не в интересах ни медицинской отрасли, ни государства, ни самих пациентов».

Елена БУШ,

обозреватель «МГ»

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru